Где находятся мощи виталия александрийского. Нило-столобенская пустынь житие преподобномученика виталия. Молитва преподобному Виталию Александрийскому

Преподобный Виталий жил и подвизался во второй половине VI - начале VII века. Вступив в молодых годах в монастырь преподобного Серида, он пребывал здесь в строгом посте, воздержании, молитве, облекаясь в одежду чистоты и святости. Когда он достиг 60-летнего возраста, то оставил свой монастырь и отправился в Александрию. В это время Александрийский патриарший престол занимал святейший патриарх Иоанн Милостивый. Святой Виталий избрал себе в этом богоспасаемом городе необычайный вид подвига, который для людей, видящих только внешнее в человеке, казался нечистым и греховным, для Бога же, взирающего на внутреннее и испытующего сердца человеческие (Псал.7:10), был угоден и благоприятен.

Преподобный составил себе список всех блудниц, живших в Александрии, и о каждой из них особо молился Богу, дабы Он отклонил их от грешной жизни. Старец нанимался на поденную работу в город от утра до вечера и брал за свой труд двенадцать медных монет. За одну монету он покупал себе боб и по закате солнца съедал его, ибо, работая весь день, он постился; затем, придя в блудилище, остальные деньги он отдавал какой-либо блуднице и говорил ей: “Умоляю тебя за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не делая ни с кем греха”. И так сказав, затворялся с ней в ее комнате. Она спала на своей постели, а старец, став в углу, всю ночь пребывал без сна, тихо читая псалмы Давида и до утра молясь за нее Богу. Наутро, уходя от нее, он с клятвою просил ее никому не рассказывать о его поступке. Так поступал он долгое время, во все дни трудясь в посте, а ночью входя к блудницам и пребывая без сна в молитвах. Каждую же ночь он входил к иной, пока, обойдя всех, снова не начинал с первой.

Господь Бог, видя такой подвиг Своего раба, споспешествовал ему, ибо некоторые из блудниц, пристыженные добродетелями Виталия, сами вставали с ним на молитву. Святой убеждал таких покаяться, и многие из них оставляли свою греховную жизнь и выходили замуж за законных мужей. А иные, желая жить в совершенной чистоте, поступали в женские монастыри и там в посте и слезах проводили свою жизнь. Другие в мире проживали без мужа в чистоте, питаясь трудами своих рук. И ни одна из блудниц никому не рассказала про целомудренное житие святого Виталия, потому что лишь только какая-нибудь из них начинала говорить о преподобном правду, то тотчас приходила в беснование. Видя это, прочие женщины уже не дерзали что-либо открыть людям о святой жизни Виталия. Народ же от этого еще больше соблазнялся о преподобном и каждый день укорял его, говоря: “Ступай, окаянный, тебя ожидают блудницы”, - и плевали на него.

Святой Виталий, претерпевая всё с кротостью, радовался, слыша брань и обличение от людей, духом утешаясь, что люди считают его великим грешником. Иногда же обличавшим его он говорил: “Разве я не имею тела, как и все люди? Разве Бог монахов создал бесплотными? Поистине и монахи такие же люди”.

Некоторые советовали ему: “Отец, возьми себе одну из блудниц в жены и сними монашескую рясу, чтобы не хулилось чрез тебя монашество”. Он же, как бы сердясь, отвечал им: “Не желаю вас слушать; что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о доме и все дни проводить в заботах и в трудах? Зачем вы осуждаете меня? Ведь не вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте. Есть один Судия всех, Бог, Который и воздаст каждому по делам его”.

Некоторые из клириков доложили святейшему патриарху Александрийскому Иоанну Милостивому, что один старец соблазняет весь город, каждую ночь входя в дома блудниц. Но святейший патриарх не поверил этому, так как он уже раньше был введен клеветниками в заблуждение, когда одного целомудренного инока, бывшего притом евнухом, крестившего еврейку, невинного, предал побоям, поверив оклеветавшим его. Помня тот случай, патриарх не послушал доносивших на Виталия и пристыдил доносчиков. Раб же Божий Виталий не переставал заботиться о спасении грешных душ, и никто не знал о его добродетельной жизни до самой его кончины.

