Философские взгляды достоевского презентация. Философские идеи Ф. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философские взгляды Ф.М.Достоевского

Философские и этические взгляды
Ф.М. Достоевского
«Человек есть тайна. Ее надо
разгадать, и ежели будешь ее
разгадывать всю жизнь, то не говори,
что потерял время; я занимаюсь этой
тайной, ибо хочу быть человеком»
Ф.М. Достоевский

Введение
Характерная черта русской философии – ее связь с литературой – ярко проявилась в
произведениях великих художников слова – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя,
Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого и др.
Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича
Достоевского (1821 – 1881), относящееся к высшим достижениям русского национального
самосознания. Его хронологические рамки – 40-70-е гг. XIX в. – время интенсивного
развития отечественной философской мысли, формирования главных идейных течений.
Достоевский принял участие в осмыслении многих философских и социальных идей и
учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской
почве до философии всеединства В. С. Соловьева.

В 40-е гг. молодой Достоевский примкнул к
просветительскому направлению русской мысли: он
становится сторонником теоретического социализма.
Эта ориентация привела писателя в социалистический
кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849
г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось
распространение «преступного о религии и
правительстве письма литератора Белинского».
Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и
подвергнуть смертной казни расстрелянием. Казнь была
заменена четырехлетней каторгой, которую Достоевский
отбывал в Омской крепости.

Идейное содержание его творчества после
каторги претерпело значительное изменение.
Писатель приходит к выводу о бессмысленности
революционного преобразования общества,
поскольку зло, как полагал он, коренится в
самой человеческой натуре. Достоевский
становится противником распространения в
России «общечеловеческого» прогресса и
признает важность «почвеннических» идей,
разработку которых начинает в журналах
«Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864-1865).

Главное содержание этих идей выражено в
формуле: «Возврат к народному корню, к
узнанию русской души, к признанию духа
народного». Одновременно Достоевский
выступал противником буржуазного строя, как
безнравственного общества, подменившего
свободу «миллионом». Он порицал
современную ему западную культуру за
отсутствие в ней «братского начала» и
чрезмерно разросшийся индивидуализм.

Главной философской проблемой для
Достоевского была проблема человека, над
разрешением которой он бился всю свою
жизнь. Сложность, двойственность,
антиномизм человека, отмечал писатель,
сильно затрудняют выяснение
действительных мотивов его поведения.
Причины действий человека обычно гораздо
сложнее и разнообразнее, чем мы их потом
объясняем. Зачастую человек проявляет
своеволие из-за своего бессилия изменить
что-либо, из-за одного несогласия с
«неумолимыми законами», подобно герою
«Записок из подполья» (1864) Достоевского.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- это произведение, посвященное истории того, как
долго и трудно шла через страдания и ошибки
мятущаяся человеческая душа к постижению истины.
«Преступление и наказание» - социальнофилософский, психологический роман. Главное в нем
– борьба идей, сложные философские искания самого
автора. Основное в произведении не преступление и
его раскрытие, а мотивы преступления. Автор уделяет
большое внимание нравственной оценке действий
Раскольникова, решению вопроса, виноват ли
преступник. Большая часть романа посвящена
изображению нравственного наказания, которое
последовало за убийством. Писателю важно заглянуть
в самые глубины души человека, пролившего кровь, и
показать, какими страданиями он расплачивается за
это.

Вершиной философского творчества Достоевского явился роман
«Братья Карамазовы» (1879-1880) – последнее и наиболее крупное его
произведение, в которое включена философская поэма о Великом
инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой
свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое –
понимание свободы как благополучия, обустройства материальной
стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс
заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в
пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным
счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода,
следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи
порождением его свободной воли, отличается двойственностью. Но
таково оно в действительности, а не в воображении сторонника
абстрактного гуманизма, представляющего человека и его духовный
мир в идеализированном виде.

