Система охлаждения ваз 2110 старого образца. Система охлаждения для карбюраторных двигателей

На самом деле патрубки системы охлаждения на автомобиле ВАЗ 2110 нельзя назвать прочными, надежными и долговечными элементами. С течением времени они могут износиться, потерять свою эффективность. Потому единственное, что остается автовладельцу — выполнить их замену.

Сегодня мы расскажем вам о том, как выполняется снятие и замена данных элементов. Действовать нужно строго согласно руководству по эксплуатации, соблюдать все меры предосторожности. Это позволит вам уберечь себя и свою машину от лишних неприятностей.

Подготовка


Выполнять снятие патрубков необходимо только при условии, что двигатель автомобиля полностью остыл. Потому если вы только заехали в свой гараж для проведения процедур, не спешите. Лучше оставить автомобиль на ночь, а завтра с утра вернуться к работе.

  1. Убедитесь, что патрубки действительно повреждены и нуждаются в замене.
  2. Обязательно слейте охлаждающую жидкость из системы. Если вы недавно ее меняли, утилизировать жидкость вовсе не обязательно. Просто используйте чистую емкость для слива, чтобы иметь потом возможность залить ее обратно.
  3. Порядок выполнения работ зависит от того, какие шланги используются на вашем автомобиле.

Стандартные патрубки со штуцерным разъемом


В случае наличия таких шлангов, работа по их демонтажу выполняется следующим образом:

  • Элементы такого типа, как правило, монтируются при помощи хомутов. Только проверьте, что именно это за хомуты — одноразовые скручиваемого типа или стандартные червячные. Если это одноразовые, настоятельно рекомендуем заменить их на элементы с червячным приводом. Они практичнее и надежнее;
  • Вооружившись отверткой, ослабьте немного крепление хомута и подвиньте его вдоль патрубка. Так вы сможете полностью освободить штуцер;
  • Шланг аккуратно, без лишних и резких движений, снимается с приемника, то есть штуцера. Достаточно новые, не успевшие износиться патрубки снимать легко, а вот старые могут «прилипнуть»;
  • Если элемент не хочет просто так сниматься, покрутите его на приемнике, подденьте каким-то острым предметом, потяните. Только больших усилий прикладывать нельзя, поскольку патрубки очень хрупкие. Если ситуация совсем печальная, просто обрежьте шланг при помощи ножа. Это проще, легче, хоть и потребует больших финансовых затрат;
  • Устанавливая новые шланги, сперва надеваются хомуты, после чего натягиваются на приемники системы охлаждения;
  • Если ранее вы использовали хомут скручиваемого типа, обязательно его снимите. В качестве альтернативы подойдет как винтовой, так и червячный хомут. По цене большой разницы нет, зато уровень надежности существенно выше;
  • При возникновении трудностей насадки упругого патрубка на штуцер, немного намочите последний при помощи мыльной воды. Другой вариант — прогрейте концы шлангов в теплой воде;
  • Ни в коем случае для облегчения установки не используйте смазки, содержащие масла;
  • Натягивайте концы шлангов на штуцер, проверьте правильность установки и прокладки в подкапотном пространстве;
  • Теперь заведите хомут в необходимое положение и зажмите, тем самым обеспечив прочное крепление нового элемента системы охлаждения;
  • Выполните процедуру по заполнению системы охлаждающей жидкостью;
  • Включите в работу силовой агрегат и следите, нет ли следов утечки охлаждающей жидкости. Вполне возможно, хомут оказался натянут недостаточно прочно, либо имеется брак на самом патрубке. Хотя подобные вещи следует проверять при покупке.

Шланги теплообменника отопителя

Другими шлангами в системе охлаждения ВАЗ 2110 являются те, которые подведены к теплообменнику отопителя.


При их снятии и установке новых элементов обязательно предстоит заменить уплотнительные кольца . Потому советуем их приобрести заранее. Сама же процедура демонтажа выглядит следующим образом.

  1. Два шланга отопителя подключаются к теплообменнику при помощи единого разъема. Некоторые модификации ВАЗ 2110 могут потребовать демонтировать крышку распредвала.
  2. Снимите металлический зажим, который расположен сверху разъема.
  3. Отожмите пластмассовый фиксатор к левой части разъема, что позволит его отпустить.
  4. Снимите разъем теплообменника, удалите старые уплотнительные кольца. Возвращать те же самые на место настоятельно не рекомендуется.
  5. Альтернативой таких разъемов могут быть шланги с пружинным фиксатором, выполненным из металла.


