Однополые браки - за и против. Однополые браки в России. Почему в России не дают разрешение на однополые браки? Эссе заключение однополых браков за и против

Однополые браки вызывают общественный резонанс в современном социуме, которое, по сути, относится к гетеросексуальному. Ставшие уже привычным явлением однополые браки в Европе и США - у обычных людей вызывают протест и рост . Религиозные конфессии видят в легализации однополых союзов прямую угрозу традиционному институту семьи.

Что означает однополый брак?

Брак между людьми, принадлежащими к одному полу или гендеру - называется однополым. Социальные позиции или роли «муж» и «жена» в таком супружестве заменяются на «супруг 1» и «супруг 2». Однополые союзы впервые были официально признаны в Нидерландах в 2001 г. Такой брак несет на себе всю правовую нагрузку традиционного:

  • право на совместно нажитое имущество;
  • алименты в случае развода (в тех странах, где наравне с легализацией брака разрешено усыновление и воспитание детей);
  • общая на двоих фамилия;
  • медицинское и социальное страхование;
  • право быть доверенным лицом супруга в различных общественных инстанциях.

Плюсы и минусы однополых браков

Любое явление, каким бы оно ни казалось отрицательным и болезненным для общества, имеет положительные и отрицательные аспекты - легализация однополых браков, не исключение. Всегда существовали люди, их меньшее количество, которые в силу врожденных особенностей отличаются от большинства и тяга к представителям своего пола у них непреодолима и заложена генетически. Страны где легализованы однополые браки избрали такой путь. возможно из благих человеческих побуждений, чтобы преодолеть социальное неравенство. Во что это выльется в обществе - вопросов пока больше, чем ответов.

Однополые браки, плюсы (очевидны для самих супругов):

  • люди одного пола лучше понимают друг друга, возможен более крепкий союз, основанный на взаимопонимании;
  • законный брак дает право гомосексуальным и лесбийским парам распоряжаться совместным имуществом, вести хозяйство;
  • отсутствие дискриминации по гендерному типу, как часто бывает в гетеросексуальных семьях;
  • экономия на гардеробе и обмен одеждой.

Минусы однополых союзов:

  1. Порицание гетеросексуальным обществом, иногда вытекающее во враждебность и применение насилия.
  2. Неполноценность в воспитании детей, у которых в дальнейшем может сформироваться ложная половая самоидентификация и насмешки со стороны детей из полноценных семей, это приведет к психологической травме, формированию комплексов и невроза.

Зачем легализуют однополые браки?

Традиционное гетеросексуальное общество на легализацию однополых браков смотрит с осуждением и страхом за будущее наций. Зачем нужны однополые браки, на этот вопрос правительство и народ каждой страны имеет свои точки зрения, но в целом причины выглядят следующим образом:

  • признание, что люди, относящиеся к секс-меньшинствам заслуживают такие же права на законный брак, что и все остальные;
  • борьба с гомофобией, предубеждениями и .

Однополые браки в православии

Однополые браки в Библии считаются недопустимыми и сами отношения между представителями одного пола греховными и подлежащими осуждению. Заповеди Моисея в книге Левит относят гомосексуальные акты к «мерзостным и гнусным обычаям». В современном православном христианстве, почему запрещены однополые браки? Этому есть ряд причин:

  1. Дар Творца заключался в создании людей различного пола: мужчины и женщины.
  2. Супружеский союз воплощает в себе изначальную волю Создателя: продолжение и приумножение человеческого рода (однополые супруги не способны к реализации божественного замысла, к зачатию).
  3. Союз мужчины и женщины - это не только телесная различность, но и разные образы дополняющие друг друга в супружестве (в однополых браках отсутствует взаимодополнение.

Однополые браки в исламе

Однополые браки и церковь – несовместимые понятия. Только традиционный брак между мужчиной и женщиной священен и угоден Аллаху. Гомосексуальность и лесбиянство в исламе уголовно наказуемо, вплоть до смертной казни (например, сбрасыванию с высоких зданий, жестокому забиванию камнями), в таких странах, как:

  • Иран;
  • Афганистан;
  • Судан;
  • Саудовская Аравия;
  • Нигерия.