Достоевский в своих романах возрождает
традицию платоновских диалогов. В сценах
бесед между братьями он с огромной силой
раскрывает сложную картину
драматической борьбы идей. Достоевский в
своем романе связывает самые личные,
интимные вопросы жизни героев с общими
философскими, социальными и этическими
проблемами. Достоевский помогает понять
читателю, что менять обстоятельства,
условия существования, социальное
устройство невозможно, если сам человек
не будет стремиться меняться к лучшему,
нравственно самосовершенствоваться.

Заключение
Достоевский как писатель и мыслитель оказал
огромное воздействие на духовную атмосферу XX
в., на литературу, эстетику, философию (прежде
всего на экзистенциализм, персонализм и
фрейдизм), и особенно на русскую
философию.Достоевский раскрыл многие
стороны человеческой души, которых до того
времени не касалась или почти не касалась
литература. Недаром Лев Толстой говорил:
«Достоевский для меня дорогой человек и, может
быть, единственный, которого я мог бы спросить
о многом и который бы мне на многое мог
ответить».

Слайд 1

Русская философия Введение

Слайд 2

Чем является русская философия?

Михаил Васильевич Нестеров, Философы (о. Павел Флоренский и Сергей Николаевич Булгаков)

Слайд 3

Слайд 4

библиография

В.В. Зеньковский, История русской философии, т. 1-2. Н.O. Лосский, История русской философии. Н.А. Бердяев, Русская идея. Ф. Коплстон, Философия в России (от Герцена до Ленина и Бердяева). Б.В. Яковенко, История русской философии. М.М. Маслин, А.Ф. Замалеев, С.М. Половинкин, Л.Е. Шапошников, И.И. Евлампиев, К. Антонов...

Слайд 5

План лекций

Общее введение в русскую философию; Русская мысль до периода систем Вера и знание: В.С. Соловьев, Н.О. Лосский Философия и апофатизм: о. П. Флоренский, С.Л. Франк Экзистенциальная философия: Н.А. Бердяев, Лев Шестов Философские споры: Имяславский спор Неопатристический синтез

Слайд 6

ГДЕ РАЗВИВАЛАСЬ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ?

Слайд 7

Когда началась русская философия?

1755 – Московский университет (А.А. Введенский)

Слайд 8

Григорий Сковорода (1722–1794) Владимир Соловьев (1853–1900) – первая философская система не ранее XVIII века century

Слайд 9

Две традиции

Восточно-христианская (византийская) (богословско-мистическая – философия в рамках богословия) Философия как мудрость, образ жизни Ярослав Мудрый (ок. 1037) Западная (теоретическое умозрение) Возрождение, Просвещение, XIX век

Слайд 10

Философия на Западе

Слайд 11

Философия в России

Слайд 12

Специфика русской мысли

Тесная связь философии и религии

Слайд 13

Антропология: человек есть творение Божие, член Церкви, концепция обожения Гносеология: “обновление ума”, Логос Метафизика: всеединство Натурфилософия: космизм Философия науки: цельное знание

Слайд 14

2. Неакадемический характер и экзистенциальная направленность

Слайд 15

3. Проблема национальной идентичности («Русская идея») 1523, «Москва - третий Рим:” " два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать!” Пётр Чаадаев (1794-1856) Славянофилы и западники Владимир Соловьёв Евразийство и неоевразийство (Александр Дугин)

Слайд 16

4. Идея соборности - Соборность - Всеединство Космизм Цельное знание…

Слайд 17

5. Идеализм – влияние Платона и немецкой философии XIX века "серия примечаний к Платону"

«единственный предмет философии есть Бог"

Слайд 18

Философская мысль в Средние века

“Православие не имело своего века схоластики, оно пережило только век патристики” “Православие есть, прежде всего, ортодоксия жизни, а не ортодоксия учения” (Николай Бердяев)

Слайд 19

Свт. Кирилл и Мефодий

Первая философская терминология: природа, сущее, вселенная, закон, идея и т.п.