Теперь осталось установить новый комплект патрубков и завершить эту работу. Для этого:

  • Выполняйте установку, следуя в обратной последовательности разборки и демонтажа;
  • Обязательно поставьте на места новые уплотнительные кольца;
  • Наполните систему охлаждения охлаждающей жидкостью;
  • Включите в работу двигатель, убедитесь в отсутствии утечек охлаждающей жидкости.

Если же подобными вопросами вы не можете или не хотите заниматься самостоятельно, обратитесь в хороший автосервис, где быстро и качественно смогут привести вашу систему охлаждения в нормальное состояние.

Первые экземпляры автомобилей ВАЗ 2110 были практически копией девяток. Отличие только в кузове, а двигатель и коробка аналогичные. Но на смену карбюраторам пришла инжекторная система впрыска, в автомобиле изменилось многое, включая и систему охлаждения. Постоянная модернизация дает о себе знать, автомобиль становится надежнее, но сложнее в обслуживании. Само собой, повышение мощности двигателя влечет за собой массу переделок. Изменения происходят в тормозной системе, системе смазки и охлаждения. Но принцип работы остается практически неизменным.

Состав системы охлаждения ВАЗ 2110

Выделить какой-то элемент, наиболее важный, очень сложно, так как главную роль в системе охлаждения играют все узлы. Начнем с первого, что бросается в глаза. Это расширительный бачок с пробкой, в которой имеется два клапана (впускной и выпускной). Во время работы двигателя происходит нагрев охлаждающей жидкости, она расширяется. Бачок необходим для выброса излишков жидкости из системы.

Радиатор, вентилятор и датчик температуры – это детали, расположенные в передней части автомобиля. Радиатор необходим для эффективного охлаждения жидкости в системе. Вентилятор срабатывает от датчика, обдувает сильным потоком воздуха радиатор. За счет обдува происходит значительный отбор тепла от радиатора. Датчик – это простой выключатель, контакты которого замыкаются при определенной температуре.

Помпа, установленная в блоке двигателя, приводимая в движение ремнем ГРМ, необходима для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе. А термостат просто переключает круги охлаждения. Радиатор имеется и в системе отопления, он установлен в печке (улитке). К нему идет один патрубок от блока (горячая жидкость) через краник, установленный на кузове. И один патрубок выходит от печки и направляется к термостату.

Патрубки и хомуты – это уже второстепенные детали, но они влияют на работу всей системы, так как именно по ним двигается охлаждающая жидкость. Малейшая трещина в патрубке может стать причиной быстрого понижения уровня охлаждающей жидкости, повышения ее температуры. В блоке двигателя имеется один-два датчика температуры, необходимы они для работы указателя температуры и ЭБУ.

Как работает система охлаждения

При запуске холодного двигателя происходит движение охлаждающей жидкости по малому кругу. Если проще, то работают все узлы, кроме радиатора. Основная задача после пуска двигателя – быстрее набрать рабочую температуру, которая составляет около 90 градусов. При работе системы с основным радиатором сделать это достаточно сложно, прогрев будет занимать больший промежуток времени. Плюс ко всему, в малом круге включен обогрев дроссельной заслонки.

При открывании термостата происходит переключение на большой круг, в котором участвует радиатор. За счет включения его в работу охлаждение происходит намного эффективнее. На высокой скорости, когда обдув потоком встречного воздуха очень хороший, температура держится на одном уровне. А при движении по пробке, когда нет этого потока, температура охлаждающей жидкости повышается. Датчик, установленный в радиаторе, отвечает за срабатывание вентилятора. При достижении определенной температуры замыкаются контакты, включается вентилятор, создавая мощный поток воздуха.

Во время работы двигатель внутреннего сгорания нагревается до серьезных температур. Данная статья посвящена одной из важнейших систем в автомобиле - СОД. Давайте посмотрим, по какому принципу работает система охлаждения мотора, а также ознакомимся со схемой ее работы.

Система охлаждения (ВАЗ-2110 в том числе) выполняет сразу несколько важных функций. Она снижает температуру масла, детали двигателя, газа, а также нагревает воздух, который поступает в салон.

