Домострой. "домострой" - памятник русской цивилизации - читать онлайн

памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлении, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Составлен при участии священника Cильвестра.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОМОСТРОЙ

полное название - "Книга, называемая "Домострой", содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам"), свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. "Домострой" не просто сборник советов - перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.

"Домострой" создан в 1-й пол. царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.

"Домострой" состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.

"Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, - поучает "Домострой". - Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися...". Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: "Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися...". "А в котором либо празднике... да призывают священнический чин в дом свой... и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада...".

Та же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, "как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь... и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде... Вси бо есьми связаны единою верою к Богу...".

В "Домострое" есть все. Есть трогательные указания, "како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем". Есть рассуждения о том, что "аще кому Бог дарует жену добру - дражайше есть камения многоценного". Есть практические советы: "како платье всяко жене носити и устроити", "како огород и сады водити", "како во весь год в стол ествы подают" (подробно о том, что - в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи - "как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу". И все это - с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.

"Каждый день вечером, - поучает "Домострой", - муж с женою и детьми и домочадцами, если кто знает грамоту - отпеть вечерню, повечерие, в тишине со вниманием. Предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно, после службы не есть, не пить и не болтать никогда... В полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько можешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая, так же... Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях, и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его и сестер и христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о святителях, священниках и монахах, и об отце духовном, и о болящих, о заключенных в темницах - и за всех христиан..."

О труде и хозяйственной деятельности в "Домострое" в ст. "Экономика".

Отличное определение

Неполное определение ↓

«Домострой» является, пожалуй, наиболее полным дошедшим до нас сводом норм, регулировавших общественную жизнь в средневековой Руси. А по каким правилам жили русские до его появления?

Язычество и византийство

Русь достаточно долгое время была замкнутым славянским государством, жизнь которого регулировалась языческими обычаями. Так, практиковались похищения невест без их согласия, многоженство. С образованием Киевской Руси и принятием христианства семейные отношения стали регулироваться церковными уставами. Например, в Уставе князя Ярослава Мудрого содержится запрет выдавать замуж насильно.

Также вводилось и культивировалось византийское каноническое право (Номоканон), согласно которому устанавливалось единобрачие. Браки отныне могли заключаться только в церкви. Муж и жена после вступления в брак обладали неравными правами, разводы были затруднены.

После перевода на русский язык Номоканон получил название «Кормчая книга» (XI век). В нее вошли дополнения, сделанные русскими князьями. Отдельные его положения вошли также в «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.

Первый известный нам подробный свод правил поведения был дан в «Поучении» Владимира Мономаха (XII век). Судебники 1497-го и 1550 годов мало внимания уделяли семейному праву. В этой сфере вплоть до эпохи Ивана Грозного продолжали действовать церковные каноны, закрепленные византийским законодательством.

Церковь, семья, государство

В первой половине XVI века была издана «Книга, называемая Домостроем, содержащая в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Ее составление приписывают воспитателю, духовнику и сподвижнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, но многие историки, в частности, С. М. Соловьев, И. С. Некрасов, А. С. Орлов, Д. В. Колесов, считают, что текст «Домостроя» родился в XV веке в Великом Новгороде во времена Новгородской республики и был плодом коллективного творчества. Сильвестр же только переписал текст.

В этом сочинении, состоящем из 67 глав, давались наказы и поучения о том, как «всякому христианину следует проводить жизнь в добрых делах, в чистоте и в покаянии». Оно охватывало практически все стороны жизни людей. В нем были наставления о том, как следует относиться к Церкви, власти, как вести себя в семье.

Для современного человека «Домострой» ассоциируется в основном с угнетением женщин в семье, но это не совсем так. Целью установления «домостроевских» традиций было не притеснение женщины, а защита ее прав.

Не все в семьях до «Домостроя» было радужно. Если у древних славян браки еще совершались по любви, то с приходом христианства это стало редкостью: обычно женили и выдавали замуж по родительскому сговору, причем у жениха и невесты могла быть большая разница в возрасте.

Отныне с разрешения Церкви в брак можно было вступать только три раза. Например, пять браков Ивана Грозного из восьми можно считать недействительными.

Если с X по XIII век женщины на Руси пользовались относительной свободой, то по «Домострою» права женщины существенно ограничивались. До замужества девушка должна была находиться в подчинении у отца, после свадьбы переходила в «собственность» мужа. Ей предписывалось воспитывать детей и следить за порядком в доме.

Правда, за ней закреплялись материальные права - на приданое, на имущество покойного супруга. Ранее женщина, оставшаяся сиротой или вдовой, по закону не получала никакого имущества от своих родных и вынуждена была нищенствовать, или же ее должна была содержать община.

Кстати, до «Домостроя» женщин на Руси били смертным боем, в данном же сочинении это действо все-таки регламентировалось. Так, рекомендовалось бить жен только за серьезные провинности и без свидетелей.

Русь долгие века была раздробленной на отдельные княжества. Именно к XVI веку она сложилась как централизованное государство во главе с царем-самодержцем. Эта идея закреплялась и в «Домострое» даже на уровне патриархальной семьи, во главе которой стоял хозяин и господин.

Что изменил «Домострой»?

Таким образом «Домострой», с одной стороны, закреплял уже сложившиеся на Руси нормы и традиции, обусловленные приходом православия, с другой, - упорядочивал то, что в этом нуждалось.

Конечно, в наше время многим домостроевским предписаниям уже нет места в жизни. Но в те далекие времена этот документ явился необходимым регулятором, способствовавшим становлению государственного строя нового типа.

Из постановлений Стоглавого собора видно плачевное состояние церкви и народной нравственности. Другое произведение, составленное около этого же времени, показывает, какую жизнь лучшие люди того времени считали образцовою. Известный Сильвестр в поучение своему сыну собрал в одну книгу, под названием «Домострой», правила и наставления, которым предлагает следовать всякому желающему жить праведной жизнью. Правила эти он заимствовал из разных книг, поучительных сочинений отцов церкви, прибавил и свои замечания и наставления сыну. «Домострой» долгое время был в большом почете у наших предков: тут заключались все те мысли, до каких только могли додуматься лучшие русские люди XVI века; тут указывалось до мельчайших подробностей, как должен человек поступать по отношению к Богу, к царю, к людям, к домочадцам, как должен вести свое хозяйство. Сам Сильвестр высоко ценил правила «Домостроя»; в первой главе он говорит сыну и жене его, между прочим: «Даю писание на память и вразумление вам и чадам вашим. Если наказания (наставления) нашего не послушаете и не станете следовать ему и будете творить не так, как писано, то дадите за себя ответ в день Страшного суда, а я вашему греху не причастен».

Указав, во что должен верить всякий христианин (в Св. Троицу, Пречистую Богородицу, воскресение мертвых и пр.), Сильвестр в «Домострое» наряду с этими основами христианской веры дает наставления, как прикладываться к образам, как есть просфору, как христосоваться и пр.

«Прикладываться ко кресту или к образу следует, помолившись, перекрестяся, дух в себе удержав, а губами не плюскать... А просфору и все освященное вкушать бережно с верою и со страхом, крохи на пол не уронити, а зубами не откусывать, как прочие хлебы, а уламывая кусочками, класть в рот, а есть зубами... Если с кем о Христе целование сотворить, так же – дух в себе удержав, поцеловаться, а губами не плюскать...»

