Икона Недреманное Око (Недремлющее Око) Господне. Спас недреманное око, с избранными святыми При каких обстоятельствах молятся иконе недреманное око

Икона Всевидящее Око Божие, встречающуюся в некоторых церквях, считается сложной в своем символизме. Церковь запрещает изображать Господа Бога на иконах, и именно поэтому автор данного образа предпочел изобразить Его в виде знаков и символов, что несколько отличается от обычной иконописи. Несмотря на это, икона - важная реликвия, ее стоит знать и почитать.

История образа

Данная картина, яркий пример возможной популяризации народного творчества в религии, на протяжении всего своего существования активно и яростно обговаривается на всевозможных богословских встречах и заседаниях. Несмотря на неоднозначность иконы, она стала крайне востребованной среди православного народа.

Впервые она появилась во Владимирской земле, где ее создали руки тамошних мастеров в стиле и традициях Владимирского иконописания, по крайней мере, первоначальные образцы.

Исполнен он в охристых тонах, что характерно для той местности. Главной отличительной особенностью является ее простота и одновременно красота композиции. А вот сложность вся - во множестве символов , в ней заключенных. Ведь она не только отличается своей концепцией от привычной канонической иконографии, но и способом подачи всех ключей, раскрывающих смысл.

Читайте о других Господних иконах:

  • «Спас нерукотворный»

Кроме того, это достаточно молодой образ, возраст которого едва достигает 300 лет, т.е. является новоделом. Его создание пришлось на закат традиционной русской иконописи, может быть поэтому «Всевидящее око» содержит неоднозначный, на первый взгляд, концептуальный авторский смысл.

Интересно! Значительная часть духовенства обычно скептически относится к иконе, но мистичность ее не помешала расти популярности среди верующих.

Икона «Всевидящее око Божие»

Значение и композиционные особенности

Образ представляет собой композицию, редко встречающуюся в иконописи. Смысл его - это образ Господа как света для всей Вселенной, а Его ведение человека приравнивается к оку, оттуда и имя - «Всевидящее Око».

На протяжении всего существования иконы уже создали достаточно много списков, поэтому на некоторых досках композиционные картины могут отличаться от оригинала, который рассмотрен ниже.

Композиционный образ собран из множества мельчайших символов, чтобы в целом дать единое представление о свете всего бытия - Господе Боге. Именно Он (символом) располагается в центре доски.

Доска разделяется на 4 круга, на каждом из которых собрано несколько важных элементов:

  1. Первая центральная окружность - тут расположен образ Христа, от которого благословение и спасение каждому страдающему грешнику. Вокруг Него расположена надпись: «Очи мои на верны, чтобы земли посадить и с собою». Из него исходят 4 луча, которые начинаются в круге, а заканчиваются за его пределами. Они обозначают тот свет, который исходит к миру от Христа и Господа. На концах этих лучей, уже по краям всего изображения, располагаются изображения евангелистов или же их символичное изображение;
  2. Вторая - он больше в диаметре, чем первый и содержит человеческое лицо, которое состоит только из 4 глаз, носа и рта. Там же располагается надпись на старославянском, которая означает «Возвеличивает душа моя Господа и радуется дух мой о Боге Спасителе Моем». Этот круг отображает отношение Божественного Начала и мира людей, посредником между которыми выступает молящаяся Богородица, нарисованная между 2 и 3 кругами;
  3. Третий круг ознаменован надписью: «Угль Исайи проявил солнце из Девической утробы, воссиявшее во тьме и подающее просвещение заблудшим». Он пересечен несколькими густыми лучами, идущими из первой окружности, От Христа. из центра главного - Солнца Правды-Иисуса Христа;
  4. Самый главный и последний, усеченный снизу, четвертый круг - в нем символично изображен Бог Отец, благословляющий все человечество. Фигура Господа имеет поднятые благословляющие руки, а ее низ сокрыта в ореоле. По краям от Него расположена надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». Фоном для Него служит чистое звездное небо, где, согласно Писанию, расположено Царствие Небесное. Бог Отец всегда изображается в окружении трех серафимов или четырех ангелов со свитками. От Господа слетает к Богородице Дух Святой в виде голубя.

Значение данного образа заключается в изображении и трактовке всех важных символов христианства, которые помогают человеку держаться на праведном пути и не сходить с него. Стремиться к свету, исходящему от Господа.

Важно! Лик расставляет приоритеты христианства и помогает верующему составить правильную иерархию в своей голове - Господь над всем и начало всего, От Христа - спасение, а Дух Святой и Богородица помогают людям правильно взаимодействовать с ними.

Кому и от чего помогает образ

Для чего и от чего молиться иконе «Всевидящее око»?

Это универсальное изображение, у которого нет границ в просьбах, ведь человек не может ограничить Господа, от Которого и Которым все созидается. Господь всесилен: избавляет человека от неудач, одаривает здоровьем и бодростью, посылает духовную радость.