Существует несколько вариантов реализации СОД. Различают закрытые системы с применением жидкостей, а также воздушные. Антифриз более эффективно отводит тепло от деталей трения и других горячих элементов. Воздушный вариант работает посредством обдува воздухом. Существуют также комбинированные типы, однако они не слишком распространены.

Чаще всего в большинстве современных автомобилей применяется именно жидкостная система. Она позволяет эффективно охлаждать детали мотора. Она не издает шума, если сравнивать ее с воздушным типом. Ее гораздо легче обслуживать и ремонтировать.

Схема СОД

Итак, для начала рассмотрим, по какой схеме работает СОД в карбюраторных агрегатах. Система охлаждения ВАЗ-2110 жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией ОЖ.

Она герметичная, а данный фактор обеспечивается благодаря наличию клапанов. Последние расположены в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает высокое давление во всей системе при условии, что мотор достаточно нагрелся. Когда давление в СОД вырастает, открывается выпускной клапан. Впускной открывается, если давление опускается ниже, чем атмосферное.


Кроме бачка и клапанов, СОД также состоит из радиатора, соединительных шлангов, датчиков температуры ОЖ, электрического вентилятора, термостата и других устройств. Схема системы охлаждения ВАЗ-2110 довольно проста и надежна.

Помпа или насос

Это устройство позволяет обеспечить циркуляцию антифриза. На автомобилях ВАЗ-2110 и во всем семействе этих машин применяется центробежный водяной насос. В качестве привода используется зубчатый ремень, который приводится в движение шкивом коленвала.

Вентилятор

Чтобы при работе ДВС поддерживался постоянный рабочий температурный режим, в конструкции используется электрический вентилятор. Он имеет форму крыльчатки с четырьмя лопастями. Крыльчатка смонтирована на электродвигателе. Работа вентилятора контролируется датчиком температуры охлаждающей жидкости. Также работа элемента контролируется в электронном блоке управления на других автомобилях данного семейства.

Радиатор

Эта деталь обеспечивает охлаждение горячей жидкости, когда циркуляция проходит по большому кругу. Радиатор имеет трубчато-пластинчатую конструкцию, а изготовлен он из алюминия. На нем установлены два бачка из пластмассы.


Здесь также расположены патрубки для прохождения охлаждающей смеси. Антифриз попадает в радиатор через верхний патрубок системы охлаждения ВАЗ-2110, а уходит дальше через нижний.

Расширительный бачок

Это емкость, в которой хранится охлаждающая жидкость. Тосол заливается через горловину. Изготовлен он в основном из полиэтилена. Так как бачок полупрозрачный, можно легко контролировать количество охлаждающей смеси. Нужно, чтобы жидкости на холодном моторе в емкости находилось по верхнюю кромку.

ЭБУ контролирует количество антифриза, однако не помешает лишний раз проверить его уровень самостоятельно. Бачок с системой соединяют шланги системы охлаждения.

ВАЗ-2110 и пробка бачка расширения

Данная деталь позволяет поддерживать герметичность внутри системы охлаждения. В нее встроены клапаны, которые и отвечают за герметичность. Выпускной клапан работает при повышенном давлении на нагретом моторе. Впускной открывается вследствие падения давления.

Термостат

Это устройство контролирует работу системы охлаждения. Он распределяет потоки охлаждающей смеси в зависимости от температуры мотора. ОЖ может двигаться в системе по малому или по большому кругу.

Датчик температуры ОЖ

Чтобы контролировать температуру антифриза, в головке блока цилиндров установлен специальный датчик. Он подключен к системе электронного блока, который управляет работой вентиляторов.

Принцип действия

Правильная и четкая работа системы охлаждения обеспечивается благодаря наличию электронных систем и ЭБУ. В более современных автомобилях работа СОД основана на современных математических алгоритмах и моделях. Однако система охлаждения ВАЗ-2110 этого лишена. Здесь все гораздо проще.

Пока жидкость еще холодная, при помощи помпы она закачивается в рубашку охлаждения двигателя. Когда ОЖ проходит по специальным каналам в ГБЦ, она нагревается. Дальше, после того как поток охлаждающей смеси закончит свой круг, она снова попадает в расширительный бачок. По такой схеме антифриз будет двигаться до тех пор, пока не нагреется до определенных температур. Среди автолюбителей этот круг называется малым.