Видно, предки наши нуждались в указаниях, как обращаться со святыней, если Сильвестр доходит в своих наставлениях до таких подробностей. Советует он также в «Домострое» почаще обращаться за указаниями к отцу духовному:

«Подобает чтить и повиноваться ему во всем, и каяться пред ним со слезами, и исповедать ему свои грехи, и заповеди его хранить, и епитимий исправлять. А призывать его к себе в дом часто, и к нему приходить, и извещаться ему всегда по совести, и наставление его с любовью принимать, и слушаться его во всем, и чтить его, бить челом ему низко, советоваться с ним часто о житейских делах, как учить и любить мужу жену свою, и чад, и раб и т. д.».

Кто не живет благочестиво, того, по верованию предков наших, постигало Божье наказание, между прочим, разные несчастия и болезни. «Домострой» советует врачеваться от болезни молитвою и милостынею:

«Если Бог пошлет на кого болезнь или какую скорбь, – пишет автор «Домостроя», – то врачеваться Божиею милостью, да слезами и молитвою, и постом, и милостынею к нищим, да истинным покаянием... Если кого чем обидел – отдать вдвое и впредь не обидеть, да отцов духовных, священников и монахов просить помолиться, и молебны петь, и воду святить честным животворящим крестом, и маслом святиться, да по святым местам обещаться...»

Так обыкновенно и поступали наши предки, но иногда прибегали совсем к другим средствам, которые сильно порицаются в «Домострое»:

«Видя Божие наказание на себе и болезни тяжкие за премногие грехи наши, и оставя Бога, создавшего нас, и милости, и прощения грехов не требуя от Него, призываем к себе чародеев и кудесников, да волхвов, да зелейников с кореньями. От них чаем себе помощи временные и готовим себя дьяволу вовеки мучиться. О, безумные! Не рассуждаем о своих грехах, за что Бог нас наказывает, не каемся в них, не оставляем всяких неподобных дел, но желаем тленного и временного...»

К числу грехов, за которые, по «Домострою», постигает людей Божье наказание, относятся в «Домострое», между прочим, и следующие: песни бесовские (языческие), плясание, скакание, гудение (музыка), трубы, бубны, сопели (род флейты).

Понятно, почему вооружается против этого Сильвестр: народные игрища и песни заключали в себе много языческого, да притом, по грубости нравов, ко всякому празднеству и веселию примешивалось много непристойного.

Восстает «Домострой» и против травли зверей, против псовых и птичьих охот, против гаданий и волхвований, которые были в те времена в большом ходу.

Даже смех – и тот подвергался осуждению сурового наставника Сильвестра: в те времена истинно благочестивою жизнью считалась жизнь иноческая, и все, что признавалось греховным в монастыре, осуждалось и в мирской жизни. Уподобить свое домашнее житье монастырскому насколько можно более – составляло верх желания благочестивых людей. В зажиточных домах отдельная «храмина», уставленная образами, служила главным местом, куда собиралась семья и домочадцы для молитвы, а у богатых бояр были даже свои домовые церкви.

Вот что говорится в «Домострое» о том, как украсить свой дом святыми образами.

«В дому своем всякому христианину во всякой храмине святые и честные образа ставить на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильниками, на которых зажигаются свечи перед образами; после молитвы и пения погашаются и завесой закрываются от нечистоты и пыли. Всегда чистым крылышком или мягкою губкою вытирать их... На славословии Божием, и на святом пении, и на молитве свечи зажигать и кадить благовонным ладаном... « Пред иконами в «храмине», советует «Домострой», ежедневно мужу с женою, с детьми и домочадцами, кто грамоте умеет, отпеть вечерню, повечерницу, полунощницу, а утром – заутреню и часы, а в праздничные дни и молебен. Но домашней молитвой нельзя ограничиться; «Домострой» советует как можно чаще ходить в церковь и приносить с собою по возможности свечи, ладан, просфоры и прочие вещи, нужные для богослужения. Подробно говорится и о том, как надо стоять в церкви: «В церкви стоять со страхом и с молчанием молиться... при богослужении ни с кем не беседовать, со вниманием слушать божественное пение и чтение, не озираться, ни на стену не приклоняться, ни к столпу; ни с посохом не стоять, ни с ноги на ногу не переступать».

Далее в «Домострое» подробно указывается, о ком и о чем следует молиться, как творить крестное знамение, как складывать при этом персты, причем молящийся должен иметь «моление в устах, в сердце умиление и сокрушение о грехах, из очей испускать слезы, а из души воздыхание».

«Домострой» указывает и на важнейшие христианские обязанности: милосердие и милостыню.

«Больных и заключенных посещай, милостыню по мере возможности раздавай; всякого скорбного, и нищего, и нуждающегося не презри, а введи в дом свой, напой, накорми, согрей, одень. Молитвами их очистишь душу свою от грехов и Бога умилостивишь. Родителей своих умерших поминай...»

Из всех указанных наставлений «Домостроя» мы видим, как высоко ценились набожность и благочестие и как много внимания в то же время обращалось на внешнюю сторону.

К высшим, священным обязанностям человека относится и уважение к царской власти.

«Царя бойся, – говорит «Домострой», – и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, отнюдь не криви перед ним душою, но покорно всегда истину отвечай ему, так научишься и Небесного Царя бояться... Также и князьям покоряйся и должную честь воздавай им. Апостол Павел говорит: все власти от Бога; кто власти противится, тот Божию повелению противится. А царю, и князю, и всякому вельможе не тщися служить ложью, клеветою и лукавством. Погубит Бог всех говорящих ложь. Старейшим тебя честь воздавай; средних как братью почитай, маломощных и скорбных с любовью приветствуй, юнейших как детей люби и всякому созданию Божию не лих будь. Славы земной ни в чем не желай, вечных благ проси у Бога, всякую скорбь и притеснение терпи, за обиды не мсти, зла за зло не воздавай...»

Уменье всем угодить, со всеми ужиться, высоко ценится Сильвестром: со всеми должно вести себя, говорится в «Домострое», так, чтобы не только не возбудить ни в ком вражды к себе, не нажить себе каких-либо неприятностей, но заслужить у всех расположение и доброе мнение о себе. Ради этого «Домострой» позволяет даже кривить душой. «Если людям твоим, говорится здесь, случится с кем-либо поссориться, то ты брани своих, хотя бы они были и правы, – этим и ссору прекратишь, и вражды не будет». За столом в гостях «Домострой» предписывает хвалить все кушанья, хотя бы они были дурны: «Не подобает говорить: гнило, или кисло, или пресно, или солоно, или горько, но следует всякое кушанье хвалить и с благодарностью вкушать». Особенно советуется гостеприимство и хлебосольство: ласково принять гостя, хорошо угостить его считалось самою священною обязанностью. Во время пиров «Домострой» советует особенно бережно обращаться с гостями: надо было не только всячески ублажать их и угощать, но и заботиться, чтобы они вследствие обильного угощения не потерпели бы какого ущерба. Для этого «Домострой» советует всякому хозяину, устраивающему пир, назначать на это время особого бережного человека (который не должен был пить); он обязан был оберегать пьяного гостя, чтобы тот не потерпел бы чего, не избился, не побранился с кем-либо из других гостей, не подрался и проч. Нравы наших предков были тогда еще очень грубы, и потому пиршества для невоздержанного человека часто кончались печально. Предостерегая от пьянства, «Домострой» говорит: если упьешься допьяна и тут же уснешь, где пил, и недоглядит за тобой хозяин, у которого на пиру не один ты, а много гостей, то можешь платье на себе изгрязнить, шапку изорвать и деньги из мошны у тебя вынут, и хозяину, у которого ты пил, кручина немалая, а тебе еще большая, а от людей срамота, – и скажут тебе: «Видишь ли, каков срам и ущерб твоему имению от большого пьянства...» Если же ты поедешь с пира, а на дворе уснешь, то и того хуже: возьмут у тебя все, что имеешь, платье снимут с тебя и рубахи даже не оставят на тебе...»