Именно поэтому перед данным образом можно молиться и просить обо всем - Отец Небесный слышит все молитвы.

Икона оберегает и помогает:

  • от негативного влияния и дурного глаза ;
  • помогает раскрыть скрытые способности человека и помочь духу его подниматься над тяготами и скорбями в поисках Бога;
  • исцеляет от слепоты и помогает справиться с проблемами зрения;
  • покровительствует духовенству;
  • защищает от скорбей и тягот простых людей, независимо от работы, возраста, пола или национальности;
  • удерживает человека от греха;
  • помогает справиться с греховными мыслями;
  • грешнику помогает укрепиться в вере;
  • родителям дает мудрость для воспитания детей;
  • помогает принимать верные решения как в духовной, так и плотской жизни.

Стоит помнить, что Господь - это не волшебная палочка и не исполняет все наши желания. Он суверенный Бог и только Его воля важна для каждого человека. Все, что Он посылает в жизнь - благое для человека.

Важно! Иконы - это не волшебный артефакт исполнения желания. Они лишь помогают человеку настроиться на правильный лад и очистить свое сознание, чтобы молитва была искренней и горячей.

Отец Небесный желает, чтобы каждый человек вначале покаялся и изменил свое сердце . Приходить к Богу только ради материальных благословений - значит, оскорбить Его личность и пренебречь Его волей.

Молитвы, которые наполнены упреками и требований, скорее всего, останутся без ответа, поскольку Отец Небесный не может идти против Своих же законов, так что если человек нарушает Божественные законы и заповеди, как он может рассчитывать на Божественную поддержку?

Стоит поразмыслить над своим сердцем прежде, чем приходить к образу «Всевидящее Око».

Икона на левкасе «Всевидящее око Божие»

Православный интернет-магазин Svyatsy — иконы Господа «Всевидящее Око Божие».

Где разместить икону и как молиться

Данный образ нечасто можно встретить в храме, поскольку из-за его неоднозначности и неканоничности не все духовные служителя хотят размещать его.

Тем не менее изначально икона выступала в качестве украшения стен, куполов и просто как храмовая роспись. До сих пор ее можно увидеть в таких местах в храмах 18-19 веков, а вот в более современных церквях уже такой росписи нет. С течение времени она стала появляться как полноценный образ на иконостасе в храмах и домах.

Совет! Образ можно приобрести для личного иконостаса либо у коллекционеров (имеется в виду более древнее изображение), либо в магазине икон.

Приобретать такую икону можно только в том случае, если совесть и дух не осуждает. Для многих верующих его спорность и то, что у духовенства нет единого ответа, вызывает сомнение и раздумья. В таком случае не стоит приобретать доску. В противном случае, после приобретения необходимо правильно ее разместить среди других изображений.

На открытую полку можно ставить лампаду, возжигать ее во время молитвы, по воскресеньям. Центральное место в иконостасе должны занимать образы Спасителя (Христос Вседержитель) и Богородицы (на выбор). Они должны быть и самыми большими по размеру. По бокам уже можно разместить остальные иконы, которые выберут хозяева. Это образы святых, церковных праздников, Ангелов. Иконостас должен быть расположен таким образом, чтобы ничто не отвлекало от молитвы.

Среди прочих икон поставить следует и «Всевидящее око». Следует уточнить, что специальных молитв к ней не написано, но это не значит, что человек не может молиться к ней обычными своими словами и искренне рассказывать Богу о всех проблемах, его мучивших и страстях одолевающих.

В качестве молитвы можно читать перед ней «Отче наш» , канон покаяния , акафист Иисусу Сладчайшему . Прекрасно подойдут в качестве молитв чтения прославляющих и покаянных псалмов. Просить Бога Отца можно о милосердии, о благословении на изучение Писание, о том, чтобы иметь доброе и любящее сердце, обо всех духовных проблемах.

Важно! Не следует использовать икону для магических ритуалов, поскольку Церковь запрещает обращаться к колдунам, бабкам и ведьмам. Это само по себе считается большим грехом, а использовать для этого икону - существенно усугубляет вину человека.

Молитесь образу «Всевидящее Око» дома, прося Отца Небесного о милости.

Посмотрите видео о неканонических иконах

Небесный мир, полный различными религиозными героями, можно увидеть изображенным на старинных религиозных святынях. Их художественные образы, наглядно представленные на священных полотнах, могут иметь разное смысловое значение. Одной из таких является икона «Всевидящее око».

История иконы

Согласно некоторым литературным сведениям, предположительное место появления Божией иконы «Всевидящее око» принято считать Владимирскую область. Именно там, местными мастерами иконописцами был сотворен такой замечательный шедевр, художественные элементы которого вызывают у ценителей искусства и православных верующих отдельный восторг.

