Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение Образ в скорбях и печалях утешение


Происходит из афонского Свято-Андреевского скита. Прославилась многочисленными чудесами.

Описание иконы
Икона (не сохранилась) представляла собой створчатый складень размером 40 на 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак.Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы».
История иконы
Восходит к XVII веку. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре.
В день открытия Андреевского скита (22 октября 1849) проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву) как благословение от обители и в связи с тем, что этот образ ранее был келейной иконой патриарха Афанасия III Пателлария, на месте кельи которого и возник Андреевский скит
В августе 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игумен Виссарион (Толмачёв) передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».
В августе 1863 г., во время второго пребывания иконы в России на период сборов иером. Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей.
Первое чудо от иконы зафиксировано 19 ноября 1863 г. в женском монастыре в честь Рождества Христова в г. Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь о. Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита, - обрел дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин. На Рождество 1857 г. он отправился в с.Кырмыж Вятского уезда. 31 декабря на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иером. Неону, насельнику Слободского Крестовоздвиженского монастыря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание - немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил «в своем языке жар, который распространился по всему телу». Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!»

С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви г. Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног 7-летняя девочка Ксения Кайсина и от припадков 3-летний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября - от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости 4-летний мальчик Василий Кибардин. За 2 месяца после 1-го чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств.
В 1876-1882 гг. икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 г. икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию). Сопровождал ее будущий игумен скита иером. Иосиф. 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования 2 девочки. 14 марта - на ст. Борки. 16 марта - в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования. Затем икону встречали в Новочеркасске, в Москве, на афонском подворье скита в Санкт-Петербурге.
В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 гг. иером. Иосифом в Санкт-Петербурге зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, и здесь от нее также совершались исцеления.
6 февраля 1915 г. на петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.
Местонахождение иконы в настоящее время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом.
В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г.
Чтимые списки
В России несколько списков с иконы находилось в Вятской губернии.
Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Вятском Христорождественском монастыре. 19 ноября 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке.
В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губернии.
В 1882 г. игуменией Вятского Преображенского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января.
В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губернии.
В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Свято-Екатерининском соборе.
В Софийском соборе в Царском Селе находилась икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена священномученику Вениамину (Казанскому), епископу Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения священномученика Иоанна Кочурова, пресвитера Екатерининского собора. После того, как собор был взорван в 1939 году, многие иконы оттуда были сожжены прямо на Соборной площади. Икона чудом сохранилась. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Борис Глебов передал ее в Софийский собор, где она находилась до последнего времени. В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденный Царскосельский Екатерининский собор.

В Санкт-Петербурге один из списков находится в Никольском соборе.
Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря на Афоне, сохранился в Алексеево-Акатовом женском монастыре Воронежа. На нем есть надпись: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году, вскоре после возвращения из реставрации икона замироточила, причем в один из июльских дней струйки мира полились из глаз Пресвятой Богородицы.
Почитание иконы
В службе иконе используются тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали».

«В скорбях и печалях утешение» - одна из множества икон, посвященных Пресвятой Деве Марии. К данному образу обращаются при самых тяжелых жизненных ситуациях, в особенности с проблемами физического здоровья и внутреннего опустошения.

Икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» имеет особое положение в христианской религии. Народной памяти известно огромное количество святынь с образом Небесной Царицы, но данный образ является одним из самых чтимых и главенствующих среди православных икон. Именно перед этой иконой верующие воспевают молитвы Божией Матери , которые способны навсегда прогнать из сердца боль утраты, печаль и уныние.

История иконы «В скорбях и печалях утешение»

К сожалению, точные данные о времени появления иконы Богоматери «В скорбях и печалях утешение» не дошли до наших дней. Известно, что зарождение святого образа относится к древним временам. Согласно записям из старинных документов, лик Богоматери был впервые упомянут лишь в XVII веке.

Наибольшее уважение и признание православных верующих святыня обрела на территории России в XIX веке. В это время один из монахов со святого Афона прибыл в город Тверь, принеся с собой икону Пречистой Девы в качестве подарка местному митрополиту. Священный образ поместили в храме Рождества Христова на территории Христорождественского монастыря.