Указывает «Домострой» Сильвестра и на правила приличия: гость не должен сам садиться без приглашения хозяина на почетное место, а, напротив, должен скромно сесть на последнем месте и только тогда пересесть на лучшее, когда хозяин попросит. «За обедом – не кашлять, не плевать, не сморкаться, а если уж понадобится, то, отошед в сторону, вычистить нос или откашляться вежливо, а придется плюнуть, то сделать это, отворотясь от людей, да ногой потереть...»

В семье, по «Домострою», все должно было вполне подчиняться главе дома, хозяину. Жена, дети и слуги должны были «все творить по его приказанию». Только с разрешения мужа жена могла ходить в церковь, в гости; во всем она должна была спрашивать его совета не только по хозяйству, но даже – о чем говорить с гостями.

Чувство страха «Домострой» Сильвестра считает главным средством водворить семейное благочиние, и потому наказания тогда были в большом ходу.

«Если жена, или сын, или дочь не слушает приказаний и наставлений и не боится, то муж или отец должен учить их уму-разуму и плетию постегать, по вине смотря, и не перед людьми; а поучив, примолвить и пожаловать, и никак не гневаться друг на друга. А про всякую вину по уху и по лицу не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колоть... Кто с сердца или с кручины так бьет, многие притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку, и ногу вывихнет, и главоболие, и зубная болезнь... а плетью с наказанием бить – и разумно, и больно, и страшно, и здорово... А только если великая вина – за ослушание и небрежение, то плетию вежливенько бить, за руки держа, по вине смотря, да побив и примолвить, а гнев никак бы не был...»

Из этих слов видно, как были в обычае грубая расправа, побои, и Сильвестр, выхваляя плетку при наказании, имеет в виду устранить, по крайней мере, вредные последствия побоев чем попало.

В каждом зажиточном доме в Москве было множество слуг, и домашнее хозяйство было большое и сложное: хозяйке тогда было чем заняться дома. «Домострой» представляет нам образец «порядливой хозяйки», которая обязана служить для всех слуг примером трудолюбия и усердия. Она не должна была допускать, чтобы ее будили слуги: напротив, она должна будить их. Проснувшись с рассветом, хозяйка обязана дать всем людям работу и указать порядок на весь день; причем не только смотреть за другими, но и сама знать, как всякое дело делается, как указать другим. Она не должна была и сама сидеть сложа руки. «Муж ли придет, гостья ли обычная, – всегда бы над рукоделием сидела», и с гостями беседовать ей следовало «о рукоделии и домашнем строении, как порядок вести и какое рукодельице сделать, и кто что укажет, на том низко челом бить».

Бережливость и скопидомство считаются необходимыми свойствами хорошей хозяйки. «Придется делать, говорит «Домострой», рубахи или женские платья, то все самой (хозяйке) кроить или дать при себе кроить, и всякие остатки и обрезки, все было бы прибрано – мелкое в мешочках, а остатки сверчены и связаны, и все было бы припрятано. Понадобится починить старое платье – и есть куски, и не надо отыскивать материи на рынке; а если придется по рынку искать, то устанешь подбираючи; приберешь, то втрое заплатишь, а то и совсем не приберешь».

В другом месте «Домостроя» Сильвестра говорится: «Всякое платье верхнее и нижнее должно быть вымыто, а ветхое зашито и заплатано, – тогда и людям пригоже посмотреть, и себе мило и прибыльно, и сиротине можно дать во спасение души».

Такая же бережливость и предусмотрительность предписывается хозяйке и в других хозяйственных расходах; она должна знать, как муку сеять, как квашню поставить, как тесто месить, как печь хлебы, пироги, калачи и пр., и сколько выйдет чего из четверти, из осьмины, и сколько высевок, должна знать «меру и счет во всем и беречь все: когда хлебы печь, тогда и платье мыть, – дровам неубыточно» и пр.

Весь сложный хозяйственный обиход богатого дома до мельчайших подробностей указан Сильвестром. В некоторых списках «Домостроя» в конце прибавлена даже очень обстоятельная роспись, какие кушанья в какие дни должно подавать. Трудны были тогда обязанности хозяйки дома, жены; зато великая похвала той, которая управится с ними. «Если Бог дарует кому жену добрую – дороже она камня многоценного... Жена добрая, трудолюбивая и молчаливая – венец мужу своему. Блажен муж такой жены и пр.».

Кроме хозяйства, на обязанности жен должно было бы, по «Домострою», лежать и воспитание детей; но в те времена на него смотрели очень уж просто.

Мать вскармливала своих детей. Затем старались внушить им страх Божий и дух благочестия. Дочек мать приучала к разным рукоделиям и хозяйству. Мальчиков в зажиточных семьях учили грамоте, разным «промыслам» и «вежеству», умению обходиться с людьми.

Страх наказания считался главным средством при воспитании.

«Казни сына своего, – говорил «Домострой» Сильвестра, – от юности его, и он успокоит тебя на старость твою... И не ослабей, бия младенца. Если его жезлом бьешь, то не умрет, но здоровее будет: бия его по телу, ты душу его избавляешь от смерти. Если дочь имеешь, положи и на нее свою грозу...»

Образец благовоспитанного юноши взят в «Домострое» Сильвестром из поучения Василия Великого. «Юноша должен иметь душевную чистоту, походку скромную, голос умильный, речь пристойную, при старейших должен молчать, мудрейших слушать; к равным себе и меньшим любовь иметь нелицемерную, мало говорить, но много разуметь, не избыточествовать беседою, не дерзку быть на смех, стыдливостью украшаться, долу зрение иметь, горе же душу и пр.».

Во времена «Домостроя» как только сын достигал совершеннолетия, родители старались женить его. Еще более хлопотали, чтоб выдать замуж дочерей. Предусмотрительный Сильвестр дает такой совет: у кого родится дочь, тому следует с первых же дней ее жизни думать о приданом – отчислять в ее пользу часть всякого прибытка, откладывать на долю дочери полотна, разные материи, дорогие украшения, утварь и пр. Так понемногу, незаметно, без особенных лишений, «себе не в досаду», и составится приданое. «Растут дочери, и страху Божию и вежеству учатся, и приданое прибывает; как замуж сговорят – все и готово... А умрет дочь по воле Божией – приданое пойдет на помин ее души».

За слугами «Домострой» советует зорко следить и не доверять им, чтоб не крали, не обманывали, но вместе с тем предписывает заботиться о них, хорошо кормить и одевать их. Чрез слуг нередко возникали ссоры, и потому «Домострой» особенно настойчиво советует предупреждать сплетни слуг. «Слугам своим заповедуй о людях не переговаривать, и если слуги были где и видели что недоброе, того не сказывали бы дома, и что дома делается, того у чужих людей не рассказывали бы... Если придется посылать куда-нибудь сына или слугу – сказать что-либо или сделать, то вороти его и выспроси, и только, Когда он повторит все перед тобою, как ты ему сказывал, тогда пошли».