Однажды, когда преподобный Виталий на рассвете выходил из дома блудниц, его встретил один юноша, который сам шел к блудницам, чтобы согрешить с ними. Увидав Виталия, юноша сильно ударил его по щеке и сказал: “Окаянный и нечестивый, доколе ты не покаешься и не отстанешь от своей нечистой жизни, чтобы еще более не было поругано тобою имя Христово?” Святой ответил ему: “Поверь мне, человек, что за меня смиренного получишь и ты удар по щеке такой, что сбежится вся Александрия на твой крик”.

Спустя немного времени преподобный Виталий заключился в своей малой и тесной келии, которую он построил около “Солнечных” ворот, и там с миром отошел ко Господу. Никто в городе не знал об этом. В это время явился пред упомянутым юношей блудником бес в виде страшного эфиопа и сильно ударил его по щеке со словами: “Прими удар, который прислал тебе монах Виталий”. Тотчас юноша пришел в беснование и, упав на землю, валялся по ней в исступлении; при этом он рвал на себе одежду и кричал столь громко, что к нему сбежались жители всей Александрии. Он же долгое время мучился от беса. По прошествии нескольких часов, немного придя в себя, юноша поспешил к келии Виталия, взывая: “Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя. Теперь я, по твоему предсказанию, получил достойное возмездие”. Так крича, он быстро бежал, сопровождаемый народом. Когда же он приблизился к келии старца, то бес, бросив юношу на землю, скрылся.

Юноша, совершенно придя в себя, начал рассказывать народу, как он ударил по щеке старца и как старец предсказал ему, что он получит возмездие за это. Затем постучали в дверь келии старца, но не получили никакого ответа. Когда же сломали дверь, то увидали его стоящим на коленях, как бы молящимся; святая же душа старца отошла ко Господу. В руке своей он держал хартию, на которой было написано: “Мужи александрийские! не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, праведный Судия”.

В это время явилась туда одна бесноватая, которая ранее хотела рассказать людям о святой жизни Виталия, как о том было упомянуто выше. Она пришла, извещенная о кончине преподобного Ангелом, и, прикоснувшись к честным останкам святого, тотчас получила исцеление. Точно также начали получать исцеление при прикосновении к телу преподобного многие слепые и хромые.

Услыхав о преставлении преподобного, все те женщины, которых он своими увещаниями обратил к раскаянию, с зажженными свечами и лампадами стеклись к его гробу, плача и скорбя по своем отце и учителе. При этом они рассказывали о добродетели старца, который не прикоснулся ни к одной из них даже своей рукой и приходил к ним не для греха, а чтобы спасти их. Народ же, услыхав их рассказ, говорил: “Зачем же вы скрывали от нас святость жизни этого честного старца, ибо мы, находясь в неведении, много грешили против него, осуждая и укоряя его?” Женщины отвечали на укоры народа, что сам старец с великими клятвами запрещал кому-либо рассказывать о его жизни и что как только кто-то начинал рассказывать его тайну людям, то приходил в беснование.

Когда обо всем происшедшем дошла весть до святейшего патриарха Иоанна Милостивого, он со всем своим клиром пришел к келии старца и, увидав вышеупомянутое письмо, в котором старец увещевал не осуждать его, а также увидав совершающиеся чудеса, сказал тем клирикам, которые доносили ему на преподобного: “Видите, если бы я поверил вашим словам и оскорбил бы невинного святого старца, то и я получил бы удары по лицу, подобно тому, как получил их оклеветавший святого юноша. Но я, смиренный, благодарю Бога за то, что не послушал ваших доносов и тем избегнул греха и отмщения”. Все клеветавшие и осуждавшие преподобного были сильно пристыжены.

После сего святейший патриарх, взяв честные останки преподобного Виталия, пронес их чрез весь город и в присутствии всех покаявшихся во грехах женщин, плачущих и рыдающих, с честью предал их погребению, прославляя Бога, имеющего многих неведомых людям верных рабов Своих.

Тот же юноша, который получил удары от беса, отрекся от мира и сделался монахом. И многие из жителей Александрии, наученные добродетельною жизнью Виталия, положили для себя правилом никого никогда не осуждать. Будем подражать им в этом и мы, споспешествуемые молитвами преподобного отца нашего Виталия и благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки.

| Житие |

Святой Виталий родился во второй половине 6-го столетия. С юности он поступил в монастырь преподобного Серида около города Газы в Святой Земле, и здесь в течение многих лет вел строгую монашескую жизнь. В возрасте 60-ти лет Виталий покинул свою обитель и переселился в Александрию. В то время Александрийскую церковь возглавлял известный своей святой жизнью патриарх Иоанн, прозванный Милостивым (609-620 гг.).