Слайд 20

Икона как locus philosophicus

Высшие достижения Греции составляли ее искусство и наука логики. Молодая Россия жадно впитывала первое и игнорировала вторую” (Николай Зернов) “умозрение в красках” (Евгений Трубецкой)

Слайд 21

Павел Флоренский, Иконостас

“Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: “Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог”

Слайд 22

“Метафизика света”

Слайд 23

XVI век – новая школа иконографии

Декоративный символизм, аллегоризм Влияние итальянского искусства, 1554 – Стоглавый собор “Рационализирование иконы”: “Икона становится слишком литературной, начинает изображать скорее идеи, чем лики; самая религиозная идея слишком часто тонет, теряется и расплывается в художественной хитрости и узорочьи форм. Икона в это время нередко обращается в прямую иллюстрацию к литературным текстам, иногда библейским, иногда житейским и апокрифическим” (Гергий Флоровский, Пути русского богословия, 1937)

Слайд 24

Новгородская икона софии, премудрости Божией

Софиология

Слайд 25

Определение философии (св. Иоанн дамаскин, Философские главы)

познание сущего как такового, т.е. познание природы сущего; познание Божественных и человеческих вещей, т.е. видимого и невидимого; помышление о смерти, как произвольной так и естественной; уподобление Богу. Уподобляемся же мы Богу через мудрость, т.е. через истинное познание добра; искусство из искусств и наука из наук; любовь к мудрости; Бог же есть истинная мудрость. Таким образом любовь к Богу есть истинная философия.

Слайд 26

Киевская и Московская Русь Система Космы Индикоплова (Христианская Топография)

Слайд 27

Первое философское сочинение

Слово о законе и благодати - Митрополит Иларион Между 1037 и 1050 Софийский собор в Киеве

Слайд 28

Просвещение (XVII-XVIII век) - два пути развития философии

Религиозный: “секуляризация внутри церковного сознания, идущая без разрыва с Церковью” (Григорий Сковорода) Светский (вторая схоластика) Преодоление недоверия к рациоанльному началу в богословии Философия становится более независимой и автономной дисциплиной

Слайд 29

” Григорий Сковорода (1722–1794) “Сократ на Руси”

Писал на церковно-славянском “Мир ловил меня, но не поймал” «Что есть философия? Ответ: пребывать с самим собой, с собой уметь разговаривать» Сочинения: Наркісс. Разглагол о том: узнай себе Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко Диалог, или разглагол о древнем мире Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире

Слайд 30

Антропология – метафизика сердца

“Сердце твое есть голова внешностей твоих. А когда голова, то сам ты есть твое сердце” «Главная цель человеческой жизни – дух человека, мысли, сердце. Каждый имеет свою цель в жизни, но не каждый главную, т.е. не каждый заботится о голове жизни... Философия является любовью к мудрости, она направляет все к тому, чтобы дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, свет мыслям»

Слайд 31

“познай самого себя” -

Человек есть микрокосм, «маленький мир», мирок, в котором «метафизически заключено все реальное» Микрокосм сроден макрокосму: мир таков, каким человек его переживает ««Познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека – все сие одно значит»

Слайд 32

Метафизика– три мира

Макрокосм Микрокосм Символический мир (Библия, мифы и т.п.): «Есть же три мира. Первый является всеобщее и мир населен, где живет все рожденное. Этот, составленный из несчетных мир-миров, и есть большой мир. Другие два частичные и малые миры. Первый - микрокосм, то есть мирок, малый мир или человек. Второй мир символический, то есть Библия»

Слайд 33

Пан(ен)teизм

“Не он ли бытие всему? Он в дереве истинное дерево, в траве трава, в музыке музыка, в доме дом, в теле нашем перстном новое есть тело и точность или глава его. Он всячина есть во всем, потому что истина есть господня; господь же, дух и бог - все одно есть. Он един дивное во всем и новое во всем делает сам собою, и истина его во всем вовеки пребывает; прочая же вся крайняя наружность не иное что, токмо тень его, и пята его, и подножие его, и обветшающая риза...”