Что означают символы на иконе

Тем, кому не раз приходилось видеть икону недремлющее око, прекрасно помнят её главные отличительные черты, отчетливо представленные на данном священном полотне. Ключевые детали иконы «Всевидящее око» наполняют изображение глубоким смыслом, позволяющий людям сформировать важное представление о существовании земного мира, которое находится под влиянием всемогущего Иисуса Христа.

Центральной фигурой иконы выступает образ Христа Спасителя. Расположенный в кругу данной иконописной композиции, он излучает от себя яркий благодатный свет, пронизывающий души молящих о помощи людей.

Множественные глаза, которые представлены во внутренней части следующего, более объемного по диаметру круга, являются выражением взаимосвязи, которая прослеживается между духовной и земной реальностью. Их количественное многообразие олицетворяет простых людей, которые, несмотря на своё индивидуальное и независимой на первый взгляд существование, полностью находятся под влиянием Иисуса Христа.

Последний и, пожалуй, самый значимый круг отведен Господу Богу. Он изображен в верхней части данной окружности.

Находясь на возвышении, он представляется главным предводителем всего Царства Небесного, которое состоит из различных героев библии. Оттуда, Бог оказывает благословение всем живым и миролюбивым жителям.

Таким образом, икона Всевидящее око Божие позволяет подчеркнуть следующие важные мысли:

  • Иисус Христос следит и наблюдает за всеми живущими людьми, некоторым из которых он отдельно старается помочь, излучая на них свой благотворный свет.
  • Богоматерь является хранительницей и защитницей людей.
  • Господь Бог, главный миротворец и миросоздатель всего живого на земле. При этом его власти подчиняются все.

В чем помогает икона «Всевидящее око»

Следует сказать, что икона Божией Матери «Всевидящее око» можно встретить далеко не везде. Однако, этот образ, также как и остальные святые образы, таит в себе великую чудотворную силу.

Значение «Всевидящего око» на иконах крайне велико.

Она осуществляет важную защитную функцию, помогая людям убрать от себя негативную публику, раскрыть уникальные творческие способности, уберечься от потери зрения и полной слепоты.

Отдельным местом для иконы могут выступать любые домашние места. Самое главное, чтобы данная святыня была хорошо видна всем проживающим в доме членам семьи, и чтобы возле этого места было удобно произносить слова молитвы.

Отдельно хотелось бы добавить, что если некоторое время полностью сфокусировать свой взгляд на иконе всевидящий глаз, то можно обратить внимание на последующее вращение трех круговых сфер, которые сливаясь воедино, будут создавать впечатление вращения.

Молитва перед святыней

Молитва может осуществляться как во время церковно-православной службы совместно с остальными людьми, так и самостоятельно. Её слова звучат следующим образом:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

В го-ро-де Ры-бин-ске, в мо-на-стыр-ской ча-совне, устро-ен-ной неда-ле-ко от вок-за-ла Ры-бин-ско-Бо-ло-гов-ской же-лез-ной до-ро-ги, на-хо-дит-ся древ-няя чу-до-твор-ная ико-на, име-ну-е-мая «Недрем-лю-щее око». Ее по-жерт-во-ва-ла дочь зна-ме-ни-то-го про-по-вед-ни-ка, про-то-и-е-рея Ро-ди-о-на Пу-тя-ти-на, ко-то-рый пи-тал к этой иконе осо-бен-ное бла-го-го-ве-ние вслед-ствие се-мей-ных пре-да-ний. Об-раз име-ет 10 верш-ков в ши-ри-ну и один ар-шин в вы-со-ту; пи-сан он на по-лотне, на-кле-ен-ном на де-ре-вян-ную дос-ку; жи-во-пись его при-над-ле-жит к ита-льян-ско-му сти-лю. Пре-свя-тая Де-ва изо-бра-же-на в по-ло-ви-ну ро-ста; Она си-дит пе-ред сто-лом в ком-на-те с по-до-бран-ной на ле-вой сто-роне за-на-ве-сью тем-но-зе-ле-но-го цве-та. Гла-ва Ее по-кры-та бе-лым по-кры-ва-лом, из-под ко-е-го вид-не-ют-ся во-ло-сы. Пре-чи-стое ли-цо Ее и пе-чаль-ный взор опу-ще-ны до-лу и об-ра-ще-ны к ле-жа-ще-му Бо-гом-ла-ден-цу. Ле-вая ру-ка Бо-го-ма-те-ри, по-ко-я-ща-я-ся на сто-ле, под-дер-жи-ва-ет гла-ву Ее, а пра-вая спя-ще-го Бо-гом-ла-ден-ца. Гла-за Пред-веч-но-го Мла-ден-ца за-кры-ты, а гла-ва Его об-ра-ще-на в пра-вую сто-ро-ну; пра-вая ру-ка по-ко-ит-ся на пра-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри, а ле-вая на со-гну-том ко-лене Его ле-вой но-ги; сред-няя часть те-ла по-кры-та бе-лой таф-той. Вни-зу ико-ны на-хо-дит-ся сле-ду-ю-щая над-пись: «Аз сплю, а серд-це Мое бдит» (). Эта над-пись сви-де-тель-ству-ет, что на-име-но-ва-ние ико-ны «Недрем-лю-щее око» име-ет сим-во-ли-че-ское зна-че-ние: она ука-зы-ва-ет на то, что Спа-си-тель и Его Пре-чи-стая Ма-терь все-гда неусып-но пе-кут-ся о на-шем спа-се-нии.