В Александрии Виталий взял на себя весьма необычный подвиг спасения блудниц этого города. Живя на частной квартире, инок Виталий работал поденщиком, а вечерами посещал дома разврата. Войдя в комнату той или другой распутной женщины, он отдавал ей заработанные деньги и убеждал ее оставить свой порочный образ жизни. После этого Виталий становился на колени и до утра, пока женщина спала, молился Богу. Нередко случалось, что женщина, тронутая его словами и видя, как он усердно молился, приходила в чувство раскаяния и тоже, став на колени, начинала молиться. Утром, перед уходом на работу, Виталий брал с женщин клятву, что они сохранят в тайне подробности его посещений. У Виталия был книжица, куда он вносил имена всех известных ему падших женщин. Он постоянно их поминал в своих молитвах.

Такой необычный образ жизни Виталия продолжался несколько лет. Жители города возмущались недостойным, как им казалось, поведением инока и бранили его. Как-то один возмущенный юноша ударил Виталия по шее, крикнув: "Ты позоришь монашеский чин и имя христианское!" Святой же Виталий смйренно переносил все укоры, насмешки и даже удары, прося обижающих не осуждать его. Наконец клирики Александрии пожаловались на Виталия патриарху Иоанну и настаивали, чтобы он принял против Виталия необходимые меры. Но патриарх оставил их прошение без ответа.
Тем временем добрые слова, молитвы и праведная жизнь Виталия благотворно повлияли на многих падших женщин. Одни ушли в монастырь, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться.

Когда преподобный Виталий скончался, его нашли стоящим на коленях перед иконой. В руках он держал хартию (лист бумаги), на которой было написано: "Жители Александрии! Не осуждайте ближнего, как бы он ни казался вам грешен. Никого не осуждайте прежде суда Божия." Перед похоронами Виталия, женщины, направленные им на добрый путь, собрались и рассказали патриарху Иоанну и многим людям о добродетельной жизни монаха Виталия. Тогда многим стало стыдно, что они обижали праведного человека. Сам патриарх Иоанн предал погребению останки святого Виталия. Во время похорон и после них многие больные исцелялись от прикосновения к мощам святого Виталия.

Подвиг преподобного Виталия был весьма необычен и даже уникален. Вряд ли хоть один духовный наставник посоветовал бы кому-нибудь буквально подражать жизни святого. Тем не менее, столь исключительный пример святости преподобного Виталия может многому научить и каждого человека.

Преподобный Виталий жил в VII веке и с юности до шестидесятилетнего возраста служил Богу в монастыре преподобного Серида (Египет). И вот уже в преклонном возрасте этот известный подвижник совершил странный, почти немыслимый поступок: он покинул монастырь и поселился в Александрии, огромном городе, одном из крупнейших городов того времени. Как и во всех мегаполисах, независимо от эпохи, когда они существовали, нравы жителей Александрии не отличались особенным благочестием. Настоятели знаменитых египетских монастырей только по самой крайней нужде решались посылать монахов в этот город и доверяли это только испытанным подвижникам, которые могли бы противостоять многочисленным и нелегким соблазнам. Да и то в жизнеописаниях египетских отцов часто приводятся случаи, когда даже опытные и известные своим благочестием иноки в Александрии поддавались искушению и совершали тяжкие прегрешения.

Такое, казалось бы, неподходящее место для монашеской жизни избрал преподобный Виталий. Но еще скандальней для окружающих оказался образ жизни старца. Виталий целый день трудился на поденных работах и на заработанные деньги покупал себе немного еды и остальное отдавал какой-нибудь из многочисленных александрийских блудниц, у которой и проводил ночь. Естественно, это вызвало бурю негодования среди жителей города.