Слайд 34

Дуализм идеи и материи

“Все три мира состоят из двух едино составляющих естеств, называемых материя и форма. Сии формы у Платона называются идеи, сиречь видения, виды, образы. Они суть первородные миры нерукотворенные, тайные веревки, преходящую сень, или материю, содержащие”

Слайд 35

Михаил Ломоносов (1711–1765)

“Первый русский университет” (A. Пушкин) «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир»

Слайд 36

Исследование природы ведет к Творцу Аллегорическая интерпретация Священного Писания

Слайд 37

«Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии»

Слайд 38

XVIII век – контакты с Европой

Екатерина II (1762-1796) – “философ на престоле”: переписка с Дидро, д’Алембертом, Вольтером… 1780–1785 первые переводы Платона Российская академия наук, 1724

Слайд 39

1751 г. Г. Теплов – первый в России словарь (латинско-русско-французский) 27 философских терминов

Слайд 40

Екатерина Воронцова-Дашкова

(1743-1810) Директор Академии наук

Слайд 41

Даниил Бернулли и Леонард Эйлер: Связь физики и метафизики

Слайд 42

XIX век – Академическая философия

Духовные академии: 1809 – Санкт-Петербург 1814 – Москва 1819 – Киев 1842 – Казань

Слайд 43

Академические философы

О. Федор Голубинский (1797–1854) Виктор Кудрявцев-Платонов (1828–1891) Памфил Юркевич (1827–1874)

Слайд 44

Памфил Юркевич - “Метафизика сердца”

Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия (1860): Сердце есть центр духовной жизни человека „сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлечённому знанию разума”

Слайд 45

Славянофилы: Иван Киреевский (1806–1856)

Сочинения: О возможности и необходимости новых начал для философии Девятнадцатый век Влияние отцов Церкви, Шеллинга, Гегеля

Слайд 46

„Они дали новый толчок этому мышлению, создав два упрощенных идеологических конструкта, “образ России” и “образ Запада”: Россия – патриархальный традиционалистский мир, живой, но а-историчный, статичный, обращенный к ценностям прошлого; Запад – мир динамики, развития, совершенствования, устремленный к будущему и безжалостный к настоящему” „в цельном мышлении при каждом движении души все ее струны должны быть слышны в полном аккорде, сливаясь в один гармонический звук”

Слайд 47

Критика западнго рационализма Интеграция всех сфер (воли, разума, интуиции, эстетического чувства): „Но потому ли, что христиане на Западе поддались беззаконно влиянию классического мира, или случайно ересь сошлась с язычеством, но только римская церковь в уклонении своем от восточной отличается именно тем же торжеством рационализма над преданием внешней разумности, над внутренним духовным разумом” „Ибо что это была бы за религия, которая не могла бы вынести света науки и сознания? Что за вера, которая несовместна с разумом?”

Слайд 48

„В православной церкви божественное откровение и человеческое мышление не смешиваются; пределы между божественным и человеческим не переступаются ни наукою, ни учением церкви. Как бы ни стремилось верующее мышление согласить разум с верою, но оно никогда не примет никакого догмата откровения за простой вывод разума, никогда не присвоит выводу разума авторитет откровенного догмата. Границы стоят твердо и нерушимо. Никакой патриарх, никакое собрание епископов, никакое глубокомысленное соображение ученого, никакая власть, никакой порыв так называемого общего мнения какого бы ни было времени не могут прибавить нового догмата, ни изменить прежний, ни приписать его толкованию власть божественного откровения и выдать, таким образом, изъяснение человеческого разума за святое учение церкви или вмешать авторитет вечных и незыблемых истин откровения в область наук, подлежащих развитию, изменяемости, ошибкам и личной совести каждого”

“Я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной” (Письмо к Наталье Фонвизиной)

Слайд 54

Вера Свободная, непринужденная, личная связь с Христом Бессмертие “- Я не верю в будущую жизнь, - сказал Раскольников. (…) Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится” (Преступление и наказание)