Во избежание распространения гомосексуализма существуют жесткие предписания:

  • дети (мальчики и девочки) с семилетнего возраста не должны спать в одной кровати;
  • мужчины не должны целовать друг друга в щеку (разрешены рукопожатия и поцелуй руки старшим);
  • нельзя находится в одном месте зрелым мужчинам с юношами, у которых еще отсутствует растительность на лице;
  • запрещаются просмотры порнофильмов и чтение литературы гомосексуальной тематики.

Однополые браки в мире

Где разрешены однополые браки - все больше людей, чувствующих себя отличными от гетеросексуалов, интересуются этим вопросом. Список стран, где происходит легализация однополых союзов, увеличивается с каждым годом. Супруги в таких браках имеют право на все льготы и социальные привилегии, как и в обычном, традиционном союзе. В каких странах разрешены однополые браки (топ-10):

  • Нидерланды (2001г.);
  • Норвегия (2008г.);
  • Швеция (2009 г.);
  • Мексика (2009 г.);
  • Аргентина (2010 г.);
  • Бразилия (2011 г.);
  • Дания (2012 г.);
  • Франция (2013 г.);
  • США (2015 г.);
  • Германия (2017 г.).

Однополые браки в России

Разрешены ли в России однополые браки - ответ однозначный «нет». Россия страна с многовековыми традициями и устоями, среди которых представление о семье почти не изменилось. Брачные отношения в Российской Федерации регулируются законодательством, и основаны на добровольном обоюдном согласии брачующихся мужчины и женщины. Некоторые люди с нетрадиционной ориентацией пытаются заключить брак на территории иностранного государства, и если это обычный союз, то он считается действительным, но однополый брак – не будет иметь юридической силы.

Однополые браки в США

Если вспомнить недавнее прошлое Америки, то нетрадиционные отношения подвергались гонению полицией, а про однополые браки и речи не могло быть. Гомосексуалисты, пойманные в публичных заведениях, гостиницах подвергались уголовному наказанию и унижению со стороны общества. Списки публично освещались, люди лишались репутации, работы, социального статуса и поддержки родных. Лишь к концу XX в. в социуме утвердилось так называемое «домашнее партнерство» - неофициальный брак. Легализация однополых браков в США свершилась полностью для всех 50 штатов 26 июня 2015 г.

Однополые браки в Японии

На вопрос, в каких странах легализованы однополые браки кроме США, можно смело назвать Японию, вернее столицу - Токио. Ликование японских геев не пришлось по душе консервативным политикам, до конца выступающих против такого явления, как однополые нетрадиционные браки. Япония старается не отставать от Америки и решить раз и навсегда вопрос дискриминации секс-меньшинств путем легализации таких союзов наравне с традиционными.

Однополые браки в Германии

Легализация однополых браков в Германии произойдет с октября 2017 года. На данное время разрешены однополые гражданские союзы или партнерства, разрешение на которые было получено в 2001. Население Германии в числе 83% проголосовало за свободу в выборе партнера любого пола и заключение с ним брачного союза. Интересен тот факт, что канцлер Ангела Меркель долгое время была на стороне ЛГБТ-сообществ и буквально за несколько дней до голосования по принятию закона отказалась поддержать данный законопроект, руководствуясь тем, что традиционный союз – это мужчина и женщина.


Однополые браки во Франции

Страны, где разрешены однополые браки, постоянно пополняются. Франция решила этот вопрос еще в мае 2013 года. Президент Франсуа Олланд обозначил это как важнейший аспект наравне с внедрением других социальных реформ. Больше половины жителей поддержали принятие закона. Однополым супругам было дано разрешение усыновлять и воспитывать детей, в отличие от других европейских стран, где дальше легализации браков пока не пошло. Принятие закона усилило агрессивные тенденции со стороны гетеросексуалов, что привело к большему проценту насилия по отношению к гомосексуалистам.

Однополые браки - известные люди

Со стороны это смотрится капризом или средством вызвать, подогреть интерес к собственной персоне… и все-же это может быть любовь, хотя и непонятная для большинства людей традиционной ориентации. Известные однополые браки среди звездных личностей, которые, не обращая внимания на пересуды, узаконили свои отношения и живут вместе долго и счастливо:

В то время как Верховный Суд готовится рассматривать на следующей неделе вопрос об однополых браках, консервативные ученые предъявили последний отчаянный аргумент с целью предотвратить распространение по всей стране бедствия в виде гомосексуальных брачных союзов. Он звучит так: однополые браки убивают.