Дру-гая ико-на с та-ким же на-зва-ни-ем на-хо-дит-ся в го-ро-де Уг-ли-че Яро-слав-ской гу-бер-нии, в Бо-го-яв-лен-ской ча-совне , устро-ен-ной под со-бор-ной мо-на-стыр-ской цер-ко-вью. Она по-жерт-во-ва-на в 1848 го-ду жи-тель-ни-цей Уг-ли-ча А. В. Ле-бе-де-вой, ко-то-рая удо-сто-ве-ри-ла, что сия ико-на очень древ-няя и с дав-них пор счи-та-ет-ся чу-до-твор-ной. Ико-на име-ет бо-лее ар-ши-на вы-ши-ны и 3/4 ар-ши-на ши-ри-ны и пи-са-на на дос-ке ита-льян-ской жи-во-пи-сью. Бо-го-ро-ди-ца изо-бра-же-на си-дя-щей в ком-на-те с ок-ном на пра-вой сто-роне. Гла-ва Ее об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну и по-кры-та до плеч по-кры-ва-лом си-не-го цве-та, из-под ко-то-ро-го вы-би-ва-ют-ся во-ло-сы. Очи Бо-го-ма-те-ри по-лу-от-кры-ты и об-ра-ще-ны к спя-ще-му Пред-веч-но-му Мла-ден-цу. Верх-нее оде-я-ние Ее го-лу-бо-го, а ниж-нее ало-го цве-та. Спя-щий Бо-гом-ла-де-нец по-ко-ит-ся на ле-вом ко-лене и ле-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри; гла-ва Его об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну; ру-ки сло-же-ны под грудь, а но-ги со-гну-ты в ко-ле-нях и опу-ще-ны вниз. Все те-ло Его оде-то в ру-баш-ку бе-ло-го цве-та и по-ло-же-но на раз-вер-ну-тую бе-лую пе-ле-ну, один край ко-то-рой под-нят пра-вой ру-кой Бо-го-ма-те-ри в уро-вень с Ее пра-вым пле-чом. Ико-на укра-ше-на по-зо-ло-чен-ной ри-зой и вен-ца-ми. Дру-гие укра-ше-ния на сей иконе — три се-реб-ря-ные изо-бра-же-ния ног и два се-реб-ря-ных кре-ста по-жерт-во-ва-ны ли-ца-ми, ис-це-лив-ши-ми-ся по-сле мо-лит-вы пе-ред сей ико-ной. Пе-ред этой ико-ной, рав-но как и пе-ред пер-вой, чи-та-ет-ся сле-ду-ю-щая мо-лит-ва Бо-го-ма-те-ри: «О, Пре-див-ная Гос-по-же, Вла-ды-чи-це Бо-го-ро-ди-це! При-и-ми нас, при-па-да-ю-щих к Тво-е-му об-ра-зу; воз-зри недрем-лю-щим оком Тво-им на ду-шев-ные яз-вы на-ши гре-хов-ные; умо-ли серд-цем бдя-ще-го о нас Сы-на Тво-е-го, Хри-ста Бо-га на-ше-го, да из-ба-вит нас с ве-рой к Нему при-бе-га-ю-щих от тяж-ко-го сна гре-хов-но-го и от всех на-вет вра-же-ских, да спа-сет ду-ши на-ша, яко Че-ло-ве-ко-лю-бец».

Икона имеет символическое значение; а слова:" Аз сплю, а сердце мое бдит", - из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: "Недреманное око". По гречески иконография называется иначе "Анапесон" или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий... Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: "Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? ...моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы - мое примечание) одеяние свое." (Быт.;9,10-11). Символически лев - царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва - сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови - смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. "Кто поднимет его?" - никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы "Христос Анапесон" или "Недреманое око" символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. "Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит", - то есть никогда не прекращается.

Происхождение иконографии.

Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались "Анапесон", а именно "возлежащий", само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: "Ты Еси приносяй и Ты приносимый", - Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.

Византийская иконография "Анапесон" знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.

Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь.
Надпись, - "...уснув яко лев", - относит нас к пророчеству патриарха Иакова.

Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.

Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.

Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище.
Псковская икона XVI в.

Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер.
Москва. середина XVI в.

Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие.
С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: " Аз сплю, но сердце Мое бдит." (Песнь песней: 5, 2) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому - "воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих". Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу.
Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название "Недреманое Око".


Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы.

Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.


Серия сообщений "

11 июня 2010 года (29 мая по ст. стилю) Русская православная церковь Московского Патриархата официально почитает одну из своих святынь "Икону Божией Матери "Недремлющее Око".

Если посмотреть информацию об этой иконе на сайте (http://days.pravoslavie.ru/Life/life1172.htm), то там можно прочесть следующее:

"Икона Божией Матери "Недремлющее Око " была пожертвована дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина и находилась в монастырской часовне в городе Рыбинске.

Чудотворный образ прославлен многочисленными исцелениями. Наименование "Недремлющее Око" усвоено иконе в связи с надписью под изображением: "Аз сплю, а сердце Мое бдит " (Песн. 5, 2) ".

И тут же "богословские историки" добавляют, что мол... "известен и другой древний чудотворный образ Божией Матери "Недремлющее Око", находившийся ранее в городе Угличе в Богоявленском монастыре.

Эта икона была пожертвована монастырю в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой.

По молитвам Божией Матери чудотворный образ прославлен многочисленными благодатными исцелениями".

Поэтому у нас появляется и первая дилемма.

Какой же, из двух образов, является первоначальным, а какой "списком" то есть копией?

И как вообще в той, старой России возник культ почитания этой иконы?

Во первых потому как города Рыбинск и Углич, это даже не только не соседские города, а в масштабах истории России, это как бы две исторические противоположности.

Во вторых с самим понятием иконописного образа "Недремлющее око", как то не сложилось в РПЦ МП.

Потому как есть еще и иконы с очень сходным названием. "Спас. Недремлющее око".

Все это, безусловно, вносит сумятицу в умы верующих, но и дает "шанс" историкам внести ясность в этот вопрос.

Поэтому последуем по пути указанному нам на сайте "Православие. ру" и отправимся в славный, но, увы, ныне совершено забытый старинный, а я бы и добавил исконно русский город Рыбинск.



Ну, а какое же путешествие без карт и путеводителя?

Тем более по такому сложному маршруте и еще боле сложному вопросу как появления в Рыбинске "чудотворной иконы Божией Матери".

А в качестве путеводителя, мы возьмем в дорогу книгу Е. Поселянина. "Сказания о чудотворных иконах Богоматери!!

Очень занимательная книга, да вот название настораживает.

Слово "сказание" и "история" как-то мало друг с другом совместимы?

Но, давайте посмотрим, что собрал для нас о предмете нашего исследования, уважаемый в РПЦ МП популяризатор церковной истории.

Да и важное замечание! Мы читаем все не просто так. Мы с вами уважаемый читатель попытаемся все перепроверить! Итак...

Икона "Недремлющее око"

"В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско – Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая "Недремлющее око".

Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий.

Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета.

Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца.

Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: "Аз сплю, а сердце Мое бдит" (Песнь песней, V, 2).

Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы "Недремлющее око" имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью.

Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной.

Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью.

Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу.

Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз.

Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами.

Другие украшения на сей иконе – три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой.

Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери :

"О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец".

Как видим информация Е.Поселянина немного дополняет ту информацию, что мы узнали на сайте "Православие.ру".

А именно об Иконе "Недреманное око. Спасово"

"Кроме двух указанных икон, именующихся "Недремлющее око", существуют еще символические изображения Богоматери с названием "Недреманное око Спасово". Известны два таких изображения.

На одной иконе изображен Отрок Иисус Христос, лежащий на одре.

К Нему приближается с выражением материнской любви Пресвятая Богородица, а направо ангел показывает Ему орудия страстей: крест, копие и трость с губкой, которые держит в руке.

Над Предвечным Младенцем парит другой ангел, осеняя Его рипидою.

(Справка: Рипида, рипиды (греч. – опахало, веер) – в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.

Рипиды употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях говорится, что два диакона должны держать их с обеих сторонпрестола. По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В Русской Православной Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением серафимов.

Рипидами осеняют дискос и потир на великом входе залитургией, их выносят в уставных местах архиерейской службы, в Крестных ходах, с участием епископа, и в других важных случаях. Рипидами осеняется гроб почившегоархиерея.

"На другой иконе, очень древней по происхождению, Спаситель изображен в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку.

Перед Ним с одной стороны стоит Богородица, с другой ангел, а над главой два серафима держат орудия страданий: крест, копие и трость.

Вверху всего изображена благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Иисуса Дух Святой".

Как видим вопрос о происхождении иконы "Недремлющее око" не так прост, как может показаться при первом рассмотрении этого вопроса.

Для жителей Москвы и ее окрестностей вдруг решивших, на выходные, внезапно совершить путешествие в город Рыбинск и лично приложится к иконе "Недремлющее око", сообщаю, что туда не так вот просто и попасть.