Люди обычно видят в других свои собственные грехи. Грешник получает какое-то тайное извращенное наслаждение от сознания, что не он один совершает такие гнусные дела и не один он пленник собственного порока, а в темнице греха у него есть своеобразные подельники и сокамерники. Так он пытается успокоить свою совесть и этим он уподобляется бесам, сделавшим окончательный выбор в пользу зла и поэтому уже обреченным на вечные муки (вне Бога, а зло отлучает от Него, не может быть никакой радости и света). Демоны тоже испытывают особое удовлетворение от духовной гибели человека и всячески его к этому подстрекают.

Многие из жителей Александрии, осуждавших преподобного Виталия, наверное, сами ходили в дома порока и, очевидно, не считали это для себя особо зазорным, - однако монаху, дотоле своею чистою жизнью укорявшему их совесть, они подобных проступков простить не могли. Во все времена (и наше время не исключение) Церковь за безнравственность ее служителей обычно обвиняют люди, сами далекие от праведности или вообще не имеющие к ней никакого отношения. И эти обвинения по большей части бывают несправедливы, как несправедливо оказалось обвинение против преподобного Виталия.

Святой, как узнали потом, запирался в комнате с блудницей и всю ночь молился, давая возможность несчастной женщине хотя бы на это время отдохнуть от своей грязной и грешной работы, поспать или самой украдкой помолиться вместе с преподобным. Святой Виталий никого из тех, с кем он таким образом проводил ночь, не осуждал и не обличал, тем не менее, после такой необычной встречи с ним многие александрийские проститутки оставили свое ремесло: одни из них стали жить честным трудом и вышли замуж, другие ушли в монастырь. Женщины, привыкшие к тому, что все воспринимали их лишь как товар и орудие для удовлетворения собственной похоти, столкнулись с проявлением подлинной христианской любви и святости. Такая встреча не могла не изменить жизнь хотя бы некоторых из них. Кроме того, преподобный Виталий составил помянник, в который записал всех падших женщин Александрии (можно представить, каким длинным был этот список, учитывая огромный размер города) и каждый день горячо молился за них.

С каждой из блудниц преподобный Виталий брал клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Действительно, подвиг святого, по определению, мог быть только тайным: иначе всё превратилось бы в раздачу пособий определенной группе социальных низов Александрии и скорее еще больше развратило бы этих женщин, чем привело бы их к покаянию. Но анонимность благодеяний преподобного Виталия имела еще одно основание. Христос призывает верующих: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 3-4). Любое дело только тогда будет по-настоящему добрым, если те, кто трудятся ради него, ставят своей целью не удовлетворение собственного тщеславия, а действительную помощь ближнему. Святой до предела исполнил эту евангельскую заповедь: он не только не искал славы от людей, а сам добровольно принял бесчестие, чтобы вернуть поруганную честь, может быть, самым несчастным из его ближних.

Тем не менее, то обстоятельство, что преподобный Виталий сам скрывал свои подвиги, не особо оправдывает тех, кто осуждал, а потом и прямо поносил святого. Дело не только в том, что можно было по здравому рассуждению усомниться, что проведший столько времени в монастыре старец вдруг впадет в столь открытый и безудержный разврат. Можно было и обратить внимание на внезапно покаявшихся блудниц, пусть они, связанные клятвой, и боялись рассказать правду о преподобном (одна из женщин нарушила эту клятву и впала в беснование - это чудо может показаться жестоким, но именно через него Бог потом открыл александрийцам святость Виталия). Христос требует от христиан вообще никого не осуждать по той простой причине, что вина каждого перед Богом в несчетное число раз больше тех проступков, которые совершили против нас ближние, - настолько же, насколько бревно больше сучка. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, - говорит Христос, - а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3); и: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2). Кроме того, только Бог до конца знает сердце человека, люди же часто (или даже чаще всего) ошибаются в своих суждениях о ближних, особенно когда эти суждения переходят в осуждение.

Все же в Александрии нашелся один человек, который не поверил обвинениям против святого. Это был Александрийский Патриарх святитель Иоанн Милостивый (610-619). Естественно, до него дошли слухи о соблазнительном поведении Виталия, а потом появились и прямые доносы. Святитель не поверил доносчикам и привел им пример из жизни равноапостольного императора Константина Великого. Когда на Первом Вселенском Соборе ему принесли письменные обвинения против некоторых епископов и священников, он сжег их, не распечатывая, и сказал, что не дело императору судить священнослужителей, и более того, если был он сам увидел архиерея, иерея или монаха согрешающего с блудницей, то накрыл бы его собственным плащом, чтобы никто не видел этого греха.