Они утверждают, что легализация однополых браков станет причиной 900 тысяч абортов.

Логика — примерно столь же очевидная, как и в случае, если бы они стали утверждать, что увеличение минимальной заработной платы повышает количество ураганов. Скорее можно предположить, что рост числа однополых браков будет означать увеличение усыновлений.

Но вот в этом деле штат Юта против однополых браков появляется неудачный адвокат Джин Шэрр (Gene Shaerr). Выступая в качестве «друга суда», он направляет в Верховный Суд досье от имени «100 ученых, занимающихся вопросами брака».

«На первый взгляд аборты и однополые браки могут показаться несвязанными между собой», — признал Шэрр в своем посте, размещенном на сайте организации Heritage Foundation накануне презентации, которую он провел в понедельник в этом консервативном исследовательском центре. Однако «они очень тесно связаны в рамках короткой и простой причинно-следственной цепочки», добавил он.

А именно: легализация однополых браков снижает ценность брака, и в результате заключается меньше разнополых браков, что, в свою очередь, приводит к появлению большего количества незамужних женщин, количество абортов у которых выше, чем у замужних. В результате, по мнению Шэрра, «около 900 тысяч детей следующего поколения станут жертвами абортов из-за того, что их матери не выйдут замуж. Это количество сопоставимо с населением таких городов, как Сакраменто и Атланта вместе взятых».

Дело закрыто! Точнее, оно было бы закрыто, если бы «причинно-следственная цепочка» Шэрра соответствовала действительности. Он добровольно признал, что у него нет причинно-следственного доказательства, когда я спросил его об этом в понедельник в исследовательском центре Heritage.

«Все это слишком новые явления для проведения строгого причинно-следственного анализа с использованием статистических методов, — признал он и добавил, что он смог обнаружить лишь сокращение коэффициента брачности в тех штатах, где были легализованы однополые браки (на самом деле, коэффициент брачности уменьшается везде). «В этом досье даже не предпринимается попытка сделать вывод о том, что сокращение коэффициента брачности является результатом разрешения однополых браков», — сказал Шэрр, хотя имеются «теоретические причины» того, что подобная связь может существовать.

Или, возможно, теологические причины. Когда Шэрр покинул свою юридическую фирму, чтобы вести дело штата Юта, он написал коллегам: «я собираюсь выполнить то, что я стал рассматривать как религиозный и семейный долг». В результате утечки, устроенной его коллегами, это письмо попало в руки организации Human Rights Campaign, защищающей права геев.

Штат Юта утверждал, что легализация однополых браков приведет к понижению уровня рождаемости. При этом его представители указывали на то, что некоторые штаты с самым низким уровнем рождаемости, в том числе Массачусетс, Вермонт и Коннектикут, разрешают однополые браки, тогда как в штатах с самым высоким уровнем рождаемости, в том числе в Техасе и Юте, они запрещены.

Однако национальный коэффициент рождаемости уменьшается уже много лет — с 14,2 на тысячу в 2006 году он снизился до 12,4 на тысячу в 2013 году. На самом деле штаты Техас и Юта показывают более значительное сокращение показателей рождаемости, чем Массачусетс, Вермонт и Коннектикут.

Штат Юта проиграл это дело в суде, однако Шэрр — бывший сотрудник аппарата Антонина Скалиа (член Верховного Суда США — прим. пер.) — в настоящее время выдвигает тот же аргумент и утверждает, что может представить данные о сокращении коэффициента брачности, произошедшем после разрешения некоторыми штатами однополых браков.

Сотрудник организации Heritage Райан Андерсон (Ryan Anderson), выступавший в понедельник вместе с Шэрром, пошел еще дальше умозаключений последнего. Он утверждал, что «любая нация и любой штат, пересмотревшие свое отношение к вопросу о браке, сталкиваются после этого с уменьшением коэффициента брачности по крайней мере на 5% даже в том случае, если в других штатах он остается стабильным».

Так ли это?

Национальный коэффициент брачности сократился до 6,8 на тысячу в 2012 году, тогда как в 2002 году (то есть, до того, как Массачусетс первым легализовал однополые браки) он составлял 8,0 на тысячу. Показатели Массачусетса сократились с 5,9 в 2002 году до 5,5 в 2011 году, тогда как соответствующий коэффициент в Коннектикуте понизился с 5,7 до 5,5, а в Вермонте — с 8,6 до 8,3. Вместе с тем в Техасе и в Юте, где однополые браки не легализованы, эти показатели снизились с 8,4 до 7,1 и с 10,4 до 8,6 соответственно.