Православная икона впервые проявила свои чудодейственные свойства уже через несколько дней, излечив смертельно больного юношу. С тех пор святыня не переставала удивлять местных жителей божественными чудесами. Многие люди обрели поддержку и получили помощь от Пресвятой Девы в моменты серьезных тягостных испытаний в жизни. На Ее счету огромное количество благих деяний, которые происходят и по сей день. Именно поэтому данный лик Богородицы имеет столь великую славу и почтение со стороны христианского народа.

Где находится святой образ

В начале 20 века чудесный лик Богоматери был перевезен в Санкт-Петербург, заняв место в иконостасе Благовещенского собора. В наши дни ее оригинал хранится в Свято-Никольском соборе в Санкт-Петербурге.

Один из наиболее почитаемых списков расположен в санкт-петербургском Свято-Екатерининском соборе. Вторая не менее значимая копия православной иконы «В скорбях и печалях утешение» находится в Воронеже, в Алексиево-Акатовом монастыре.

Описание иконы «В скорбях и печалях утешение»

Святая икона имеет необычный внешний облик. Она состоит из трех створок, соединенных между собой. Пресвятая Дева изображена по пояс и расположена в центре. Младенец на ее руках держит свернутый свиток, двуперстным жестом даря Свое благословение. По обе стороны от Богоматери и Богомладенца изображены святые мученики: Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов . Створы по бокам и в нижней части имеют изображения еще нескольких прославленных святых. Именно такой полный облик чудотворной иконы Пресвятой Девы обрел название «В скорбях и печалях утешение» и вошел в число самых почитаемых православных святынь.

В чем помогает чудотворный образ Богородицы

Христиане молятся перед святой иконой Девы Марии о помощи и поддержке в минуты страха и отчаяния, в тяжелые моменты жизни, когда надежды утеряны и охватывает глубокая печаль . Святейший образ Богородицы способен подарить молящимся людям:

  • исцеление при смертельных заболеваниях;
  • утешение при потерях и неудачах ;
  • внутреннюю гармонию и душевное спокойствие;
  • избавление от нужд, страданий и бедности.

Богоматерь способна защитить от любой беды и помочь справиться с любой трудностью. В Ее силах изменить жизнь к лучшему каждого глубоко верующего, возносящего молитвы перед Ее чудодейственным ликом.

Дни празднования

Люди, исповедующие православие, отмечают день памяти прекрасного образа Богородицы «В скорбях и печалях утешение» 2 декабря. Во многих православных священных обителях проводится служба в честь празднования великой иконы. Христиане воздают молитвы и восхваляют божественный лик.

Молитва перед иконой «В скорбях и печалях утешение»

«О, Пресвятая Дева! Великая защитница людей! К Тебе обращены мои молитвы. Прошу, снизойди ко мне с высот небес, ибо я нуждаюсь в Тебе. Умоляю, обрати все страдания мои в пепел. Предай огню все горести и печали. Освети мою душу любовью и добром. Подари счастье и убереги от злых деяний и врагов. Исцели от недугов мое тело и не позволяй болезням терзать меня. Со всей любовью и уважением я молюсь пред Тобой. Да вознесу я почести Тебе, Пречистая Дева! Прославлю и восхвалю я прекрасное имя Твое! Во веки веков. Аминь».

Спустя несколько дней после дня празднования иконы «В скорбях и печалях утешение» верующих ожидает еще одно торжество — Введение во храм Пресвятой Богородицы . В этот день каждый человек может воспеть молитвы к Божией Матери и попросить ее о помощи, укреплении силы духа, избавлении от трудностей и несчастий. Мы желаем вам счастья и любви. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Кондак 1

Взбранней Воеводе Владычице нашей Богородице, даровавшей нам пречудную икону Свою «В скорбех и печалех Утешение», благодарственное приносим пение. Ты же, Пренепорочная, приими молитвы наша и от всяких бед заступи рабы Твоя, с верою и любовию вопиющия Ти:

Икос 1

Ангел множество и вся Небесная Воинства славят Тя непрестанно на небеси, Владычице, и мы, земнороднии, исполненнии радости духовныя, притекающе к цельбоносней иконе Твоей, из глубины сердца приносим Ти глаголы сия:

Радуйся, Божие ко грешным благоволение.

Радуйся, кающихся пред Господом Богом крепкое заступление.

Радуйся, падшаго Адама воззвание.

Радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, греховную отъемлющая скверну.

Радуйся, бане, омывающая совесть.

Радуйся, рождшая Избавителя, беззакония наша туне очищающаго.

Радуйся, всечудное всех к Богу примирение.

Радуйся, мосте, воистину преводяй нас от смерти к животу.