Слайд 55

Антропология Человек в его отношении со Христом Этика “Преступление? Какое преступление? – вскричал он вдруг в каком-то внезапном бешенстве, – то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку..” …. “(...) Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…” (Преступление и наказание)

Слайд 56

Эстетика Kalokagathia: красота + благо “В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты, в своем художественном творчестве он никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. (...) Для Достоевского (...) это были только три неразлучные вида одной безусловной идеи. (...) Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение - уже во всем - есть конец и цель и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир” (В.С. Соловьев)

Слайд 2

Перерождение убеждений. Итоги

В итоге «перерождения убеждений» возникает другой человек, человек иного сознания, иных ценностных приоритетов, иного видения мира. Пройдя через критические состояния, через неустойчивость и неопределенность, личность преодолевает состояние неизвестности, хаоса и переходит на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности, глубины, силы, устойчивости и эффективности.

Слайд 3

Бифуркация с минусом:о русской каторге

Точка бифуркации — критическое состояние системы, при котором она становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. ХАОС: «Сколько в этих странах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уже все сказать; ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно...»

Слайд 4

СИЛЬНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ

Личность - это существо, признакам которого являются: «высочайшее развитие» личного начала, «высочайшее могущество», «высочайшее самообладание», «высочайшая свобода собственной воли».

Слайд 5

Великая ревизия как процесс освобождения

По своей сути человек-ничто - это отрицание и отвержение всего. Что отвергает «подпольный человек»? Он отвергает прежде всего то, что ближе всего к этому человеку-ничто, т.е. идеи. Они - непосредственная действительность его внутреннего мира просто исчезают, отрицаются. Идет борьба центростремительной рефлексии с контентом внутреннего мира. Ревизия питается отчаянной жаждой самоидентификации, обретения себя - подлинного, настоящего, беспримесного.

Слайд 6

Великая ревизия

ПОДПОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ОТРИЦАЕТ ВСЕ: МОРАЛЬ - Я НЕ ЗОЛ И НЕ ДОБР… СОЗНАНИЕ (РАЗУМ, МЫШЛЕНИЕ, ЛОГИКУ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, НАУКУ), ТАК КАК ЭТО БОЛЕЗНЬ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, НЕОБХОДИМОСТЬ, «СТЕНУ», ТАК КАК Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ «КЛАВИШЕЙ». ПРОТИВ ИСТОРИИ, ЕЕ «МУРАВЕЙНИКОВ» И «ХРУСТАЛЬНЫХ ДВОРЦОВ». РЕТРОГРАДНОСТЬ (НЕ ВПЕРЕД И НЕ НАЗАД. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ КАК СПОНТАННОСТИ И СВОБОДЫ) ЛЮБЫЕ ТЕОРИИ И ИДЕИ: ОТ ТЕОКРАТИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ДО ТЕРОРРИСТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И ГУМАНИСТИЧЕСКИХ В КОНЦЕ КОНЦОВ ЧЕЛОВЕК-НИЧТО - ЭТО БУНТ (КОЛОЧЕНИЕ ГОЛОВОЙ О СТЕНУ) И ВОССТАНИЕ ПРОТИВ МИРА (МИРУ ПРОВАЛИТЬСЯ…) ТАКОВО ПРОТИВОСТОЯНИЕ, ОТСЫЛАЮЩЕЕ К ПОЛНОПРАВНОЙ ЦЕННОСТИ ПОДПОЛЬНОГО Я.

Слайд 7

Фундаментальная ревизия

Сознания. Науки. Социализма и лозунгов свободы, равенства и братства. Истории. Мира. Религии. Самого себя. РЕВИЗИЯ ВО ИМЯ ЧЕГО? ВО ИМЯ ТОГО, ЧТО БЫ УБЕДИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО В СВОЕМ ПОДПОЛЬЕ, В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ОБИТЕЛИ, В СВОЕМ НИЧТО Я - ВСЁ И ВСЯ.