Фред Сейнс (Fred Sainz), вице-президент организации Human Rights Campaign, обвинил Шэрра в «избирательном использовании» статистики. Хотя приведенные данные вызывают сомнение, аргумент Шэрра имеет полезную цель, смысл которой состоит в уводе дискуссии от проблемы однополых браков — по этому вопросу общественное мнение определенно складывается против консерваторов — в направлении абортов, где имеются более прочные позиции.

У Шэрра в распоряжении были и другие аргументы. Он утверждал, что Авраам Линкольн посчитал бы «нелепым» то, что 14-я Поправка, гарантирующая равную защиту, может использоваться для оправдания однополых браков.

Остается неизвестным, что Линкольн мог бы подумать в 2015 году, — однако подобные соображения не помешали Шэрру. Он также утверждал, что безработный с беременной подругой в штате, легализовавшем однополые браки, с большей вероятностью придет к следующему выводу: «Я не принимаю на себя обязательства относительно этой женщины и этого ребенка».

После подобного рода произвольного вывода требуется лишь скользкая наклонная дорожка и живое воображение для того, чтобы получить 900 тысяч абортов.

Image caption Иногда движение за легализацию однополых браков сравнивается с борьбой за гражданские права

Во Франции уже зарегистрирован первый однополый брак, а парламент Великобритании открыл дорогу гей-бракам в Англии и Уэльсе уже к лету следующего года. Два решения Верховного суда США могут уже в ближайшее время ускорить продвижение однополых браков за Атлантический океан.

Но некоторые геи остаются противниками таких браков. Почему?

"Это явно не то же самое – религиозная и социальная значимость свадебной церемонии среди геев просто не такая же, как у гетеросексуальных браков", – говорит Джонатан Сорофф, обозреватель газеты Improper Boston, проживающий в либерально настроенном Массачусетсе со своим партнером по имени Сэм.

Джонатан никак не вписывается в общий стереотип противников однополых браков. Но, как и половина его друзей, он не считает, что пары одного пола должны вступать в брак.

"Мы не собираемся производить потомство, и хотя желание продемонстрировать верность друг другу очень похвально, в религиозные традиции придется внести некоторые довольно важные изменения", – говорит Сорофф.

"Пока федеральное правительство не признает и законодательно не закрепит равноправие между разнополыми и однополыми парами, мы будем требовать равенства. Так зачем цепляться за одно-единственное слово?" – вопрошает он.

Дискриминация однополых пар?

"Я не собираюсь одеваться в белое и идти к алтарю под марш Мендельсона, бросать букет и танцевать первый танец", – говорит Сорофф.

"Я бывал на некоторых прекрасных гей-свадьбах, но когда они подражают традиционным гетеросексуальным свадьбам, это выглядит странно, и я не понимаю, почему они это делают".

Аргументы геев против однополых браков:

  • Права важнее, чем статус союза двух людей
  • Брак - институт, маргинализирующий геев
  • Брак - союз "между мужчиной и женщиной", и детям лучше расти в разнополых семьях
  • Брак - патриархальный институт
  • Гражданского партнерства достаточно для юридического равноправия

Правовое положение однополых браков может измениться в США в течение нескольких дней, когда девять судей Верховного суда рассмотрят, соответствует ли конституции страны федеральный закон, не признающий однополые браки. Второе решение суда будет касаться законности запрета гей-браков в Калифорнии.

Если решения суда окажутся благоприятными, то сторонники однополых браков в США восторжествуют. Однако некоторые геи – как мужчины, так и женщины, – наоборот, увидят в них победу патриархального института брака, исторически никак не связанного с их проблемами.

Есть лесбиянки-феминистки, выступающие против однополых браков, говорит Клаудия Кард, профессор философии в Университете Висконсин-Мэдисон. Брак для них – институт, служащий интересам мужчин, а не женщин. Кроме того, брак, по ее мнению, "гетеронормативен", то есть, представляет собой институт, где предпочтительной и нормальной сексуальностью является именно гетеросексуальность.

"Нельзя отрицать, что сам институт брака дискриминирует однополые пары", – говорит Кард.

При этом она полагает, что вопрос брака отвлекает от более важных проблем.