Согласно «Домострою», слуга, пришед к дому, куда послан, у ворот должен легонько постучать, а когда пойдет по двору и станут его спрашивать, с каким делом идет, то слуга не должен был говорить или мог ответить любопытному: «Не к тебе послан, а к кому послан, с тем мне и говорить».

«У сеней слуга должен ноги отереть, нос высморкать и молитву Иисусову сотворить; если аминя не отдадут, то в другой раз сотворить молитву и в третий... Как впустят, святым иконам поклониться дважды, а третий поклон хозяину отдать и править то дело, с каким послан...

Умный слуга, если где и услышит что-либо враждебное своему господину, скажет обратное, где клянут и лают – а он похвалу и благодарение поведает. От таких умных, и вежливых, и благоразумных слуг промеж добрых людей любовь сводится, и таких умных слуг берегут и жалуют, как детей своих, и советуются с ними обо всем».

Мир и доброе согласие между людьми, как видно из приведенных слов, ценятся «Домостроем» так высоко, что позволяется ради добрых отношений поступиться даже правдой.

В заключение Сильвестр уже от себя дает наставление сыну своему Анфиму; здесь вкратце повторено то, что говорилось раньше в «Домострое». Подобно Владимиру Мономаху, и Сильвестр в своем поучении не только дает указание, как благочестиво жить, но и ссылается на свой пример:

«Видел ты, чадо мое, – говорит Сильвестр в «Домострое» сыну, – как мы жили в благословении и страхе Божием, в простоте сердца, в церковном прилежании, всегда со страхом пользуясь божественным писанием. Видел ты, как Божиею милостию от всех я был почитаем и всеми любим, и всякому, в чем надо было, уноровил (угодил): и трудом, и услугою, и покорностью, а не гордынею, не прекословием; не осуждал никого, не пересмеивал, не укорял, не бранился ни с кем, а случалась от кого обида, и мы Бога ради терпели и на себя вину брали, и потому враги становились друзьями... Если случалось согрешить пред Богом или пред людьми, – продолжает «Домострой», – то скоро о грехе том плакался пред Богом и у отца духовного каялся... Не пропускал никогда от юности своей и до сего времени церковной службы, разве только по болезни пропускал. Ни нищего, ни странника, ни калеки, ни больного никогда не презирал; из темниц, из плена, из рабства выкупал и голодных по силе кормил. Своих рабов всех освободил и наделил имуществом, и все эти рабочие наши теперь свободны, хорошо живут, как сам видишь, молят Бога за нас и доброхотствуют нам всегда, а кто забыл нас – пусть Бог того простит. А ныне домочадцы наши все свободны, живут у нас по своей воле. Видел ты, чадо мое, как многих сирот, рабов и убогих мужеского полу и женского вскормил я и вспоил до совершенного возраста и в Новгороде, и в Москве, научил по способностям: многих – грамоте и писать, и петь, иных иконному письму, иных серебряному мастерству и другим всяким рукоделиям (ремеслам). А твоя мать многих девиц убогих воспитала, обучила рукоделию и всякому домашнему обиходу и, наделив приданым, замуж повыдала; а мужской пол поженили на дочерях добрых людей. Все они, по Божией милости, своими домами живут: многие в священническом сане и в дьяконском, другие в дьяках и в подьячих и в разных чинах, по своим природным способностям, «кто чего дородился» и в чем кому Бог благословил быть: иные занимаются разными ремеслами и промыслами, многие торгуют и пр.».

Благочестив и умен был составитель «Домостроя» Сильвестр. Много собрал он полезных правил и добрых советов в своей книге, как Богу угодить, царю служить, с людьми уживаться и свой дом строить, т. е. хозяйство вести. Не одного внешнего благочестия и обрядности требует «Домострой», но и выполнения высших христианских обязанностей, – любви к ближним, помощи убогим и сиротам и пр. Сам Сильвестр, как видно из его наставления сыну, не только на словах, но и на деле старался исполнять христианские обязанности: многих сирот и бедных приютил у себя, воспитал и пристроил, и рабов своих на волю отпустил...

Но нет в «Домострое» ни веры в ум, ни веры в нравственное достоинство человека. Всякий шаг, всякое движение пытается Сильвестр предусмотреть и дать подробное правило и мелочные указания, как поступать в разных житейских делах. Казалось, человеку оставалось только следовать во всем этим указаниям, и жизнь его должна была течь спокойно, невозмутимо и благочестиво, – своим умом жить человеку не полагалось. Какое же побуждение должно было, по взгляду «Домостроя», заставлять его идти по указанному пути? Страх наказания Божия должен был побуждать его жить благочестиво, страх наказания господствовал и в семье; на нем были основаны и повиновение жены мужу и детей отцу. Наказание, с одной стороны, награда – с другой, т. е. чувство страха или чувство корысти – вот что должно было направлять, по взгляду даже лучших людей того времени, волю человека на путь истины и добра. Но ведь, чтобы идти по этому пути, нужно безбоязненно, смело служить истине, нужно бескорыстно любить добро, творить его, не рассчитывая ни на какие награды; пример такого отношения к истине и добру и показал людям Иисус Христос.

Но этого не понимали даже и лучшие русские люди XVI века.

Образцом праведной жизни считалась жизнь монастырская. Подобие ее хотел, видимо, составитель «Домостроя» Сильвестр водворить и среди мирян.

«Домострой» Сильвестра с его подробными правилами, которыми определен каждый шаг в жизни, начиная с обязанностей к Богу и церкви и кончая мелочными замечаниями о хозяйственном обиходе, напоминает строгий монастырский устав, от которого не допускаются никакие отступления. Даже веселье, смех, игры, пение и др. мирские потехи и удовольствия, греховные, на взгляд монаха, «Домостроем» запрещаются. Но в то же время допускаются отступления от правды для того, чтобы угодить другим, ужиться со всеми в добром согласии; а излишняя угодливость и уживчивость легко вели к тому, что человек мирился со всяким злом в жизни, сживался с ним, и на деле выходило, что человек был благочестивым лишь по внешности.

Нравственная и разумная жизнь может процветать только в том обществе, где господствует чистое нравственное чувство, влекущее само собою человека к добру и отвращающее от зла, и светлый ум, способный различать, что хорошо и что дурно, способный указывать и средства для борьбы со злом. К несчастию, вековое рабство в тяжкую пору татарщины сильно повредило нравственному чувству русского человека – приучило его унижаться, лукавить и обманывать. Нищета, вековое отчуждение от более образованного Запада, упадок образования даже среди духовенства – все это мешало русскому уму развернуться во всей его силе. Понятно, почему члены Стоглавого собора не могли ничего другого придумать, как восстановлять «старину», а Сильвестр – собрать в «Домострое» всевозможные старые правила праведного жития. Понятно, почему ни то, ни другое помочь горю не могло.

Первая редакция «Домостроя» была составлена еще до середины XVI века. Уже в этом виде памятник основывался на предшествующей литературе поучений, как оригинальной, так и переводной. Вторая редакция, представляющая как бы "классический" (в современном понимании) образец «Домостроя», возникла в середине XVI в., и составление ее связано с именем священника московского Благовещенского собора Сильвестра. Полное заглавие книги в редакции Сильвестра таково: «Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому православному христианину, мужу и жене, и чадом, и рабом, и рабыням».

Во всех своих редакциях «Домострой» делится на три основные части: первая - о том, «како веровати» и «покланятися» (отношение к церкви) и «како царя чтити»; вторая - «о мирском строении», т. е. «како жити с женами и с детьми и с домочадцы»; третья - «о домовном строении», т. е. о хозяйстве, о домоводстве. К основному тексту «Домостроя», состоящему из 63 глав, в Сильвестровской редакции присоединена 64-я глава - послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизни протопоп резюмирует все содержание «Домостроя». Разумеется, «Домострой» писался не как художественное произведение, но время поставило его в ряд литературных памятников Древней Руси.