Пассажирский поезд из Рыбинска следует до Москвы 3 раза в неделю через малонаселённые районы Ярославской и Тверской областей, через станции Сонково и Савёлово.

Кроме этого, через Рыбинск следуют пассажирские поезда из Самары,Иванова на Санкт-Петербург.

Других пассажирских поездов дальнего следования через Рыбинск не ходит.

Пригородным железнодорожным сообщением и автомобильными дорогами Рыбинск связан с Ярославлем, и путь с пересадкой в Ярославле часто оказывается быстрее.

Для тех же из читателей которые никогда не бывали и вероятно никогда и не будут в Рыбинске тем не менее могут представить себе населения этого городка, по составу популярной российской группы "Чё те надо?" (первый состав группы "Балаган Лимитед") была создана в мае 1996 года в городе Рыбинске!

Ну, а мы, переходя к официальной характеристике города должны отметить, что, ныне Рыбинск – город в Ярославской области России.

Сам город расположен у слияния рек Волги, Шексны и Черёмухи в равнинной, часто заболоченной, местности. Через него проходит условная граница зоны смешанных лесов и тайги.

Исторически Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи. Острый мыс между ними называется Стрелка.

Устье реки Шексны – левого притока Волги, как и другие левобережные районы, вошли в состав города только в XX веке, в связи с бурным ростом в период индустриализации.

В историческом центре города найдена стоянка каменного века, что позволяет говорить, что люди здесь жили "всегда".

Поселение на территории города известно с 1071 года. Сначала оно называлось Усть-Шексна.


В 1137 году под именем Рыбинску поминается в уставе Новгородского князя Святослава Ольговича.

В 1504 году упоминается уже как Рыбная слобода в духовной грамоте Ивана III, в это время и позднее принадлежала непосредственно московским царям и обеспечивала царский двор рыбой.

Сохранились документы о натуральном рыбном налоге на жителей.

В 1777 году она, став центром уезда Ярославской губернии, получила статус города и название Рыбинск.

После переноса российской столицы Петром Первым в Петербург, г. Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении – на перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому, что послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII-XIX веках.

Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги.

Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой.

В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а в с 1870 года по железной дороге Рыбинск-Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы.

В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн. т на сумму около 75 миллионов рублей.

Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива.


В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей.

Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков и грузчиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей.

Давайте посчитаем, какое же количество бурлаков должно было быть нанято, чтобы доставить следующий груз.

По ведомости за 1780 год известно, что на Рыбинскую пристань на различных судах привезено: муки ржаной – 430000 кулей по 9 пудов; пшеничной – 20000 кулей по 7,5 пуда; крупичатой – 4000 мешков по 5 пудов.

Определите количество бурлаков, нанятых для перевозки этого груза, если известно, что на 1000 пудов груза нанимали 3 человека?

(Ответ – 12120 человек)

Основной груз, привозимый в Рыбинск, было зерно, мука. Караваны судов с хлебом выстраивались вдоль волжских берегов на несколько верст.

Для того, чтобы купцам удобнее было проводить свои сделки, была учреждена купеческая биржа.

Но везли, как уже говорилось, в Рыбинск не только хлеб, но и другие товары. Поэтому приходило бурлаков в Рыбинск с низовых пристаней от 140 до 170 тыс. человек.

И с давних пор г. Рыбинск получил название столицы бурлаков.

В честь этого на Волжской набережной города стоит скульптура "Бурлака".

Тяжел был труд бурлаков. Увязая в песке, истекая потом, в натуге вышагивали они, оставляя следы по всему побережью матушки Волги. Русские художники и поэты неоднократно в своих произведениях обращались к тяжкой доле бурлаков.


Это и И.Е.Репин – картина "Бурлаки на Волге", и наш земляк – Н.А.Некрасов в своих стихах.

Плечами, грудью и спиной

Тянул он барку бечевой,

Полдневный зной его палил,

И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, "Дубинушку" стонал;

места барку дотянул

И богатырским сном уснул

И, в бане смыв поутру пот,

Беспечно пристанью идет.

Зашиты в пояс три рубля.

Остатком – медью – шевеля,

Подумал миг, зашел в кабак

И молча кинул на верстак

Трудом добытые гроши

И, выпив, крякнул от души,

Перекрестил на церковь грудь:

Пора и в путь! пора и в путь!

Он бодро шел, жевал калач,

В подарок нес жене кумач,

Сестре платок, а для детей

В сусальном золоте коней.

Он шел домой – неблизкий путь,

Дай бог дойти и отдохнуть!






Но возвращаемся в Рыбинск. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось.

Массовое развитие пароходства на реке Волге, привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.



В городе развивается и промышленность. Купец Н. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы.

Строится чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские.

В городе работали крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова.

С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном в 1784 году: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане – квадратные.

Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги.

На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи.