"Вместо этого гей-активисты должны направить свою энергию на экологические вопросы, на изменение климата - на более морально оправданные и актуальные проблемы, которым можно найти реальное решение".

Иные в гей-сообществе выступают против однополых браков, потому что они якобы лишают гражданских преимуществ тех, кто не состоит в браке. Третьи говорят, что этот институт просто не работает.

Брак, или гражданское партнерство?

Легба Каррефур, называющий себя "радикальным гомосексуалистом", считает, что брак, в том числе, однополый, – это "деструктивный образ жизни", в результате которого появляются неполные семьи.

"Мы находимся всего лишь в одном или двух поколениях от появления детей от однополых браков, которые будут в то же время детьми из неблагополучных семей", – говорит он.

Каррефур считает, что более острым вопросом для гей-сообщества является рост насилия в отношении трансгендерных людей.

"Меня гораздо меньше беспокоит, могу ли я вступить в брак, чем умру ли я на улице от рук гомофобов", – говорит он.

Данные опросов Гэллапа показывают, что поддержка однополых браков среди американцев поднялась, в целом, выше 50%, но какой процент геев их поддерживает, количественной оценке поддается с большим трудом. Гэллап подобных опросов пока не проводил.

Когда в сообщество входят миллионы людей, их взгляды неизбежно будут различаться по всем вопросам, однако многие удивятся, что некоторые из тех, кто, на первый взгляд, должны требовать получения максимальной выгоды от однополых браков, выступают против них. И их голоса почти не слышны.

Обозреватель британской Daily Mail Эндрю Пирс говорит, что в прошлом, когда он выступал против однополых браков, его называли гомофобом и Дядей Томом, хотя на самом деле Пирс много лет борется за права геев.

Он твердо верит, что вполне достаточно института гражданского партнерства, введенного в 2005 году, чтобы однополые пары получили равные юридические права.

"У нас уже есть брак под названием "гражданское партнерство", и я рад, что такие люди, как я, отличающиеся от гетеросексуальных, могут делать то, чего раньше не могли. Мне это очень нравится".

Он считает, что с ним согласны больше геев, чем может показаться. Пирс рассказывает, что на званом обеде, где его гостями были 11 друзей-геев, лишь один выступал в пользу брака, еще один на тот момент не определился, а остальные были против.

Такие же люди

Во Франции геи и лесбиянки присоединились к протестам против однополых браков, прокатившимся по стране до и после принятия закона об их легализации. 12 геев и лесбиянок выступили на сайте Homovox с утверждением, что детям лучше жить в семьях с разнополыми родителями.

Геи, в общем, мало интересовались консервативным институтом брака, говорит активистка Ясмин Наир, ставшая одним из основателей группы, провокационно названной "Против равенства". Но это стало одной из целей сообщества в начале 1990-х, когда оно оправилось от удара, нанесенного эпидемией СПИДа.

Однако геи-сторонники однополых браков убеждены, что равенство достижимо только в законном браке.

Сами геи редко выступают против легализации браков, говорит издатель журнала LGBT Weekly Стэмп Корбин.

"Я афроамериканец, и общество не давало нам делать многое. Когда мы были рабами, мы не могли жениться, потом нам запрещалось жениться на представителях других рас и, главное, мы не могли жить вместе с белыми людьми".

"Когда я слышу, как представители ЛГБТ-сообщества говорят: "не думаю, что геи и лесбиянки должны вступать в брак", чем они отличаются от рабов, говорящих: "не думаю, что рабы должны иметь возможность вступать в брак?"

"Это ненависть, направленная вовнутрь. Ее выдумали угнетатели. Почему вы хотите лишить возможности вступать в брак людей одной с вами сексуальной ориентации? Вас же никто не может заставить", – говорит Корбин.

Гражданское партнерство не обеспечивают равенства, говорит Корбин, который был сопредседателем Совета лидеров ЛГБТ в ходе избирательной кампании Обамы в 2008 году. А в США понятие "раздельно, но равноправно" рождает воспоминания о сегрегации и о существовании людей "второго сорта".

А то, что в Америке так много разных точек зрения на это явление, возможно, лишний раз подчеркивает очевидное: геи такие же люди, как и все остальные.