Когда мотор достаточно горячий, система охлаждения двигателя ВАЗ-2110 прокачивает антифриз уже по большому кругу. Так охлаждающая смесь попадает непосредственно в двигатель. Когда она уже серьезно нагревается, через трубы и шланги она попадает в радиатор. Он обдувается воздухом при движении автомобиля, и ОЖ остывает.

Дальше смесь снова закачивается в рубашки охлаждения мотора с помощью помпы. Иногда случается так, что в радиаторе уже мало охладителя, а температуры поднимаются достаточно высоко. Тогда включается вентилятор. Вентилятор обдувает радиатор. А когда ОЖ остынет, вентилятор системы охлаждения ВАЗ-2110 отключается.

Если смесь сильно остывает, закрывается клапан термостата, циркуляция снова проходит по малому кругу.

Система охлаждения - залог правильной работы мотора

Чтобы двигатель работал правильно, нужно обеспечить ему постоянный температурный режим. Нужно, чтобы система держала температуру на уровне 90 градусов. Так можно получить более эффективную работу ДВС, а расход топлива при достаточном охлаждении будет держаться на нормальном уровне.

Именно по этой причине система охлаждения ВАЗ-2110 разделена на два контура. Так мотор может гораздо быстрее выйти на свои рабочие температуры.

Схема охлаждения в инжекторных моторах

Данная схема не имеет каких-либо принципиальных отличий от карбюраторной. Однако некоторые особенности имеются. Здесь другая конфигурация соединений, а также есть датчик в блоке цилиндров.

Основой охладителя является вода с этиленгликолем. Эта жидкость замерзает лишь при особенно низких температурах. Закипает при достаточно высоких температурах.

Как уже было сказано, охладитель двигается по малому кругу. Постепенно жидкость прогревается. При определенной точке нагрева срабатывают клапаны термостата, и ОЖ идет на большой круг. Это регулируется перепускными клапанами.

По малому кругу охладитель проходит через блок цилиндров. Отличием инжекторной системы является наличие дроссельной заслонки. Кстати, охладитель проходит также через нее.

Можно сделать вывод, что на автомобиле ВАЗ-2110 система охлаждения (инжектор) не имеет каких-то серьезных отличий от карбюраторного аналога.

Ремонт СОД

Если при работе автомобиля наблюдается высокая температура ОЖ или же, наоборот, слишком низкая, если сильно шумит насос охлаждения инжектора, то это признаки неисправностей - автомобиль требует срочного ремонта.

Для начала нужно проверить уровень жидкости, а также исключить возможную утечку. Если она есть, ее следует устранить. Также могут быть повреждены шланги. Кроме того, может быть нарушена циркуляция ОЖ.

Для того чтобы решить проблемы с циркуляцией, может понадобиться автомобилю ВАЗ-2110 промывка системы охлаждения.

Промываем СОД своими руками

Чтобы сделать это, нужно лишь произвести стандартную замену ОЖ. Однако вместо жидкости нужно налить в систему обычной воды. Если есть желание, то добавьте в воду присадки для промывания. Также можно воспользоваться специальным, предназначенным для промывки составом.

Затем нужно завести мотор и дать ему немного поработать. После воду необходимо слить. Вместе с водой вытечет и грязь. Эту процедуру необходимо повторять до тех пор, пока СОД полностью не очистится.

Чтобы промыть систему полностью, необходимо очистить радиатор и двигатель. Если хотите промыть радиатор, нужно начинать с очистки сот. Для этого подойдет обычная мойка высокого давления. Это эффективный способ, однако нужно все делать аккуратно.

Очищаем изнутри

Для внутренней очистки радиатор необходимо демонтировать. Сначала нужно слить антифриз, который в нем содержится. Для очистки внутренних полостей следует направить мощную струю воды непосредственно в радиатор. Затем воду необходимо слить. Такую прочистку необходимо провести несколько раз. Лучше использовать специальные средства для очистки.

Чем отмывать?

Когда у автолюбителей возникает необходимость промывки системы, многие не используют воду, а также отказываются от специализированных средств. Некоторые в качестве очистителя выбирают популярный американский напиток. Да, это "Кока-кола". Вы могли слышать о чудесных свойствах данного напитка. Теперь их можно проверить.