Слайд 8

Страдание и сознание

Отчаяние и страдание - исходные экзистенциалы. «Страдание есть сомнение, есть отрицание... » Страдание рождает сознание: «Страдание — да ведь это единственная причина сознания». «Слишком сознавать - это болезнь, настоящая, полная болезнь… не только очень много сознания, но даже и всякое сознание болезнь». Сознание - это мышление. Мышление - это дурная бесконечность. В процессе мышления «...всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собой другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления».

Слайд 9

АВТОР – ПОДПОЛЬЩИК – ФИЛОСОФСКИЕ ТИПЫ: КАК ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ?

Подпольный человек - «голый» человек, человек-ничто. Философские типы - герои, прикрытые той или иной идеей. Именно поэтому они превращаются из нигилистов и чистых скептиков, в идею, которую автор подвергает скептическому испытанию. Автор, в отличие от человека-ничто, не способен жить вне и без идей. Но он способен занять промежуточную позицию - позицию скептика. Так рождается особый, метафизический скептицизм, а идеи превращаются в «кегли».

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Почему идеи становятся кеглями? Почему они «жгут руки» Достоевскому?

На один из источников скептицизма Ф. Достоевского - на ужас от господства идеи над человеком - указывает Л. Шестов. По его словам, после «перерождения убеждений», случившегося после приговора к смертной казни, Достоевский «не то, что не может, он не хочет пытаться как-нибудь растворить свою личность в высшей идее, слиться с "первоединым", природой и т. п., как рекомендуют философы». Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии / Шестов Л. Сочинения. М.: Раритет, 1995, с. 102.

Слайд 16

Что такое метафизический скептицизм?

Типы скепсиса: тотальный (практический, перерастающий и нигилизм и цинизм), селективный (познавательный). Все они связаны с возможностью познать и высказать истину. Здесь же мы имеем дело с метафизическим скептицизмом - особым видом скепсиса, родившемся в России и представленным Ф. Достоевским и Л. Шестовым. Его можно назвать и антропологическим, провозглашаемым во имя свободы и подлинности человека

Слайд 17

Человек-ничто как скептик

В тексте «Записок…» сомнение выражается как напрямую, через употребление этого слова, так и через слова, обозначающие колебания, неуверенность. Они придают сослагательное наклонение* не только предложениям, но и самому герою, наделяют его «самонедовечивостью». В тексте около 100 раз повторяется слово «может». Около 50 раз в первой части и примерно столько же во второй. Около 25 раз слово «наверно» и 27 раз выражение «если б». *Сослагательное наклонение (конъюнктив, субъюнктив) — ряд особых форм глагольного наклонения, выражающих через субъективное отношение возможное, предположительное, желательное или описываемое действие.

Слайд 18

Ф. Достоевский – скептик

В «Записках…» мы имеем феномен сомневающегося, вероятностного мышления, взвешивания вероятностей. Но именно эта установка позволяет двигаться в любом направлении и открывать что-то принципиально новое. Сомнение ложится здесь на свою аутентичную базу - неизвестность. «Онтологический», метафизический исток сомнения - неизвестность. Действительно, откуда берется сомнение, вопрос, вопрошание, колебания?.. Из неизвестности, неопределенности… Сомнение - это голос неизвестности в человеке.

Слайд 19

Метафизика сомнения: негативная сторона

Сомнение корениться в неизвестности, в которой есть и «да» и «нет». Это нет, отсутствие - негативно. Оно - злит. Но подпольный человек не имеет зла и злится на то, чего у него нет. Это и есть негативная диалектика подполья, в котором энергия сомнения связана с удвоением ничто: зло от того, что даже зла нет. Негатив здесь в том, что отсутствие зла не порождает добра. Минус на минус, отрицание минуса не даёт здесь плюса. Это - пробуксовка скепсиса.