2. Между однополыми и обычными парами нет психологической разницы

Психолог Грегори Херек из Университета Калифорнии , проанализировав примеры десятков пар ‒ гомо- и гетеросексуальных, пришел к выводу, что в основных психологических характеристиках они вполне схожи: и там, и здесь партнеры испытывают друг к другу тот же самый набор эмоций. Никак не влияет ориентация партнеров и на их умение создавать гармоничное эмоциональное пространство. Что касается самого института брака, то он благотворно влияет как на гетеро-, так и на гомосексуальные пары: например, продлевает жизнь и улучшает здоровье. Более того, утверждает Херек, мера счастья, которую люди ощущают в браке, чаще всего вообще не связана с сексуальной сферой. А известный исследователь феномена гомосексуализма Джон Готтман идет еще дальше, утверждая, что партнеры в однополых парах относятся друг к другу гораздо теплее, чем в обычных.

1. G. Herek «Legal recognition of same-sex relationships in the United States: A social science perspective». American Psychologist, 2006, vol. 61(6).
2. J. Gottman, R. Levenson et al. «Observing gay, lesbian and heterosexual couples’ relationships: Mathematical modeling of conflict interaction». Journal of Homosexuality, 2003; № 45(1).

3. Лесбиянки дают детям лучшую «путевку в жизнь»

Проведенное американскими психологами в 2001 году исследование показало, что 53% девочек, чьи матери ‒ открытые лесбиянки, хотели бы в будущем получить «интеллигентные» профессии ‒ врач, юрист, инженер, в то время как среди дочерей гетеросексуальных матерей эти профессии выбрали только 21%, остальные предпочли занятия вроде продавщицы или официантки в баре. Отметим три обстоятельства, которые могут немного снизить градус ожиданий, связанных с результатами этого исследования. Прежде всего, оно проводилось на небольшой выборке ‒ 30 детей из гетеросексуальных семей и столько же из лесбийских. Второе ‒ речь все-таки шла не о гомосексуальных семьях, а в основном о лесбиянках, которые развелись со своими мужьями, чтобы жить с любимой женщиной: то есть фактор влияния отца тут остался неоцененным. Наконец, третье ‒ пока что однополые браки заключаются в основном в просвещенной среде, где умственный труд не является чем-то из ряда вон выходящим.

1. J. Stacey, T. Biblarz «American Sociological Review», 2001, vol. 66, № 2.

4. Институт брака подрывают не однополые союзы, а запрет на них

В 2009 году экономист Университета Шербрука (Канада) Мирча Трандафир провел исследование ‒ как отразилась на институте семьи первая в мире легализация однополых браков, проведенная в Нидерландах еще в 1998 году. Ученый пытался проверить на соответствие истине довод противников таких союзов о том, что они разрушают институт брака, негативно влияя даже на частоту браков между мужчинами и женщинами. Как выяснилось, однополые браки действительно негативно влияют на желание женщин и мужчин вступать в официальный брак. Однако в действительности речь идет именно о регистрируемых браках, а вот на частоте заключения браков гражданских они никак не отражаются. Иными словами, институт брака не разрушается ‒ он просто трансформируется из юридически оформленного союза в статус «ежедневного плебисцита», где партнеры сами решают, когда их союз потерял всякую силу. А в 2012 году профессор Скотт Титшо из Mercer School of Law установил , что в США гражданский брак приобретает еще большую притягательность именно потому, что есть пример массовых гомосексуальных союзов, которым государство попросту не дает легализоваться. Запрещая гомосексуалистам вступать в официальный брак, консервативные силы внутри общества выдавливают их в «теневую сферу» и тем самым собственными руками разрушают то, о чем так пекутся на словах, ‒ институт брака.

1. M. Trandafir «The effect of same-sex marriage laws on different-sex marriage: Evidence from the Netherlands», Demography, 51.
2. S. Titshaw «The Reactionary Road to Free Love: How DOMA, State Marriage Amendments and Social Conservatives Undermine Traditional Marriage». West Virginia Law Review (2012), 115:1.

Комментарий:

Первый раздел фактически сводится к исследованию Митча Трандафила, который пытался проверить на соответствие истине один из доводов противников таких союзов. Он заключается в том, что однополые браки разрушают институт брака, негативно влияя даже на частоту браков между мужчинами и женщинами.
Из абстракта исследования и таблиц становится ясно, что Трандафил зарегистрировал снижение количества браков после второго закона, легализующего однополые браки, но на общем количестве разнополых союзов (без заключения брака) это не отразилось. Но «после» необязательно значит «как следствие». Иными словами, если количество браков и без пункта о геях показывало тренд вниз, то мы можем иметь дело с ошибочной корреляцией.