Радуйся, мир от потопа греховнаго спасшая.

Радуйся, лествице небесная, Еюже Господь к нам сниде.

Радуйся, вина всех обожения.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 2

Видяще Тя на иконе Твоей святей, Богомати Пречистая, Богомладенца Христа на руках Твоих держащую и ликами святых окружаемую, умиляемся душами нашими и благоговейно с любовию покланяемся пречистаго лика Твоего изображению, зовуще Сыну Твоему Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный открывая, Богородице Дево, благоволила еси многими чудесы прославити икону Твою, в земном жребии Твоем, Святей Горе Афонстей, да вси ведуще таковое Твое о ней благоволение, песненно Тебе зовут:

Радуйся, обуреваемых тихое пристанище.

Радуйся, сумнящихся известное утверждение.

Радуйся, едина Мати милосердия.

Радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех.

Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая.

Радуйся, печалию наша немощи душевныя врачующая.

Радуйся, суетныя радости мира сего презирати нас научающая.

Радуйся, от мира к премирным ум наш возводящая.

Радуйся, от любве земныя к небесней Божией любви нас привлекающая.

Радуйся, в самых страданиях наших утешение и благодатную жизнь нам подающая.

Радуйся, обетование благ вечных.

Радуйся, Ходатаице вечныя радости.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 3

Силу Божественныя благодати даруеши, о, Богомати, всем с верою и любовию прибегающим ко всечестному покрову Твоему; и нас, недугующих телом и душею, Благая Владычице, свыше укрепи и посещения Твоего сподоби, да спасаемии Тобою, непрестанно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея любовь велию к людем, искупленным Кровию Сына Твоего и Бога, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе милостивно подаеши руку помощи, Владычице, да вси единым сердцем и едиными усты приносят Ти пение сицевое:

Радуйся, милости сокровище многоценное.

Радуйся, отчаянных едина Надеждо.

Радуйся, тела моего врачевание.

Радуйся, души моея спасение.

Радуйся, твердая крепосте немощных.

Радуйся, изнемогающих Заступнице и укрепление.

Радуйся, гнев Божий Твоим молением скоро утоляющая.

Радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая.

Радуйся, слепых зрение, глухих слышание.

Радуйся, хромых хождение, немых глаголание.

Радуйся, болящих благонадежное посещение.

Радуйся, яко Тобою по мере веры подаются благодатная исцеления всем немощствующим.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам помогаеши, Небесная Царице, с верою прибегающим к Тебе и покланяющимся цельбоносному образу Твоему, егоже милостиво явила еси нам во утешение, да прославляя милость Твою, нам ниспосланную, рожденному от Тебе Спасителю мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше братия скита Андреевскаго словеса отца своего духовнаго: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбех и печалех», возрадовашеся зело о Твоем заступлении, Пресвятая Дево, и всю надежду на Тя возложивше, воспеша Ти тако:

Радуйся, радость миру Христа Спасителя рождшая.

Радуйся, мир от скорбей избавляющая.

Радуйся, хуления и клеветы на Сына Твоего терпевшая.

Радуйся, страданием Его спострадавшая.

Радуйся, скорбных матерей утешение.

Радуйся, чад их благодатное охранение.

Радуйся, в бедах скорое нам заступление.

Радуйся, заблуждших исправление.

Радуйся, младенцев питание.

Радуйся, юных наставление.

Радуйся, Мати сиротствующих.

Радуйся, вдов заступление.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 5

Боготечная звезда явися икона Твоя, Дево Богородице, сиянием многих чудес духовно просвещая и неоскудно источая благодатная исцеления всем верным, усердно к ней притекающим и смиренно вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще токи чудес, от святыя иконы Твоея источаемыя, Всеблагая, вси людие земли Вятския стекахуся к ней на поклонение и на Тя все упование свое в скорбех и печалех возлагающе, воспеша Ти сице:

Радуйся, Мати рода христианскаго.

Радуйся, усыновившая нас при Кресте Сына Твоего.

Радуйся, Бога с человеки соединившая.

Радуйся, верных Господеви сочетавшая.

Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземшаго грехи мира.

Радуйся, чаше, черплющая нам радость от Источника безсмертия.

Радуйся, Споручнице спасения грешных.

Радуйся, Ввзыскание погибших.

Радуйся, нечаянная грешных Радосте.

Радуйся, падших востание.

Радуйся, Целительнице всех немощей.