Если после того, как вы промыли систему, вас все еще не устраивает ее работа, тогда это не засорение и нарушение циркуляции. Здесь может быть масса различных причин.

Итак, мы выяснили конструкционные особенности данной системы охлаждения. Чтобы не заниматься промывкой СОД слишком часто, необходимо с умом подходить к выбору ОЖ. А чтобы уберечь систему от засоров, можно воспользоваться фильтрами.

1 - радиатор отопителя; 2 - пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 - шланг отводящий; 4 - шланг подводящий; 5 - датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 - шланг подводящей трубы насоса; 7 - термостат; 8 - заправочный шланг; 9 - пробка расширительного бачка; 10 - датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 - расширительный бачок; 12 - выпускной патрубок; 13 - жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 - отводящий шланг радиатора; 15 - подводящий шланг радиатора; 16 - пароотводящий шланг радиатора; 17 - левый бачок радиатора; 18 - датчик включения электровентилятора; 19 - электродвигатель вентилятора; 20 - крыльчатка электровентилятора; 21 - правый бачок радиатора; 22 - сливная пробка; 23 - кожух электровентилятора; 24 - зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 - крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 - подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора
28 - отводящий шланг.


1-26 - см. выше; 27 - шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 28 - шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 29 - датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 - трубки радиатора; 31 - сердцевина радиатора.


Системы охлаждения двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 отличаются от систем охлаждения двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 измененной схемой подсоединения шлангов радиатора отопителя, установкой термостата нового образца в литом алюминиевом корпусе и расширительного бачка увеличенного размера. Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не устанавливается.
1 - расширительный бачок;2 - отводящий шланг радиатора; 3 - радиатор; 4 - пароотводящий шланг радиатора; 5 - подводящий шланг радиатора; 6 - кожух электровентилятора системы охлаждения; 7 - корпус термостата; 8 - датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем (установлен в выпускном патрубке); 9 - выпускной патрубок; 10 - датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов (установлен в головке блока цилиндров); 11 - головка блока цилиндров; 12 - дроссельный узел; 13 - кронштейн крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 14 - насос охлаждающей жидкости; 15 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 16 - подводящий шланг радиатора отопителя; 17 - отводящий шланг радиатора отопителя; 18 - пароотводящий шланг радиатора отопителя; 19 - шланг подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 20 - заправочный шланг.

Охлаждающая жидкость (ОЖ)

Плотность охлаждающей жидкости должна быть 1,078-1,085 г/см3, проверяется ареометром.
Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
Замена ОЖ , какую ОЖ лучше выбрать .

Насос (помпа)

Помпа обеспечивает циркуляцию ОЖ в СОД. Он лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса - алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с "пожизненным" запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний - крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Установка дополнительной помпы , и какой насос лучше выбрать .

Электровентилятор

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку, установленную на валу электродвигателя, включение и выключение которого осуществляется датчиком (ввернут в левый бачок радиатора на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112). Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.


Радиатор обеспечивает охлаждение жидкости в системе, когда ее циркуляция происходит по большому кругу. Он трубчатолластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Расширительный бачок

Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В полностью заправленной системе охлаждения уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть по верхнюю кромку крепежного ремня.Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна - от радиатора отопителя, другая - от радиатора охлаждения двигателя.

Пробка расширительного бачка

Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери).
Давление открытия выпускного клапана 110-150 кПа (1,1-1,5 кгс/см2), впускного 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/см2).
Доработка пробки бачка.

Термостат

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Термостат контролирует температуру ОЖ перераспределением потоков жидкости.

На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).

При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ-2111, -2112) установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.
Проверка датчика.

Радиатор отопителя

Теплообменник отопите-ля, предназначен для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждаю-щей двигатель жидкости.
Он соединен шлангами с системой охлаждения двигателя. Через радиатор отопителя постоянно циркулирует охлаждающая жидкость. Заслонка управления отопителем направляет наружный воздух на радиатор отопителя или минуя его. В промежуточных положениях заслонки часть воздуха проходит через радиатор, а остальная часть в обход радиатора. В крайних положениях заслонки весь воздух проходит через радиатор или минует его.
Отопитель десятки нового образца имеет увеличенный радиатор и ряд других доработок, которые увеличивают скорость прогрева салона автомобиля.