Согласно государственной статистике , количество браков достигло зенита в 1970 г, и после этого неуклонно снижалось (был маленький скачок в 1990 г). То есть в любом случае, падение, причём очень сильное, началось задолго до легализации однополых союзов и, затем, полноценных браков. Тезис о причастности однополых союзов к падению количества разнополых браков таким образом является как минимум спорным.

1. Statistics Netherlands (2014). Marriages and partnership registrations; key figures. Link .

А вот со следующим выводом вполне можно согласиться: - «Запрещая гомосексуалам вступать в официальный брак, консервативные силы внутри общества выдавливают их в «теневую сферу» и тем самым собственными руками разрушают то, о чем так пекутся на словах, ‒ институт брака.»

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»

1. Детям в однополых семьях некомфортно

Сторонники легализации однополых браков чаще всего абстрагируются от вопроса, насколько комфортно будет в таком браке детям. А ведь в случае легализации таких союзов большинство семей будут лесбийскими (мужчины-геи, как показывают опросы, реже склонны образовывать постоянные союзы), и это означает, что дети в таких браках будут воспитываться без отцов. Однако, как показывают исследования педагогов и социологов , дети в браках, где нет отца, отличаются от обычных: так, мальчики чаще демонстрируют антисоциальное поведение и попадают на скамью подсудимых, а девочки рекордно рано проявляют сексуальную активность и часто становятся жертвами подростковой беременности. Кроме того, психиатр из Центра изучения детей при Йельском университете Кайл Прюэт установил, что дети, появившиеся на свет благодаря ЭКО или от мужчины, ограничившегося ролью «донора спермы», как правило, мучаются вопросами, связанными с тем, где их папа и почему он не хочет с ними познакомиться. Здесь существует ряд до конца не понятых закономерностей ‒ не так давно, например, было установлено, что для того, чтобы расти и развиваться нормально, девочки нуждаются в запахе феромонов отца: получается, что «настройка» развития физиологии и психики ребенка зависит не только от социальных, но и от биохимических факторов.

1. K. Pruett «Fatherneed» (Broadway Books, 2001).

Комментарий:

Цитата: «В случае легализации таких союзов большинство семей будут лесбийскими (мужчины-геи, как показывают опросы, реже склонны образовывать постоянные союзы), и это означает, что дети в таких браках будут воспитываться без отцов.»

Сразу напрашивается возражение: давайте посмотрим, сколько детей сегодня воспитывается без отцов. Оказывается, очень много, причём речь не о геях. Количество детей в США, живущих с одним родителем, удвоилось с 1960 до 2010 г. Треть американских детей растут без отца, это 15 миллионов, ещё 5 миллионов детей растут без матери. Тот факт, что дети, выросшие без отцов, обычно более склонны к употреблению наркотиков и нарушению закона, правдив, однако геи в этой общей картине совсем статистически не значимы. Количество браков, заключённых геями в США на данный момент, ~115 тысяч. То есть ~5% от общего числа браков (и большинство из них без детей).

3. The number of US children living in single-parent homes has nearly doubled in 50 years: Census data. Link .
4. How Many Gay Couples Have Tied The Knot? Nobody Knows. Link .

И как тут не вспомнить грустную, чисто советско-российскую, шутку: «У нас полстраны воспитано однополыми парами: мамами и бабушками».
И никто не спрашивает — комфортно ли этому поколению? И был ли у них вообще выбор? И повлияло ли это на их сексуальную ориентацию?… Вопросы, впрочем, риторические.

А если говорить серьезно, см. исследования: .
А также: .
А также: .
А также: .
Примеры из жизни однополых семей, как всё устроено «внутри»: .