Большая часть статей, входящих в «Домострой», написана живым русским языком почти без влияния шаблонной славянской стихии. Эти статьи не содержат сложного сюжета, и потому русская речь их по-народному проста, но при всем том она не страдает скудостью лексики, точна в выборе слов, деловито лаконична, а местами ненамеренно красива и образна, совпадая с пословицами, дожившими и до настоящего времени, и повторяя их (например, «поклонны главы мечь не сечет, а покорно слово кость ломит»).

В качестве примера полноты домостроевского словаря и точности выбранных им выражений можно привести цитаты, имеющие вид перечислений: «и пришед да сняв платейце, высушить и вымять и вытерть и выпахать хорошенько, укласть и упрятать, где то живет»; «а про всяку вину ни по уху, ни по видению не бити; ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ни каким железным или деревянным». Лаконизмом народного синтаксиса запечатлены, например, следующие выражения: «со всяким управа без волокиты»; «в чужий двор не идешь ни пошто, - свое без слова»; (дом) «всегды в устрое, - как в рай войти».

Красота и образность просторечия, его веками выработанные формулы часто выражены «Домостроем» с элементом чувства: «ино той слуге, мужику, или женке или девке, в неволе заплакав, и лгать и красть»; «приезжаго пригоже почтити, напоити, накормити, добрым словом привечать и ласковым приветом». Иногда речь Домостроя наделена ритмом, аллитерацией, получившейся безыскусственно: «а двор бы был по тому же везде бы крепко горожен, или тынен, а ворота всегда приперты, а собаки бы сторожливы, а слуги бы стерегли же, а сам государь или государыня послушивают ночи». Заслуживает внимания просторечное употребление уменьшительных форм: «потиральце (т.е. полотенце – прим. автора реферата) на плечи принесть»; «да пригнетено дощечкою... и огурцы решеточкою пригнетены под камешком легонько».

Местами в «Домострое» употребляется и прямая речь разговора; например, в гостях рекомендуется не сплетничать: «и спросят о чем про кого иногда и учнут пытати, ино отвещати: не ведаю аз ничего того, и не слыхала и не знаю, и сама о ненадобном не спрашиваю, ни о княинях, ни о боярынях, ни о суседах не пересужаю»; рекомендация посланному на чужое подворье: «а по двору идешь, и кто спросит, каким делом идешь, ино того не сказывати, а отвечать: не к тебе аз послан, к кому аз послан, с тем то и говорить».

Если «Стоглав» содержал основные нормы церковного культа и обрядности на Руси, а «Великие Минеи Четий» определяли круг чтения русского человека, то «Домострой» предлагал такую же систему норм внутренней, домашней жизни. Как и другие памятники XVI века, «Домострой» опирался на более раннюю литературную традицию. К этой традиции относился, например, такой выдающийся памятник Киевской Руси, как «Поучение Владимира Мономаха». На Руси издавна бытовали проповеднические сборники, состоящие из отдельных поучений и замечаний по вопросам повседневного жизненного обихода. Литературная традиция, породившая «Домострой», идет от древних переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера, особенно почитавшихся в Новгороде. То, что основе текста лежит несколько традиционных для средневековой литературы жанров, объясняет и сложность состава, и частую противоречивость нравственных рекомендаций книги. Первая редакция «Домостроя» содержала (при описании быта) весьма живые сценки из московской жизни, например рассказ о бабах-своднях, смущающих замужних «государынь». В редакции Сильвестра эти сценки не были сохранены из-за бытовавших в то время понятий о «пристойности».

Текст «Домостроя» составлялся постепенно, из разных источников, во многих местах. Сначала переводили с греческого языка и переписывали нравоучительные высказывания и «Слова» святых отцов, особенно Иоанна Златоусова. Потом составляли из них сборники, известные под разными названиями, сменявшими друг друга: «Златоуст», «Златоструй», «Златая цепь», «Измарагд», по-гречески «смарагд», то есть изумруд. Сжатое изложение этих «слов», наиболее интересных, и составило первую часть Домостроя. Большинство изречений и советов, собранных здесь, не только не являются русскими по форме, они вообще выражают не свойственный русской среде дух «монашеского православия». Именно из этих поучений вышли некоторые мотивы «Домостроя», осуждаемые сегодня: унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания. Первый из этих мотивов, связанный с отношением к женщине, как бы отталкивался от ветхозаветных текстов, отцы церкви в своей преувеличенной стыдливости давали чересчур одностороннюю характеристику женщине. Совсем иначе «Домострой», там, где уже не наблюдается прямой связи с патриархальным укладом, расширяет функции «жены», и социальные и гражданские, как хозяйки дома, равноправной с господарем личности, подотчетной только ему.

Значение «Домостроя» в жизни общества

Начинается текст отнюдь не с хозяйственных рекомендаций, а с общей картины общественных отношений. Прежде всего, нужно беспрекословно подчиняться властям, ибо тот, кто противится их воле, противится Богу. Особую честь следует воздавать царю: ему нужно служить верой и правдой, повиноваться и молиться о его здравии. Более того, из службы царю вытекает почитание Бога: если служить и почитать земного владыку, станешь так же относиться и к небесному, который вечен и, в отличие от царя, всемогущ и всезнающ. Только после этих общих рекомендаций автор обращается к семейному устройству и хозяйственной деятельности.

Адресат «Домостроя» - зажиточный горожанин, рачительный хозяин, сам непосредственно участвующий в хозяйственной деятельности, в которой ему помогает жена. Хозяин руководит всем, имея в своем распоряжении штат слуг (упоминаются, например, ключник, повар, мастера с учениками и слуги, торгующие в хозяйских лавках). "Государыня" ведает целым штатом слуг и мастериц. Дети домохозяина должны с раннего возраста обучаться "рукоделию" и, следовательно, быть готовыми к продолжению деятельности родителей. Дворовые люди получают жалование (не только деньгами, но и платьем, лошадьми и др.); применяется и труд "рабов" и "рабынь", т. е. холопов. Отношения со слугами также отчетливо регламентируются. Хозяева должны быть милостивы к слугам, чтобы те радели о добре господ и трудились охотно, без принуждения. Со своей стороны, слуга должен был довольствоваться своим положением. Главное, чтобы он «сыт был бы государевым жалованием да одет или своим рукоделием». Господин должен обучать слуг «рукоделию», ибо работник, не умеющий выполнять хозяйственные работы и не владеющий каким-нибудь ремеслом непременно принесет убытки (я думаю, в этом месте проглядывается не высказанная Сильвестром достаточно ясно, но узнаваемая народная мудрость относительно незанятых рук. Возможно, та формулировка, которая дошла до нас, сложилась позднее).

Все основные предметы своего обихода адресат Сильвестра покупает на рынке, ведя обширную торговлю. В связи с этим особое внимание автор обращает на то, что торговые дела должны вестись в соответствии с имущественным положением. Жажда стяжания сочетается с мелочной скаредностью. Сильвестр поучает, что "остатки и обрески" тканей обязательно пригодятся в домашнем хозяйстве. Изготовленную одежду надо бережно носить, различая "все дневное" и "лучшее" платье. Мелочный надзор господского ока охватывал все стороны хозяйства, даже если в распоряжении хозяина был специальный ключник, непосредственно ведавший всеми хозяйскими делами.