Радуйся, утоление всякия печали.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 6

Проповедуют милости Твоя, Богородице, вси концы вселенныя, от святыя иконы Твоея «В скорбех и печалех Утешение» бываемыя: болящим бо здравие, слепым прозрение, скорбящим утешение подаеши и всем на всяком месте и на всякий час благодатную помощь являеши, вопиющим о Тебе Всемилостивому Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси многими лучами чудес икона Твоя, о, Богомати, и сими не токмо Гору Афонскую, но и множайшая места озарила еси, да научимся звати Тебе:

Радуйся, приносящая к Сыну Твоему и Богу моления верных.

Радуйся, и Сама у Престола Сына Твоего непрестанно молящаяся о нас.

Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая.

Радуйся, Заступнице рода христианскаго, от Бога нам дарованная.

Радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози.

Радуйся, древо светлоплодовитое, имже питаются вернии.

Радуйся, покрове миру, ширший облака.

Радуйся, земле обетования, из неяже течет мед и млеко.

Радуйся, светлый облаче, верныя непрестанно освещающий.

Радуйся, столпе огненный, наставляяй избранныя к небесному наследию.

Радуйся, ниво, растящая обилие щедрот.

Радуйся, Подательнице всякия благости.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 7

Хотящи явити токи чудес от иконы Своея «В скорбех и печалех Утешение», услышала еси, Владычице, молитву болящаго раба Твоего Владимира и от немоты исцеление ему даровала еси, да здрав сый душею и телом, проповедует всем милости Твоя, ради тоя иконы явленныя. Темже и мы прославляюще Бога, благодеющаго чрез святый образ Твой, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение милости Твоея явила еси, Царице Небесная, в чудеснем прославлении святыя иконы Твоея, к нейже с верою и любовию прибегающим и помощи от Тебе просящим всякий недуг и всякую язву душевную и телесную врачуеши. Сего ради вопием Ти:

Радуйся, купель, в нейже вся скорби наша погружаются.

Радуйся, чаше, Еюже радость и спасение восприемлем.

Радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни.

Радуйся, древо, услаждающее сланыя воды житейскаго моря.

Радуйся, животворныя воды неистощимый источниче.

Радуйся, бане, омывающая греховную скверну.

Радуйся, скорбей наших услаждение.

Радуйся, печалей наших утоление.

Радуйся, болезней наших врачевание.

Радуйся, бед избавление.

Радуйся, демонов попрание.

Радуйся, врагов посрамление.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 8

Странствие земное многоскорбное и многомятежное услаждаеши нам матерним твоим о нас попечением, Богородице: Ты бо, яко благая Одигитрия, наставляеши нас к тихому и благоотишному пристанищу и молиши Сына Твоего о прощении прегрешений наших, да непрестанно вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Всем верным умилительно есть взирати на святую икону Твою, Всемилостивая Владычице, Ты бо еси всех скорбящих Утешительница и бедствующих Помощница. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред пречестною иконою Твоею припадающе: исполни радости и веселия скорбная сердца наша, да, получивше отраду и утешение, вопием Ти:

Радуйся, Путеводительнице, к Небесному отечеству нас руководящая.

Радуйся, Царице Неба и земли, врата райская нам отверзающая.

Радуйся, Милостивая, нас милующая.

Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Радуйся, руно орошенное, еже Гедеон предвиде.

Радуйся, блаженное чрево, невместимаго всеми Бога вместившее.

Радуйся, Неопалимая Купино.

Радуйся, Нерушимая Стено.

Радуйся, Живоносный Источниче.

Радуйся, Цвете Неувядаемый.

Радуйся, умягчение сердец злых.

Радуйся, умиление благих.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 9

Всякия утоляеши болезни и скорби, во обстоянии сущим руку помощи простирающи, о, Всеблагая: призрела бо еси на раба Твоего Тимофея и исцеление ему даровала еси. Услади убо и наша скорби и печали, скорая Помощнице, и исцеление подаждь недугующим душам и телесем нашим, да вопием немолчно: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумевают, киими словесы достойно восхвалити вся чудеса Твоя, Богородице, от святыя иконы Твоея бываемыя. Мы же, Твоя неисчетная благодеяния видяще, присно Тя ублажаем и хвалебно Тебе вопием:

Радуйся, обрадовавшая надеянием на Тя всех христиан.

Радуйся, Радосте и умирение миру.