Из-за большого числа купечества город отличался высоким состоянием жителей, при небольшой численности населения и уездном статусе имел многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотеки (1864 год – публичная библиотека при хлебной бирже, 1880 год – земская библиотека), благоустроенную набережную, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных -старообрядческие, костёл, лютеранскую церковь, синагогу).


В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие функционирующее и поныне.

С 1864 года в городе выпускается газета.

В1876 году по проекту архитектора А. Шретера построен большой театр, на сцене которого с гастролями побывали практически все известные артисты дореволюционной России.

Украшением города служат два здания хлебной биржи, построенные на крутом волжском берегу.

Хлебная биржа в Рыбинске открытая в 1842 году была третьей биржей в России.

Старая биржа выстроена в строгом классическом стиле, новая построена в 1912 году по проекту А. В. Иванова в псевдорусском стиле, покрыта снаружи изразцовой плиткой, стоит она на монументальном каменном цоколе во всю высоту волжского берега. В настоящее время в ней находится историко-архитектурный музей-заповедник с богатой коллекцией картин.

Здание биржи вместе с собором, выстроенным в традициях русского классицизма, и мостом, перекинутым через Волгу составляют единый ансамбль, являющийся "визитной карточкой города".


Открытие памятника императору Александру II в Рыбинске. 6 мая 1914 г. Россия, Ярославская губ., г. Рыбинск


Среди памятников Рыбинска есть один, который выделяется своей судьбой. Не только тем, что он первый памятник в городе, и не потому что споры вокруг него до сих пор не затухают. Интересна и судьба постамента, на котором в разное время побывало целых пять памятников. История эта началась 94 года назад, 6 мая 1914 г, с открытия памятника Александру II.

Одним из почитаемых правителей России был император Александр II. Александр Николаевич старший сын императора Николая I родился в 1818 г. С детства готовился к управлению страной. Среди его учителей был В.А. Жуковский. Будучи цесаревичем, предпринял путешествие по России (посетил и Рыбинск). После смерти Николая I стал императором.

Проводил внутренние реформы – отмену крепостного права в 1861г, реформы местного самоуправления: городскую, избирательную; военную, судебную, земскую. Вел активную внешнюю политику – присоединение Средней Азии (Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский Эмират), Кавказские войны (Чечня и Дагестан), освобождение Балкан от Османского ига (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.) На него было совершено семь покушений. Погиб от взрыва бомбы 1 марта 1881 г.

Во многих городах России были установлены памятники в честь царя-освободителя. 6 мая 1914 г. Рыбинске на Красной площади был установлен первый памятник в городе – скульптура Александра II. Монумент был посвящен освобождению крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

Был организован конкурс на изготовление памятника. В зале городской Думы развесили проекты от фирм А. Моран, Козлова и Гладкова, Георг Поль, Виллер. В итоге предпочтение отдали петербургской фирме А. Моран. Скульптором памятника стал Александр Михайлович Опекушин, выходец из ярославских крепостных достигший звания академика.

Самое знаменитое его творение – памятник А.С. Пушкину в Москве. За свою жизнь скульптор несколько раз создавал образ царя-реформатора. Каждое его произведение проникнуто глубоким чувством ансамбля, светлой гармонией, отточенностью до совершенства художественной формы. К слову сказать, это последнее произведение художника. Высота памятника составляла 11? аршина (примерно 4,61 м).

Бронзовые части памятника, как-то фигура Александра II высотой в 5 аршин в рост, с обнаженной головой, в сюртуке, со свитком манифеста в левой руке, опираясь на колонну; государственный герб с лицевой стороны и герб Рыбинска с задней стороны памятника, были отлиты из лучшей художественной бронзы.

Пьедестал был изготовлен из лучшего красного финляндского полированного гранита, состоящий из 32 камней. В январе 1914 г. освятили место. Изготовили медную доску со словами для потомков, заложили фундамент. Освящение состоялось 12 января с торжественной литургией в Спасо-Преображенском соборе. Открытие памятника состоялось 6 мая 1914 г.

На Красную площадь были приглашены все учащиеся рыбинских школ (примерно 3500 человек), солдаты, именитые гости: архиепископ Ярославский и Ростовский, губернатор Татищев.

В биржевом зале дан роскошный обед. Зачитаны телеграммы товарища министра МВД Джунковского, генерала Чистякова, рыбинского фабриканта М.Н. Журавлева, фирмы Моран. 7 мая телеграмму Татищеву прислал Николай II.

Вокруг памятника была сделана деревянная ограда по проекту городского архитектора Константина Александровича Гуськова (окрашена под цвет пьедестала).

В 1918 г. отмечали первую годовщину Октябрьской революции. Решено было скульптуру Александра II сбросить с пьедестала и установить советский памятник. Участь памятника была решена, его отдали на переплавку, на пьедестал установили композицию "Освобожденный труд" – серп и молот на наковальне. Затем в 1923 г. по заказу рыбинцев московский скульптор Георгий Дмитриевич Алексеев изготовил бюст Ленина их первосортного цемента с добавкой мраморной крошки для прочности.