Слайд 20

Метафизика сомнения: позитивная сторона

Позитив сомнения состоит в рефлексии, осмыслении самого этого сомнения как состоянии сознания и человека в целом. Происходит прояснение не только предмета сомнения, но и сомнения как реального состояния скептика. Это - рефлективный скепсис, расщепленный внутри себя. В конечном счете мы имеем акт «усиленного мышления», акт страстного познания скепсиса, сомнения и связанных с ним психических и интеллектуальных состояний. Таков гнозис, познание агностического состояния.

Слайд 21

Метафизика сомнения

«Злость, конечно, могла бы все пересилить, все мои сомнения, и, стало быть, могла бы совершенно успешно послужить вместо первоначальной причины именно потому, что она не причина». Как это понимать? Зло - изначально как первородный грех? Зло - это врожденная спонтанность, она не от мира сего, а из меня самого? Если оно не причина (необходимость), то она свобода?

Слайд 22

Но сомнения и колебания вновь и вновь всё погружают в хаос

Злоба у меня опять-таки вследствие этих проклятых законов сознания химическому разложению подвергается. Смотришь — предмет улетучивается, резоны испаряются, виновник не отыскивается, обида становится не обидой, а фатумом, чем-то вроде зубной боли, в которой никто не виноват, а следовательно, остается опять-таки тот же самый выход — то есть стену побольнее прибить. Hу и рукой махнешь, потому что не нашел первоначальной причины. А попробуй увлекись своим чувством слепо, без рассуждений, без первоначальной причины, отгоняя сознание хоть на это время; возненавидь или полюби, чтоб только не сидеть сложа руки.

Слайд 23

Опять Лев Шестов

«с чего бы человеку начать лазить в глубину своей души, зачем проверять верования, несомненно блестящие, красивые, интересные?.. из-за методологического правила человек ни за что не согласится терять под собой почву. Скорей, наоборот - потерянная почва полагает начало всякому сомнению». "Это "прекрасное и высокое" сильно-таки надавило мне затылок в мои сорок лет", - говорит у Достоевского его подпольный человек. Остается одно: оставить бесплодную борьбу и пойти вслед за скептицизмом и пессимизмом, посмотреть - куда они приведут человека».

Слайд 24

Особенность скептицизма Достоевского

Метафизический скепсис - плод метафизика, сомневающегося в философии, в метафизике. Метафизический скептик сомневается в отношении тотальностей: прежде всего в отношении картин мира, философских и мировоззренческих тотальностей. Но внутренне, он как процесс колебательный смыкается и с тотальным скепсисом, и с догматизмом буриданова осла. Метафизический скептицизм есть сомнение в метафизическом познании (познании первооснов) и соответственно в достижении умудренной жизни или просто мудрости как единства знания первореальностей и соответствующей реализации этого знания в жизни.

Слайд 25

Сила скептицизма Достоевского состоит в последовательном проведении принципа скептицизма; в обращении его на самые фундаментальные принципы и предпосылки и на сам инструмент скептического исследования - разум и даже на сознание. Скептицизм становится инструментом освобождения человека, способом выявить его подлинное величие и ценность.

Слайд 26

скептицизм Достоевского метафизический, и потому, что он ставит под сомнение сами метафизические (догматические и враждебные человеку) предпосылки всякого мировоззрения. Метафизический (беспредпосылочный) скептицизм оказывается антиметафизическим. «Последняя, подлинно достоверная истина, на которой рано или поздно согласятся люди, заключается в том, что в метафизической области нет достоверных истин». (Л. Шестов)

Слайд 27

Открытость, безосновность, беспредпосылочностьсомнения - это состояние целостного человека, его стартовая познавательная позиция, один из краеугольных камней жизнестояния. Смысл такого стояния - обрести и не упускать вероятность успеха в нашем выборе, вызове и творческом порыве.

Слайд 28

Скептицизм Достоевского и его вера

«Я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стóит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И однако же Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято.

Слайд 29

Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». Достоевский Ф.М. Пол. собр. соч.: в 30 т. - Л., 1985. - Т. 28, кн.1 - С. 176.