Радуйся, Подательнице Божественныя благости.

Радуйся, Надеждо благ вечных.

Радуйся, кораблю хотящих спастися.

Радуйся, пристанище житейских плаваний.

Радуйся, верная Хранительнице уповающих на Тя по Бозе.

Радуйся, одеждо нагих дерзновения.

Радуйся, Заступнице всех и утверждение.

Радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище.

Радуйся, помоще верно молящихся Тебе.

Радуйся, светлое благодати познание.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 10

Спасительное прибещиже в скорбех и бедах являешися всему роду человеческому, Мати Божия: Тя бо дарова Человеколюбец Господь погибающим в помощь, покров и утешение. Мы же, вечныя муки Твоим ходатайством избавитися уповающе, верно вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая и источник чудес явися святая икона Твоя, Владычице, всем к Твоему покрову прибегающим. Темже и мы, припадающе пред образом Твоим, молим Тя: защити и сохрани нас невредимы от всех напастей и нестроений, с любовию взывающих Ти из глубины души:

Радуйся, столпе девства.

Радуйся, чистоты и целомудрия сосуде избранный.

Радуйся, воинствующим на плоть целомудрием изрядное венчание.

Радуйся, во иночестве благоскорбящим Подательнице вечнаго радования.

Радуйся, пламень страстей изменяющая.

Радуйся, мрак искушений прогоняющая.

Радуйся, Наставнице целомудрия.

Радуйся, чистоты ограждение.

Радуйся, исправление человеков.

Радуйся, Еюже от падения нашего востахом.

Радуйся, твердое веры утверждение.

Радуйся, приятное молитвы кадило.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 11

Пение сие наше не презри, Пресвятая Дево, егоже всеумиленно приносим Ти, раби Твои, яко всесильней Заступнице рода нашего, но помози нам, Всеблагая, покаянием очиститися от скверны греховныя и преуспети в чистем и богоугоднем житии, да воспоминая неисчетная чудотворения Твоя, вопием Подателю всех благ Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами чудес пречестная икона Твоя, Владычице, немерцаемо сияет и весь мир благодатно озаряет, мрак греховный и уныние разгоняя. Не лиши, о, Всеблагая, Твоего заступления и нас, в житейском море треволнениями обуреваемых, обаче от сердца приносящих Ти благохваления сия:

Радуйся, сильным Твоим заступлением от всех бед нас избавляющая.

Радуйся, от труса и потопа нас защищающая.

Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго нас снабдевающая.

Радуйся, огнь росою молитв Твоих угашающая.

Радуйся, от смертнаго губительства нас спасающая.

Радуйся, в бранех крепкая Помощнице.

Радуйся, от нашествия иноплеменных нас ограждающая.

Радуйся, от междоусобныя брани охраняющая.

Радуйся, плавающих легкое по водам прехождение.

Радуйся, путешествующих добрая Водительнице.

Радуйся, пленных свобождение.

Радуйся, от належащаго праведнаго прещения Божия скорое избавление.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 12

Благодать Божественную и милость испроси нам, Всемилостивая Владычице, у Сына Твоего и Бога, да, тою укрепляеми и направляеми, по пути сем многоскорбнем неуклонно шествовати возможем. Ты же, о, Богомати, от всякаго зла сохрани нас, под осенение иконы Твоея святыя прибегающих и со умилением о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя милости и чудеса, Богородительнице, бывшая в древния и настоящая времена, хвалим, славим и величаем Тя, честнейшую воистину Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, и, припадая к пречестному образу Твоему, умильно сей лобызаем, с трепетом и любовию воспевая Ти сице:

Радуйся, непостыдное наше упование в животе и по преставлении нашем.

Радуйся, уповающим на Тя мирен конец жития сего подающая.

Радуйся, в день судный наша Надеждо и Защищение.

Радуйся, Судии Праведнаго умоление.

Радуйся, геенны вечныя избавление.

Радуйся, Надеждо вечнаго спасения.

Радуйся, ключу Царствия Христова.

Радуйся, двере райская.

Радуйся, мосте, к небесем преводяй.

Радуйся, всех кающихся грешников прибежище и благая Заступнице.

Радуйся, Ангелов радосте.

Радуйся, всех праведных славо и утешение.

Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Услыши глас скорбящих раб Твоих и приими сие малое моление наше, от любящих сердец Тебе приносимое: избави нас от всяких бед, скорбей и напастей, недуги наша исцели, всяку злобу и вражду отжени от нас и причастниками жизни вечныя соделай о Тебе благодарно зовущих: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1 Молитва

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О, Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя Преблагая и скорая Заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О, Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о, Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная, радуйся, Обрадованная, радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою! Аминь.

(празд. 19 нояб.), происходит из афонского Свято-Андреевского скита; прославилась многочисленными чудесами.

Икона (не сохр.) представляла собой створчатый складень размером 40´ 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак. Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы» (Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение» // Наставления и утешения св. веры христианской. 1898. № 12. С. 1108).

По преданию, икона принадлежала свт. Афанасию III Пателларию , патриарху К-польскому, владельцу кельи Серай. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском мон-ре. В день открытия Андреевского скита (22 окт. 1849) митр. Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву). В авг. 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в С.-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В нояб. он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игум. Виссарион передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

В авг. 1863 г., во время 2-го пребывания иконы в России на период сборов иером. Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губ. икона проявила чудотворную силу при исцелении людей. Первое чудо от иконы зафиксировано 19 нояб. 1863 г. в жен. мон-ре в честь Рождества Христова в г. Слободском, где игуменией была мон. Пульхерия, дочь о. Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита,- обрел дар речи 18-летний учащийся вятского ДУ Владимир Неволин. На Рождество 1857 г. он отправился в с. Кырмыж Вятского у. 31 дек. на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иером. Неону, насельнику слободского Крестовоздвиженского мон-ря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание - немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил «в своем языке жар, который распространился по всему телу». Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!» С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 нояб. заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской ц. г. Слободского Параскева Овчинникова, 24 нояб. исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног 7-летняя девочка Ксения Кайсина и от припадков 3-летний мальчик Петр Лихачёв, 25 нояб.- от беснования А. Г. Шуктомова, 5 дек.- от воспаления кости 4-летний мальчик Василий Кибардин. За 2 месяца после 1-го чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств (О благодатных исцелениях, совершившихся в г. Слободском пред Афонской иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» // Вятские ЕВ. 1864. № 3. С. 73-109).

В 1876-1882 гг. икона снова находилась в России в сопровождении иером. Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 г. икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Сопровождал ее буд. игумен скита иером. Иосиф. 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования 2 девочки, 14 марта - на ст. Борки, 16 марта - в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования, затем в Новочеркасске, в Москве, на афонском подворье скита в С.-Петербурге; в местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 гг. иером. Иосифом в С.-Петербурге зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сент. по 2 окт. икона находилась в Угличе и его окрестностях, и здесь от нее также совершались исцеления.

6 февр. 1915 г. на петроградском подворье митр. Петроградский и Ладожский сщмч. Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы рус. воинству. Местонахождение иконы в наст. время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом. В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г.

В России неск. списков с иконы находилось в Вятской губ. Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Христорождественском мон-ре. 19 нояб. 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке. В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губ. В 1882 г. игуменией вятского Преображенского жен. мон-ря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губ. в праздничные дни 12 дек., когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 янв. В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губ. В наст. время один из чтимых списков находится в слободском Свято-Екатерининском соборе.

В Софийском соборе в Царском Селе находится икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена сщмч. Вениамину (Казанскому) , еп. Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения сщмч. Иоанна Кочурова , пресв. Екатерининского собора.

Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского мон-ря на Афоне, сохранился в Алексиево-Акатовом жен. мон-ре Воронежа. В 1999 г. отмечалось мироточение иконы.

В службе иконе используются тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали».

Лит.: Описание чудес, совершившихся перед чудотворною иконою Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», находящейся в Рус. на Афоне Св.-Андреевском общежительном ските // Кр. ист. очерк Рус. на Афоне Св.-Андреевского общежительного скита. Од., 1890, 19126; Памятники христ. древности и святыни в святогорских афонских мон-рях // Наставления и утешения св. веры христианской. 1902. № 1. С. 74-85; Летопись Св.-Андреевского скита. СПб., 1911. С. 171-172; Третье путешествие в Россию со Св. Горы Афонской из Андреевского рус. скита чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»: Описание чудес. Од., 1912. С. 123; [Описание чудес] // Наставления и утешения св. веры христианской. 1915. № 4. С. 189; Обитель неусыпающих в Петербурге // Там же. 1916. № 5. С. 160; Любомудров А . Матушка Пульхерия - подвижница града Слободского // Вятский епарх. вестн. 1997. № 8 (88).