Быт, каким он предстает со страниц "Домостроя", достаточно строг и суров, но эта строгость - не самоцель, а способ достижения вполне определенной цели: телесные наказания способствуют духовному оздоровлению и воспитывают в молодых людях благонравие, почтение к старшим.

«Домострой» также предостерегает против опасных сношений с внешним миром, проповедует строжайшее сохранение всех домашних тайн. Умеренность и осторожность предписывается во всем, в частности, в телесных наказаниях: провинившуюся перед мужем жену рекомендуется «плеткою вежливенько побить, за руки держа, а гнев бы не был, а люди бы то не ведали и не слыхали». Вместе с тем, самая характеристическая черта «Домостроя» - это заботливость о слабых, низших, подчиненных и любовь к ним, не теоретическая, не лицемерная, а чуждая риторики и педантства, простая, сердечная, истинно христианская. «Как следует свою душу любить,- поучает он,- так следует кормить слуг своих и всяких бедных. Пусть хозяин и хозяйка всегда наблюдают и расспрашивают своих слуг и подчиненных об их нуждах, об еде и питье, об одежде, о всякой потребе, о скудости и недостатке, об обиде и болезни; следует помышлять о них, пещись сколько Бог поможет, от всей души, все равно как о своих родных».

«Домострой» является самым «обытовленным» памятником древнерусской литературы, редко склонявшейся к бытовой конкретности. Особенно насыщена этой конкретностью третья часть произведения, посвященная правильному ведению домашнего хозяйства: «А сеницах бы было сено усътроено и не разрыто и не разволочено по леснице и по крыльцу и по двору не растаскано и всегда бы было обрано и подметено и в ногах и в грязи не затоптано, и не накапало бы, и не навъяло и не гнило, замкнуто а солома по тому же бы была в кровле, и прикладено и обрано и

очищено…» Здесь намечается некоторое противоречие: наставление, носящее религиозный, христианский характер, имеет своей главной целью научить именно бытовой, житейской мудрости, причем такие христианские добродетели, как терпение, кротость, милосердие, рассматриваются автором как средства для приобретения выгод житейских: вслед за предписанием правильных, с точки зрения морали, поступков, Сильвестр сразу указывает на исходящую от этих поступков материальную выгоду. Это можно объяснить тем, что во времена создания «Домостроя» главенствовал не дух христианской заповеди, а ее форма.

Можно с уверенностью утверждать, что ни один документ средневековой Руси не отразил характер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени, со степенью достоверности «Домостроя». Это и дает повод называть «Домострой» «поваренной книгой» «русского быта».

13. Соборность и общинность как принципы Русской государственности. Деятельность Земских соборов (XVI-XVII вв.).

Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Собор, как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входил царь, Боярская дума и освященный собор, которые не избирались, а участвовали в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам). Каждое сословие подавало сове письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом собора.

Соборы собирались на красной площади, в Патриарших палатах или в Успенском соборе Кремля, позже - в Золотой палате или Столовой избе.

Земские соборы возглавлял царь и митрополит. Роль царя на соборе была активной, он ставил перед собором вопросы, принимал челобитные, выслушивал челобитчиков, практически осуществлял все руководство соборного действия.

В источниках того времени есть сведения, что на некоторых соборах царь обращался и к челобитчикам за пределами палат, в которых проводилось совещание по сословиям, то есть не к членам собора. Есть также сведения, что на некоторых соборах царь в ходе очень острых ситуаций обращался к мнению людей на площади, примыкающей к дворцовым палатам.

Открывался собор традиционным молебном, возможно, в некоторых случаях крестным ходом. Это было традиционное церковное торжество, сопровождавшее важнейшие политические события. Заседания собора продолжались от одного дня и до нескольких месяцев в зависимости от обстоятельств. Так. Стоглавый собор проходил с 23 февраля по 11 мая 1551 г., Собор примирения проходил 27-28 февраля 1549 г., земский собор о походе в Серпухов для отпора войскам крымского хана Казы-Гирея проходил 20 апреля 1598 г. в течение одного дня.

Не существовала никакого закона и никаких традиций о периодичности созыва соборов. Их созывали в зависимости от обстоятельств внутри государства и внешнеполитических условий. В соответствии с источниками в некоторые периоды соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет.

Приведем для примера вопросы внутренних дел, рассматривавшиеся на соборах:

1580 г. - О церковном и монастырском землевладении;

1607 г. - Об освобождении населения от присяги Лжедмитрию 1, о прощении клятвопреступлений в отношении Бориса Годунова;

1611 г. - Приговор (учредительный акт) «всей земли» о государственном устройстве и политических порядках;

1613 г. - О посылке по городам сборщиков денег и запасов;

1614, 1615, 1616, 1617, 1618 г.г. и др. - О взыскании пятинных денег, то есть о сборе средств на содержание войска и общегосударственные расходы.

Примером того, как царю и правительству пришлось прибегнуть к помощи земского собора в результате тяжелой внутренней смуты, является период 1648 - 1650 г.г., когда вспыхнули восстания в Москве и Пскове. Эти факты проливают свет на влияние волнений в деле созыва земских соборов.

Московское народное восстание началось 1 июня 1648 г. с попыток подачи челобитной царю, возвращавшемуся богомолья из Троицко-Сергиевского монастыря. Суть жалоб состояла в изобличении «неправды и насилия, какие над ними (челобитчиками) учиняются». Но надежды на мирный разбор и удовлетворение жалоб не оправдались. 2 июня, после новых бесплодных попыток вручить челобитную царю во время крестного хода народ прорвался в Кремль, громили дворцы бояр. Для данной темы интересно содержание одной из челобитных, от 2 июня 1648 г. царю Алексею Михайловичу, дошедшей до нас в шведском переводе. Челобитная составлена «от всяких чинов людей и всего простого народа». В тексте есть обращение к царю «выслушать нашу и московского простого дворянства, городовых служивых людей, больших и меньших чинов в Москве жалобу». Этот перечень чинов воспроизводит обычный состав земского собора. По содержанию - это петиция, главным образом, служилых людей, говорящих от имени всего населения Московского государства, проникнутая идеями возмущения 1648г. В ней подданные взывают в последний раз к чувству чести и страха молодого царя, угрожая ему за допускаемые в стране насилия и грабежи божьей карой и карой народного возмущения.

Для данной темы представляют интерес позитивные предложения челобитной, касающиеся реорганизации государственного аппарата. Особое внимание челобитная уделяет обоснованию судебной реформы. К царю обращаются следующие слова: «Ты должен … повелеть всех неправедных судей искоренить, неразумных сместить и на их место выбрать справедливых людей, которые бы за свой суд и за службу перед богом и перед твоим царским величеством отвечать могли». Если царь не выполнит этот наказ, то он «должен указать всяким людям самим всех служащих и судей назначить своими собственными средствами, и для того людей выбирать, которые бы их по старине и по правде ведать могли и от сильных (людей) насилия оберегать».

Для понимания характера деятельности соборов можно привести краткую характеристику войскового собора января 1550 г. Иван Грозный собрал войско во Владимире, направлявшееся в поход под Казань.

По данным документа, называющегося Хронографом, Иван IV прослушав молебен и обедню в Успенском соборе, обратился в присутствии митрополита Макария с речью к боярам, воеводам, княжатам, детям боярским, дворовым и городовым Московской и Нижегородской земель с призывом отказаться от местнических счетов на царской службе во время похода. Речь имела успех и воины заявили «Твое царское наказание и повеление службе восприемлем; как ты государь повелишь, так и делаем».