Преподобный Виталий до самой смерти нес свой трудный подвиг, и только после нее этот подвиг стал известен людям. За день до кончины святому встретился некий развратный юноша, который, хотя и сам направлялся в дом разврата, ударил выходящего оттуда преподобного и закричал, что монах позорит имя Христа. (Еще одна иллюстрация, из кого бывают обычно обличители мнимых пороков Церкви.) Святой ответил: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик».

Вскоре святой скончался. В ту же ночь демон явился развратному юноше, ударил его по щеке и закричал: «Вот тебе удар за монаха Виталия». Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа. Несчастный смог исцелиться только тогда, когда явился к жилищу преподобного и перед его честными останками попросил прощения. Там же исцелилась и бывшая блудница, не сохранившая тайну подвигов преподобного Виталия. Преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия». Больше не связанные клятвой, бывшие блудницы рассказали всю правду о святой жизни монаха Виталия. Святитель Иоанн Милостивый торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. Своей жизнью преподобный Виталий дал пример многим деятельно служить людям, никого не осуждать и не тщеславиться собственными, пусть и добрыми поступками.

Бессмертие — это то состояние, о котором мечтает каждый человек, и оно реально существует. Истоком бессмертия является Воскресение Христово. В конце жизненного пути, после Христова Воскресения, смерть уже не властвует над человеком, верующим в Господа Иисуса Христа.

Христиане — это христоносцы, то есть носители и обладатели вечной жизни, которая дается по мере веры и по мере святости. Святые — это обычные люди по плоти и крови, но самые совершенные христиане, так как освятили себя подвигами во имя воскресшего и вечного Христа Спасителя.

Житие святых

С древних времен подвиги преподобных, мучеников, святителей записывались и свято хранились подвижниками благочестия. Постепенно набралось много сказаний, которые принято называть «Жития святых». В статье рассмотрим жизнь одного удивительного святого по имени Виталий.

Виталий (святой) жил во второй половине шестого века. Его подвиг был единственным в своем роде, насколько известно, ни до него, ни после никто не осмелился повторить подобные действия, до того они были необычны. Но его пример духовной святости может научить многому любого человека, особенно это касается монахов.

Жизнь святого преподобного Виталия

Будущий преподобный Виталий с юношеских пор подвизался в монастыре преподобного Серида около города Газы, вблизи от Святой Земли. До шестидесяти лет Виталий (святой) не покидал стен монастыря, но затем резко поменял свою жизнь.

В преклонном возрасте преподобный решает покинуть стены монастыря и селится в городе Александрии. В то время Александрия была огромным городом, как сейчас говорят, мегаполисом, и нравы ее жителей не отличались кротостью и смирением. Настоятели близлежащих монастырей в очень крайних случаях благословляли иноков войти в город, и то на этот подвиг снаряжали самых духовно крепких монахов, которые не поддались бы искушению, не впали бы в соблазн.

А святой Виталий записывает к себе в помянник всех блудниц этого города, а сам селится на частной квартире. С самого утра этот святой работает на поденных работах, вечером покупает себе немного еды (в житии говорится "бобов"), а остальные деньги он отдает одной из многочисленных блудниц Александрии. То есть он покупает ночь с этой женщиной. Жители города, узнав об этом, пришли в такое негодование, что день и ночь поносили святого человека, как только его ни обзывая.

Подвиг преподобного

Обычно люди в других видят те грехи, которые совершают сами, и им приятно, что не только они такие грешные. Сами жители Александрии были далеки от святости, и наверняка многие из них пользовались услугами жриц любви, но простить этот порок монаху, который до этого своей чистой жизнью укорял их совесть, они не могли. Этот случай очень показателен и для современных людей, которые с удовольствием обвиняют церковь и ее служителей, если в чем-то заметят несовершенство или порок.

Как потом узнали жители города, инок Виталий, святой жизни человек, запираясь с блудницами, давал этим несчастным женщинам хотя бы на одну ночь забыть о своей грязной работе, выспаться или же вместе с ним молиться Господу. Он никого из тех, с кем проводил время, не осуждал, не обличал, а только жалел. И многие проститутки стали на праведную дорогу. Одни из них покаялись, вышли замуж, родили детей и стали верными женами, другие ушли в монастырь и блюли чистоту до самой кончины.