П. В. Троицкий

Среди многочисленных образов Царицы Небесной икона «В скорбях и печалях утешение», фотографии которой представлены в этой статье, занимает особое место, несмотря на то что её оригинал не дошёл до наших дней, а в православных храмах представлены лишь копии. Эта святыня явилась даром, принесённым на российскую землю с древнего Афона, и здесь прославившимся явленными через неё чудесами.

Внешний вид оригинала святого образа

По сохранившимся спискам нетрудно составить представление о том, как выглядела икона «В скорбях и печалях утешение». Описание её можно найти также и в дошедших до нас документах. Это был небольших размеров в центре которого помещалось поясное изображение Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Им предстояли святой Иоанн Предтеча и

Христос, держа в левой руке скипетр, правой благословлял всех, принявших его учение. В нижней части иконы, а также на боковых створках изображались фигуры святых, подвигами своими прославившие Господа. Именно этот богородичный образ вошёл в историю под названием «В скорбях и печалях утешение».

История иконы

Своими корнями она уходит в древнюю Богородицы «В скорбях и печалях утешение» впервые упоминается в документах, относящихся к XVII веку. Известно, что она принадлежала константинопольскому патриарху Афанасию III, впоследствии канонизированному и причисленному к Вместе с ним она впервые попала в Россию в 1653 году, откуда после его блаженной кончины перешла к одному из Ватопедского монастыря.

В давние времена патриарх Афанасий III проживал на святом Афоне, в Ватопедском монастыре. В 1849 году на месте, где находилась его келья, был открыт ставший известным впоследствии Свято-Андреевский скит, первый игумен которого, Виссарион, в качестве благословения получил от настоятеля обители эту икону, так как она была прежде келейным образом проживавшего здесь предстоятеля византийской церкви.

Первое явление иконы на святой Руси

В те годы сбором средств для святой обители, среди прочей братии, занимался и направленный с этой целью в Санкт-Петербург иеромонах Феодорит. Чтобы поддержать инока в этом трудном, но жизненно необходимом деле, ему была послана икона «В скорбях и печалях утешение», поскольку в монашеской жизни и тех, и других предостаточно.

В августе 1853 года она была отправлена морем в Одессу и далее почтой доставлена в Петербург. Видимо, в XIX веке почта России работала не лучше, чем в наши дни, потому что святой образ за время пути получил значительные повреждения. В городе на Неве он оставался в течение шести лет, сопутствуя иеромонаху Феодориту в исполнении его послушания и призывая на него благословение Царицы Небесной. Когда же в 1859 году тот вернулся на Афон, святой образ вновь оказался в обители.

Чудеса, явленные в Курской губернии

На этот раз лишь четыре года икона «В скорбях и печалях утешение» провела под греческим небом, и вновь её путь лежал в Россию, теперь в Курскую губернию, куда отправился иеромонах Паисий с той же целью, что и его предшественник Феодорит - сбора денежных средств для братии. Именно отсюда слава о чудесах, явленных через неё Царицей Небесной, разошлась во все концы страны.

Случаи исцелений, происшедших по молитвам, вознесённым Богородице перед её чудотворным образом, записывались в специальные книги, хранившиеся долгие годы для укрепления веры и благочестия в народе. Первый из них датируется 1863 годом. Случай сам по себе уникальный, а потому следует остановиться на нём подробнее.

Студент, поражённый немотой

Как явствует из церковной книги приходского храма села Кырмыж Вятского уезда, один студент вятского духовного училища, происходивший из весьма религиозной семьи, на паперти при входе в храм был остановлен странником, который попросил его передать некое сообщение отцу юноши, ставшему к тому времени иеромонахом.

Юноша по легкомыслию пренебрёг его просьбой. Вскоре в ночном видении он узрел трёх светозарных мужей, упрекнувших его в содеянном и посуливших скорое наказание. На следующее утро студент был поражён немотой. В течение шести лет он безмолвствовал. К тому времени их храм посетила икона «В скорбях и печалях утешение». Приложившись к ней по завершении молебна, молодой человек вдруг ощутил в языке некий жар и тотчас же обрёл дар речи.

Обилие чудес, явленных иконой

Этот поразительный случай был занесён в церковную книгу и заверен подписями многочисленных свидетелей. С этих пор чудеса обильно изливались на всех, кто с верой и надеждой приступал к святому образу. Перелистывая пожелтевшие от времени листы, мы узнаём о том, что в том же году, 20 октября, подобное чудо свершилось с женой местного дьячка Акулиной Фроловой, с детства страдавшей крайним косноязычием.