С речью выступил и митрополит Макарий. Этот собор освятил готовность земли идти на Казань.

Большой исторический интерес представляет собор 1653 г., на котором обсуждался вопрос о принятии Украины в русское подданство по просьбе украинских представителей. Источники свидетельствуют, что обсуждение этого вопроса было долгое, опросили людей «всех чинов». Приняли во внимание и мнение «площадных людей» (очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади, пока шли заседания собора).

В результате была высказано единодушное положительное мнение в присоединении Украины к России. В Грамоте о присоединении выражено удовлетворение добровольным характером этого присоединения со стороны украинцев.

Некоторые историки собор 1653 г. о принятии Украины в русское государство считают практически последним собором, дальше соборная деятельность была уже не так актуальна и переживала процесс отмирания.

Для полной характеристики содержания деятельности соборов и их влияния на общественно-политическую жизнь страны, на историю России, рассмотрим для примера деятельность трех соборов: Стоглавого собора, Собора, принявшего решение об опричнине и Уложенного собора.

Большинство специалистов считает, что Стоглавый собор нельзя исключать из соборной системы XVI - XVII в.в., хотя и подчеркивают, что это был церковный собор. Однако в общую соборную систему он должен быть включен по трем причинам: 1) он был созван по инициативе царя; 2) на нем присутствовали светские представители от Боярской думы; 3)принятый на соборе сборник решений в определенной мере касался и мирян. Собор заседал в Москве в январе-феврале 1551 г., окончательное завершение работ относится к маю 1551 г. Свое название он получил от сборника соборных решений, поделенного на сто глав - «Стоглав». Инициатива правительства в созыве собора была обусловлена стремлением поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическим движениями и одновременно подчинить церковь светской власти.

Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило подсудность духовных лиц царю. В обмен на это члены Стоглавого собора пошли на уступки правительству в ряде других вопросов. В частности, монастырям запрещалось основывать новые слободы в городах.

Решениями собора были унифицированы церковные обряды и пошлины по всей территории России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни с целью повышения морального и образовательного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей. Предусматривалось создание училищ для подготовки священников. Был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и др. На протяжении второй половины XVI и в XVII в.в. вплоть до Соборного Уложения «Стоглав был не только кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия, но и его взаимоотношений с обществом и государством.

Значительную роль в укреплении абсолютной монархии сыграл собор 1565 г. В начале 60-х годов XVI в. Иван IV стремился к активному продолжению Ливонской войны, но натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной Радой и опалы на княжат и бояр 1560-1564 г.г. вызвали недовольство феодальной знати, руководителей приказов и высшей феодальной знати, руководителей приказов и высшего духовенства. Некоторые феодалы, не соглашаясь с политикой царя, изменили ему и бежали за границу (А. М. Курбский и др.). В декабре 1564 г. Иван IV уехал в Александровскую слободу под Москвой и 3 января 1565 г. объявил об отречении от престола из-за «гнева» на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. По инициативе сословий в этих условиях собрался земский собор в Александровской слободе. сословия были обеспокоены судьбой трона. Представители собора заявили о своей приверженности монархии. что же касается гостей, купцов и «всех граждан Москвы», то они, помимо заявлений монархического характера, проявили антибоярские настроения. Они били челом, чтобы царь «их на расхищение волкам не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребляет».

Земский собор согласился на предоставление царю чрезвычайных полномочий, утвердил опричнину.

Уложенный собор - собор, принявший Соборное Уложение 1649 г. - кодекс законов Русского государства. Он проходил под непосредственным влиянием московского восстания 1648 г. Заседал он долго.

Составлением проекта занималась специальная комиссия во главе с боярином князем Н. И. Одоевским. Проект Уложения целиком и по частям обсуждали члены Земского собора посословно («по палатам»). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места.

Источниками Соборного Уложения были:

Судебник 1550 г. (Стоглав)

Указные книги Поместного, Земского, Разбойного и других приказов

Коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей

Кормчая книга (византийское право)

Литовский статус 1588 г. и др.

Была сделана попытка впервые создать свод всех действующих правовых норм, включая судебники и Новоуказанные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. В Уложении намечается разделение норм по отраслям и институтам. Уже после 1649 г. в корпус правовых норм уложения вошли новоуказанные статьи о «разбоях и душегубстве» (1669 г.) о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. и 1677 г.).

В Соборном Уложении определялся статус главы государства - царя, самодержавного и наследственного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском Соборе не колебало установленных принципов, напротив - обосновывало, легитировало их. Даже преступный умысел (не говоря о действиях), направленный против персоны монарха жестоко наказывался.

Система преступлений по Соборному Уложению выглядела следующим образом:

1. Преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме.

2. Государственные преступления: любые действия (и даже умысел), направленные против личности государя, его семьи, бунт, заговор, измена. По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие.

3. Преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, «ябедничество» или ложное обвинение.

4. Преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденного, чужого), недозволенная запись в заклад (к боярину, в монастырь, к помещику), обложение пошлинами освобожденных от них лиц.

5. Должностные преступления: лихоимство (взяточничество), неправомерные поборы, неправосудие (заведомо несправедливое решение дела из корысти или неприязни), подлоги по службе, воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части).

6. Преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное, нанесение увечья, побои, оскорбление чети. Вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления.

7. Имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, кража овощей из огорода, рыбы из садков), разбой и грабеж, мошенничество, поджог, насильственное завладение чужим имуществом, порча чужого имущества.

8. Преступления против нравственности: непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество, половая связь господина с рабой.

В главе Уложения «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «Урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф.

Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии абсолютной монархии и крепостного строя. Соборное Уложение 1649 г. - это свод феодального права.

В Соборном Уложении впервые в светской кодификации предусмотрена ответственность за церковные преступления. Принятие на себя государством дел, ранее относившихся к церковной юрисдикции, означало ограничение власти церкви.

Всеобъемлющий характер и соответствие историческим условиям обеспечивало Соборному Уложению долговечность, оно сохранило свое значение закона России вплоть до первой половины XIX в.

Таким образом, деятельность земских соборов была важной составной частью функционирования государственной власти, опорой власти на господствующие социальные силы в период становления абсолютной монархии.

В данной статье речь пойдет о том, что предстааэяла собой социально-экономическая жизнь российского общества в XVI-XVII веках. Основным источником по данному периоду остается Домострой, поэтому мы постараемся внимательно рассмотреть разные стороны общественной жизни по данному источнику.

«Домострой» являлся основным источником бытовой жизни Российского общества XVI - XVII веков. По мнению одних исследователей (С.М. Соловьев, И.С. Некрасов, А.С. Орлов, в настоящее время Д.В. Колесов) текст Домостроя - результат длительного коллективного творчества начатого в Новгороде в конце XV века . По мнению других (Д.П. Голохвастов, Л.В. Михайлов, Л.И. Соболевский) автор-

ство принадлежит протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру. Именно его редакция получила широкое распространение в России с середины XVI века и использовалась как руководство семейной жизни в течение почти 200 лет. Домострой стоит в одном ряду с такими памятниками как Стоглав, Великие Четьи-Минеи и др., превосходя их в выразительности и образности языка. В книге изложены основы уклада православной семейной и хозяйственной жизни. «Домострой»— это своего рода учебник по домоводству, воспитанию детей, домашней и общественной православной жизни.