В 1934 г. был установлен памятник Ленина с поднятой правой рукой.

В 1959 г. решено было сменить памятник. Скульптуру отлили на Мытищенской скульптурно-художественной фабрике из бронзы. Автор нового памятника народный художник Дагестана Хас Булат Нухбекович Аскар Сарыджа.

Модель скульптуры Александра II хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, куда была отдана на вечное хранение рыбинским купцом Е.С. Калашниковым.


Вернее это они поднятые мною из исторического небытия посмотрят на Вас, ныне живущих!

И зададут вопрос: "Ну и что? В Космос говорите полетели? А про икону "Недремное око" помните?

Мы тоже верили...

Вот несколько примеров.

Рыбинский купец Л.Л.Попенов, с семьей. 1910 – 1917 гг. Россия, Ярославская губерния. г. Рыбинск.


На фотографии запечатлена семья рыбинского купца Попенова.

В августе 1918 года, после покушения на В.И.Ленина и убийства М.С.Урицкого, большевики объявили в стране акцию возмездия – красный террор. Не остался в стороне и уездный город Ярославской губернии – Рыбинск.

4 сентября 1918 года в газете "Известия Рыбинского совета рабочих, солдатских и красноармейских депутатов появилось грозное извещение Рыбинского уездного военного комиссариата:

"Всем, живущим на капитал, эксплуатирующим чужой труд, объявляется красный кровавый террор! Суд над изменниками, будет краток и беспощаден – в 24 часа приговор и расстрел!"

Рыбинская уездная чрезвычайная комиссия составила "плановый наряд" на расстрелы. Массовые расстрелы продолжались в течение двух суток. Производились как одиночные, так и кассовые расстрелы.

Под расстрел попали семьи рыбинских купцов Поленовых, Дурдиных, Жеребцовых, Садовых и других. Дурдины, Жеребцовы, Садовые были людьми очень состоятельными, то Поленовы были купцами среднего достатка.

Механизм проведения красного террора был следующим.

Председатель Рыбинской уездной ЧК П.И. Голышков вызывал к себе подчиненных и давал задание расстрел конкретных лиц. Собиралась расстрельная команда из 4-5 чекистов.

Эта группа шла по конкретному адресу, производился обыск с конфискацией ценного имущества. Затем хозяин дома или несколько членов семьи выводились из дома под предлогом их направления в ЧК для допроса. Однако, арестованных вели не в ЧК, а в лес или сарай и там расстреливали.

Часть имущества убиенных делились между членами расстрельной команды, а часть сдавалась в ЧК. По пути от места расстрела до ЧК члены расстрельной команды заходили в дом одного из чекистов, где напивались до сильного алкогольного опьянения.

Подобным же образом действовали красноармейцы из военкомата, также участвовавшие в проведении акции красного террора.

Подобным образом акции красного террора проводились во многих уездах Российской империи, Всероссийская ЧК в конце 1918 года была вынуждена начать расследование массовых злоупотреблений на местах. Действия Рыбинской уездной ЧК проверила Ярославская губернская ЧК. При этом выявились следующие обстоятельства:

Члены расстрельных команд еще до начала обысков были в состоянии среднего алкогольного опьянения.

Если отсутствовал приговоренный к казни человек, могли расстрелять любого члена его семьи.

С жертвами обращались подчеркнуто грубо, не скупясь на отборный мат.

Члены расстрельных команд подсознательно чувствовали незаконность своих действий.

Пренебрежительное, циничное отношение к факту убийства.

Аналогичная судьба ожидала и доживших до 1917 года и других рыбинских купцов!

Дети рыбинского купца Жилова (фотография)


В XIX – начале XX веков город Рыбинск Ярославской губернии был типичным российским купеческим городом.


Купеческие династии в Рыбинском крае начали зарождаться во времена Петра I. Одной из самых старых династий стала династия купцов Жиловых. Самый яркий из Жиловых – Александр Васильевич Жилов /1854 – 1909 гг./, владелец мукомольной мельницы, оснащенной самым лучшим английско- швейцарским оборудованием. После смерти А.В.Жилова его сыновья Василий и Андрей, которых видим на снимке, продолжили дело отца.

Семья Кузнецова Матвея Сидоровича – крупного купца и предпринимателя, монополиста фарфорового производства (фотография)

Кузнецов Матвей Сидорович – владелец многих фарфоровых и фаянсовых заводов России (среди них завода в с. Песочном (под Рыбинском) снят в кругу родственников: 2-ой справа в первом ряду. Группа из 15-ти человек расположена в 2 ряда на фоне стены, задрапированной по бокам шторами с тяжелыми кистями, между которыми находится картина.

}