Спустя месяц здравие было даровано мещанину Савелию Ермакову, долгие годы прикованному к постели параличом ног, а буквально на следующий день была спасена умиравшая от молодая купчиха Елизавета Мартынова. Всех случаев, описанных в книге, не перечислить, а сколько их осталось неведомыми для потомков!

Дар святого Афона российской земле

Когда иеромонаху Паисию пришла пора возвращаться на Афон, чудотворная икона вместе с ним покинула калужскую землю. Святыня оставила в народе столь много воспоминаний о полученных через неё исцелениях, что на Святую гору посылались из России сотни писем с просьбой вернуть её хоть на короткое время.

В 1876 году, к великой радости россиян, икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» вновь появилась на нашей земле, привезённая в Ростов, а в 1890 году братия Свято-Андреевского скита приняла решение навсегда отправить её в Санкт-Петербург, где к тому времени было открыто афонское подворье. Сопровождать бесценный дар поручили будущему игумену скита иеромонаху Иосифу.

Дорога к Невским берегам

Весь путь святыни в город на Неве был обставлен с необычайной торжественностью. В Одессе по случаю её прибытия отслужили торжественный молебен в соборном храме, во время которого чудесным образом исцелились две бесноватые женщины. Далее путь иконы лежал в Ростов-на-Дону, где были также засвидетельствованы факты ниспосланной через неё на страждущих Божьей благодати.

Это же повторилось и далее, сначала в Новочеркасске, а затем в Москве, пока, наконец, святой образ не прибыл на подворье афонского монастыря в Петербурге, где его встречали колокольным звоном при стечении огромного числа богомольцев. На всём протяжении пути иеромонах Иосиф аккуратно заносил в тетрадь случаи исцелений, которые приносила молитва иконе «В скорбях и печалях утешение», не забывая при этом удостоверять их подписями свидетелей. Таких эпизодов им зафиксировано более двадцати.

Неусыпное моление перед иконой

Особое значение богородичная икона «В скорбях и печалях утешение» приобрела в годы Первой мировой войны. Сохранились сведения о том, что митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) в 1915 году повелел совершать перед ней неусыпное моление о ниспослании русскому воинству победы над врагом. Оно сопровождалось чтением акафиста, специально написанного для этого чудотворного образа, каждый икос которого завершается прошением об избавлении от зла и всех горестей, ведь для этого и была дарована людям икона «В скорбях и печалях утешение».

Акафист в полной мере выражает то значение, которое чудотворная икона имела для всех, кто прибегал к её помощи. Она была своего рода связующим звеном между Заступницей Небесной и родом человеческим, за грехи свои уязвленным скорбями и бедами. Молитва перед ней открывала возможность непосредственного общения с Божьей Матерью, неустанно молящейся о нас перед престолом Своего Сына.

Списки с чудотворной иконы

О том, где находится оригинал иконы в настоящее время, ничего не известно. По некоторым данным, её забрали с собой иноки афонского подворья, когда в 1929 году их насильственно переселяли из Ленинграда в посёлок Славянка, однако никаких подтверждений этому нет. Следы её теряются в водовороте событий тех лет. Сегодня все, кто желал бы вознести перед ней молитвы к Божьей Матери, могут найти в православных храмах лишь выполненные с неё списки, также наделённые силой чудотворения.

Среди них - копия, выполненная в 1863 году по распоряжению известного российского юриста и историка К. А. Неволина, получившего по молитве перед иконой исцеление от недуга. Она была украшена ризой, специально изготовленной мастерами Афона, и помещалась в Вятском Христорождественском монастыре. Через год при его же участии в Вятке появился ещё один чудотворный список с иконы, выполненный для Свято-Никольского собора.

Известно, что игуменья Преображенского женского монастыря в 1882 году по обету, данному ей Пресвятой Богородице, построила в честь этого святого образа собор в Вятке, в котором хранилась долгое время специально написанная для него икона «В скорбях и печалях утешение». Значение её благочестивого деяния выходит за рамки чисто религиозного акта. В тот год, когда в стране ещё не утихла скорбь по безвинно убиенному императору-освободителю Александру II, создание копии знаменитой иконы и возведение для неё храма во многом способствовали привнесению мира и спокойствия в гражданское общество.