Он стоит на религиозной точке зрения и узкопрактических расчетах и занят исключительно семейным бытом. Домострой не касается общественных отношений, значения дружбы, взаимных услуг, нет в нем и сознательно-патриотических предписаний, понятий об обязанностях к отечеству, что внимательно отметил его исследователь Некрасов . Домострой объединяет в себе 64 главы свода правил, которые поделены на 3 части: О строении духовном (Как ве-роватн); О строении мирском (Как царя чтити) и О строении домов-ном (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами) .

В основе Домостроя лежат взаимоотношения мужчины и женщины, которые строились в системе патриархата. В семьях, где отношения строятся в этой системе, женщина полностью посвящает себя мужу, детям и дому. У нее нет права в решении важных семейных вопросов. Мужчина принимает решения единолично. Этот факт можно видеть на протяжении чтения «Домостроя». Главой семьи считается мужчина, который исполняет роль мужа и отца. Он должен воспитывать свою жену, детей и домочадцев. Обязан учить не красть, не лгать, не клеветать, не осуждать, не гневаться, не обижать, не помнить зла, не мстить, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым и всякую обиду с благодарностью терпеть ради Бога. Жены, дети и домочадцы обязаны слушаться и повиноваться во всем. А также считается, что если му жчина не научит добру всю свою семью, то погубит жизнь, дом и слуг своих и будет наказан Богом [ 1, с. 23]. Весьма значительное внимание «Домострой» уделяет положению женщины в обществе и в семье.

Женщина является хранительницей домашнего очага и на ее плечах лежит создание благополучия и покоя в доме. Женщина обязана покоряться мужу, а любое указание или просьбу с любовью и страхом принимать и исполнять. Утром, поднявшись с постели, умывшись и помолившись, хорошая хозяйка должна указать работу слугам и всегда контролировать все затраты, уходящие на дела в доме. Сама хозяйка должна уметь готовить и слуг своих научить тому, что знает. А если жена рукодельница, то она обязана шить мужу рубашки и вышивать на пяльцах золотом и шелками. Хозяйка не должна сидеть без дела, а нужно ей трудится целый день, перед сном молиться, а утром вставать раньше всех и будить слуг и домочадцев. Хозяйка может отдыхать либо по просьбе мужа, либо по плохому состоянию здоровья. Жене нельзя посещать соседей с целью попросить что-то, так как у хорошей хозяйки все должно быть свое.

Ее чтят только тогда, когда дом ее чист и убран, двор подметен, а зимой снег убран. Заметив непорядок в доме, муж обязательно должен дать своей жене полезный совет или наставление. Если жена понимает и принимает свою ошибку и слушается мужа, то он должен похвалить ее и помочь, но если жена поступает не по приказаниям мужа и не учит слуг его слушаться, то муж должен наказать ее телесно, «пользовати страхом наедине», а наказав и пожаловать (вероятно, приласкать с добрым словом). При этом мужу на жену или жене на мужа обижаться запрещается. Нужно жить всегда в любви и в согласии. Женщина должна советоваться в первую очередь с мужем, а затем с хорошими, добрыми женами, которые могут вежливо и учтиво дать совет или наставление в решении каких либо хозяйственных дел.

С гостями нужно разговаривать о рукоделии, о домашнем порядке, о том как хозяйство вести и какими делами заниматься. А хорошую хозяйку, у которой порядок в доме, на столе, необычное и красивое рукоделие, вежливые слуги, которая смышленая, добрая и умная нужно расспрашивать особенно внимательно и послушно так как от такой хозяйки можно услышать много полезных и мудрых вещей, которые пригодятся в жизни каждой женщины. А если женщину спросят о чем-то, что она не знает, она должна ответить: «Не ведаю я того, ничего не слыхала и не знаю; и сама о ненужном не спрашиваю, ни о княгинях, ни о боярынях, ни о соседях не сплетничаю». Также в «Домострое» выделена отдельная глава, которая повествует о том, что женщине запрещается пить алкогольные напитки дома и в гостях, а также нельзя прятать еду (делать тайники). Есть нужно с мужем за одним столом. Хорошая жена не должна сплетничать мужу о слугах своих, а если что-то произошло и не может сама разобраться, то нужно ей всю правду мужу рассказать и посоветоваться с ним в решении этого вопроса.

Честь в каждой женщине всегда была дороже всех красот. Необходимо, чтобы жена была уважаема. Женщина - государыня дома, пример нравственной выдержки, скромности и трудолюбия для детей и челядин-цев. Хотя после Бога, она во всем подчинена государю-супругу, но является первой его заместительницей в семье и доме. Перед детьми они равны, как отец и мать; «по Бозе» им от детей одинаковые честь и уважение. В «Домострое» большое внимание уделяется воспитанию детей. Родители должны хранить и любить своих «чад», заботиться о них, воспитывать, учить вежливости, «страху божию», не красть, не клеветать, не помнить аза, не гневаться. При взрослении детей, отец начинает воспитывать сыновей, а мать - дочерей .

Отец должен наказывать своих детей в юности: « если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, бия его по телу, душу его избавишь от смерти. Не смейся, играя с ним в младенчестве его, при младенчестве его веселился, а вырастет — скорбеть будешь, и в будущем, как оскомина для души твоей». А также отцу следует воспитывать детей в запретах, оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие и выдавать замуж дочь беспорочной. Соблюдая все эти правила, отец обретает благополучие в доме и прощение грехов Богом. Если дети согрешат, то родители возьмут этот грех на себя и тогда они получат со стороны людей насмешку и позор, а в доме будет убыток.

А если же дети будут разумными, рассудительными, воспитанными, обученными ремеслу и рукоделию, то такая семья будет иметь уважение со стороны люден, процветание в доме и будут помилованы Богом. Главная задача детей - почитать и беречь мать и отца и повиноваться им. Если дети всю жизнь чтят и уважают своих родителей, то им прощаются все грехи и их прославляют люди. Если же ребенок оскорбляет и бьет своих родителей, то он становится проклят и обречен на «лютою смерть». Пророк Исайя сказал: «Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, -пусть склюют его вороны и сожрут орлы!». Воздающий же честь родителям, повинующийся им во всем станет утешением для них, и в трудный жизненный период Бог поможет, спасет и услышит молитву. «Чаду» нельзя забывать трудов отца и матери, а в старости нужно позаботиться о них так как они заботились и любили своего ребенка с самого рождения. А главное - это не держать обиду и прощать своих близких людей. Таким образом, мы рассмотрели различные аспекты жизни русского общества.

И можем сделать вывод, что в основе «Домостроя» лежала четкая регламентация жизни, которой следовало большинство людей в XVI-XVII веках. В основе взаимоотношений между мужчиной и женщиной лежала система патриархата, полного подчинения женщины мужчине. Женщина была хранительницей домашнего очага и ее главная задача была в ведении домашнего хозяйства и воспитание детей. Но мы знаем, что ситуация начинает меняться в конце XVII века, в связи с петровскими преобразованиями, которые затронули и частную жизнь людей той эпохи.

Список литературы 1. Домострой.-СПБ., 1994.-345 с. 2. Колесов В.В. Домострой. - СПБ., 2007. - 287 с. 3. Хорнхин В.В. Списки Домостроя XVI-XVII в.: история издания и изучения. - М., 2003. - 256 с.

Белокопытова А.Л., ученица 8 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 11» г. Ельца Научный руководитель: Шумская О.В., учитель истории и обществознання МБОУ «Гимназия № 11» г. Ельца