Слайд 30

Слайд 31

Посмотреть все слайды

1 слайд

Достоевский Федор Михайлович Великий русский писатель и мыслитель. Годы жизни: 30.10.1821-28.01.1881 Родился в Москве. Подпись:

2 слайд

Семья Отец Михаил Андреевич - врач московской больницы для бедных, потомственный дворянин. В 1831 приобрел село Даровое Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара, но по воспоминаниям родственников, был убит своими крестьянами.

3 слайд

Семья Мать Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева). Была, по воспоминаниям детей, прекрасной и доброй женщиной. Умерла от чахотки в 1815. В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил, Варвара, Андрей, Вера, Николай, Александр.

4 слайд

Жизнь писателя В 1833 Достоевский был отдан с братом Михаилом в полупансион Драшусова. С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Чермака. Учитель русского языка Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.

5 слайд

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище, благодаря чему он получил не только качественное инженерное образование, но и возможность продолжения культурного развития. Жизнь писателя

6 слайд

В 1839 году он получил известие об убийстве отца крепостными крестьянами. Тогда же состоялось его знакомство с Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. Жизнь писателя

7 слайд

В 1849 году был арестован в связи с «делом Петрашевского», участники которого были в той или иной мере «вольнодумцами» и имели революционные взгляды. Суд приговорил преступников к смертной казни, но в последний момент приговор был изменен на наказание в виде каторжных работ. Четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой. Она была замужем за горьким пьяницей, который вскоре после встречи Достоевского и Исаевой скончался. В 1857 году они обвенчались. Жизнь писателя

8 слайд

При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения – славянофильство и западничество. У Достоевского же была своя идея – «почвенничество». С течением времени взгляды Достоевского развивались, и в период своего третьего пребывания за границей он окончательно стал убеждённым монархистом. Политические взгляды

«Ф.М.Достоевский» - Возвращение Достоевского в литературу. Начало литературного труда Достоевского. «Дневник писателя». Достоевский в Инженерном училище (1838-43). Роман имел огромный успех. Происхождение Федора Михайловича Достоевского. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. В училище оформились первые литературные замыслы.

«Достоевский и Гоголь» - Традиция. Энциклопедия»; Гипотеза: Если изучить материалы, характеризующие ведущие тенденции развития русской литературы второй половины 30-ых-40-ых гг. XIX века 1.1.«Натуральная школа» в литературе 40-ых гг. - Имя героя «Записки сумасшедшего» Аксентий (от Авксентий) происходит от греческого «увеличиваться», «расти», а Поприщин отсылает к идее карьеры, поприща.

«Фёдор Михайлович Достоевский» - Дом в Семипалатинске. Дом во Флоренции. Петропавсловская крепость. Больница, где родился писатель. Сын Фёдор. Достоевский в Петербурге. Дом в Старой Руссе. Кабинет. Дом в Женеве. Михаил Андреевич. Фёдор Михайлович Достоевский 1821-1881 гг. Инженерный замок. Мария Дмитриевна Исаева. Первая жена. Вторая жена.

«Жизнь и творчество Достоевского» - Назовите цель поездки. Ф. М. Достоевский. Участники: обучающиеся 5-11 классов, зав. библиотекой, учителя литературы, рук. музея. Где Достоевский отбывал каторгу? Викторина. Событие приурочено к 190-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. М.Д. Исаева. Участником какого кружка стал Достоевский в 1848году?

«Достоевский биография» - 1880 год. Черновые наброски романа «Бесы». 1845 – 1848 годы кружок буташевича -петрашевского. Кабинет Ф. М. Достоевского, в доме на углу Кузнецкого переулка и Ямской улицы в Петербурге. Словарная работа: Мариинская больница для бедных, левый флигель. 1872 год. 1 февраля - погребение Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

«Рассказы Достоевского» - Весна 1857 года –Достоевский женится на вдове Марии Дмитриевне Исаевой. 1844 – 1845 годы – работа над первым романом «Бедные люди». Мать - Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из купеческой семьи. Федор Михайлович Достоевский 1821-1881. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ- старший брат Федора.