Осуждение — это грех

Преподобный Виталий молился всю ночь за этих женщин, но рассказывать о себе строго им запрещал. С каждой из них он брал клятву, что она не расскажет правды о нем. Преподобный просто следовал словам Спасителя о том, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Господь завещал добрые дела совершать в тайне, чтобы через них не тщеславиться. Св. Виталий до конца выполнил эту заповедь, он не только остался в тайне, но еще и терпел неправедные поношения от людей грешных. Святой Виталий (икона которого есть в любом православном храме) помогает всем, кто к нему обращается с просьбой уберечь от порока близкого человека или же молится о себе грешном.

Его пример говорит о том, что нельзя никого осуждать. Сердце человека видит лишь Бог, и Он ему судья, а остальные люди рассуждают по собственной мере греховности. Грех одного человека перед другим — это ничто по сравнению с тем грехом, который человек совершает перед Господом.

Поступок Иоанна Милостивого

И хотя преподобный скрывал свой подвиг, это не оправдывает тех, кто осуждал его или открыто поносил. Но в городе все же нашелся человек, который не осудил святого. Это был александрийский патриарх Иоанн Милостивый. Когда до него дошли слухи о поведении святого Виталия, Иоанн Милостивый отказался им верить и привел пример императора Константина Великого, который на Первом Вселенском Соборе, не читая, сжег письменные доносы на некоторых епископов и священников, сказав, что не его дело - судить священнослужителей. Еще император добавил, что если бы он своими глазами увидел священника или монаха с блудницей, то накрыл бы его собственным плащом, чтобы никто не смотрел.

Бесноватый юноша и Виталий (святой)

Преподобный Виталий за день до своей кончины повстречал одного юношу, направляющегося в дом разврата. Этот самоуверенный молодой человек подошел к святому Виталию и ударил его по щеке за то, что монах, по его мнению, позорит имя Христа. Святой спокойно воспринял это, но сказал, что и юноша за это получит такую пощечину, что на его крик соберутся все горожане.

Так и произошло: когда преподобный зашел к себе в келью и стал на молитву, то через некоторое время скончался, а юноше явился демон и, ударив его по щеке, заявил, что это ему пощечина от монаха Виталия. Молодой человек от этого впал в такое беснование, что катался по земле и исступленно кричал. На его крик сбежались люди, и, немного придя в себя, он вместе со всеми побежал к святителю домой. Там они увидели святого, стоящего на коленях, а в руках его свиток с надписью, которая гласила, чтобы александрийцы никого не осуждали прежде времени, пока не придет Господь, праведный судья.

Несчастный юноша исцелился только после того, как прикоснулся к святому, вместе с ним исцелилась от беснования и одна из блудниц, нарушившая клятву о неразглашении тайны преподобного Виталия. Другие женщины, знавшие тайну святителя и больше ею не связанные, рассказали про преподобного и восстановили его честь.

С большим почетом через весь город пронес останки святого. Хоронил его весь город. День святого Виталия (день памяти) отмечают согласно православному календарю 5 мая.

Покровители Виталия

Имя Виталий в переводе с латинского обозначает «жизненный». Помимо святого преподобного Виталия, еще известен мученик Виталий Римлянин, принявший мучительную смерть за Христа вместе с братьями и матерью, святой мученицей Фелицатой, живший в Риме около 164 года.

И Виталий Римлянин, и святой преподобный Виталий Александрийский, как Виталия (любого человека, крещенного с этим именем), стоят на страже и приходят в трудную минуту, стоит лишь к ним обратиться.

Музыкант Виталий Ефремочкин

В музыкальном кругу стала известна история одного музыканта, который обратился к Богу и начал писать музыку и песни, посвященные Ему. Это произошло с Виталием Ефремочкиным — украинским музыкантом и композитором, вокалистом, автором импровизаций и аранжировщиком. Поверил в Господа Иисуса Христа и посвятил ему свое творчество Виталий Ефремочкин. «Святой Царь» - композиция, которую он написал не так давно, но она стала популярной среди верующих.

Преподобный Виталий, инок монастыря преподобного Серида, пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом (память 12 ноября), Патриархе Александрийском (609 - 620).

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому . Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: "Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха"". Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию.

Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: "Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: "Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя". У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.