2. Об однополых браках науке известно слишком мало

Защитники прав геев часто пользуются лозунгами, а не доводами, основанными на научных фактах. «Однополые браки так же нормальны, как браки между мужчиной и женщиной!», «Дети в однополых браках так же счастливы, как и в обычных!» ‒ любители подобных «кричалок» обычно не имеют психологического образования и никогда не читали научных статей по данному предмету. Да что там, даже газетные статьи и популярные книги на эту тему зачастую пишутся авторами, которые в ней слабо разбираются. Социолог Стивен Родс из Университета штата Вирджиния (США), проштудировав десятки публикаций по воспитанию в однополых браках , вынес неутешительный вердикт: во-первых, ему не удалось найти ни одной статьи, где не было бы одной или нескольких грубых ошибок, касающихся теории воспитания, во-вторых, ни одну из статей нельзя было назвать строго соответствующей критериям научности. Между тем наука знает крайне мало о самом феномене гомосексуальности и еще меньше ‒ о том, как ведут себя дети, воспитанные в однополых союзах: ведь даже там, где однополые браки легальны, они были узаконены относительно недавно, и у ученых не может быть детального материала по детям, воспитанным в таких семьях.

1. S. Rhoads «Taking Sex Differences Seriously» (Encounter Books, 2004).

Комментарий:

Упомянутая в нем книга действительно есть , но вектор в ней другой, на отношения между полами, то есть традиционные гендерные роли. Она не о гомосексуальности и даже не о сексуальности как таковой. При этом она не научная и вообще весьма сомнительного качества, автор выдает различные клише по поводу женщин в науке, тестостерона и феминизма, к тому же не брезгует приводить ссылки на сомнительные материалы (многие из них ведут не на научные источники, а на популярные книги с полемическими приемами). Знающие английский язык могут прочесть рецензию на нее здесь. Это в лучшем случае очень тенденциозный и не научный источник, чего уже вполне достаточно, чтобы не рассматривать его всерьез.

Помимо этого, имеет место подмена понятий. Мы действительно знаем мало об однополых браках, потому что они долгое время были запрещены. А вот об однополых парах, которые не заключали брак (ввиду запрета), но воспитывали детей, известно и изучено немало, начиная с конца 60-х в США. Эти дети уже успели вырасти и завести своих детей.

В отличие от лесбиянок, мужчины-геи блюдут верность своим партнерам гораздо реже ‒ многие гомосексуальные пары, состоящие из мужчин, даже не скрывают друг от друга, что у них бывают другие партнеры, и не видят в этом ничего страшного. Исследование , в котором приняли участие гетеросексуальные и гомосексуальные пары, живущие в гражданском браке, показало, что между «двуполыми» и лесбийскими союзами нет разницы в отношении к вопросу верности ‒ около 79% тех и других отметили, что верность ‒ одна из главных ценностей для партнеров. А вот мужчины-геи имеют другое мнение по этому вопросу: каждая вторая пара ответила, что не придает верности особенного значения. Распространение мужских однополых союзов и их легализация могут подорвать ценность верности в обществе, сетуют авторы.

1. E. Rothblum, S. Solomon «Civil Unions in the State of Vermont: A Report on the First Year». University of Vermont Department of Psychology, 2003.

В конце прошлой недели в Ирландии состоялся референдум о легализации однополых браков. Несмотря на то, что Ирландия считается консервативной страной с сильным влиянием католической церкви, подавляющее большинство ирландцев за внесение соответствующей поправки в конституцию. Шаг навстречу уравниванию гомосексуалов в правах с гетеросексуалами был встречен всенародным ликованием, однако не везде в мире разделяют радость ирландцев. Разбираемся, где и как относятся к однополым парам и с чем это связано.

Ольга Страховская

Зачем однополым парам вступать в брак?


Чтобы ответить на этот вопрос, надо для начала определиться с отношением к гомосексуальности в целом. Современная наука, и в частности сексология, сходится в том , что гомосексуальность является не болезнью и не отклонением, а одной из форм сексуальной ориентации человека, равноценной гетеросексуальности и бисексуальности. Ею невозможно «заразиться», она не связана ни с полом, ни с гендером, а также обусловлена не воспитанием и окружающей средой, а генетикой и особенностями биологического развития, в том числе влиянием гормональных факторов. Исключение составляет ситуативная гомосексуальность - когда в однополые отношения люди вступают исходя не из своих сексуальных предпочтений, а вынужденно, например долго находясь в однополой среде, где просто нет партнера противоположного пола. Однако гомосексуалами это их не делает: существует даже термин «гетеросексуальные мужчины, которые занимаются сексом с мужчинами».

Именно поэтому закон о «пропаганде однополых отношений» попросту абсурден: гомосексуалом невозможно стать под влиянием моды или внушения. Градации сексуальной ориентации человека иллюстрирует шкала Кинси , где ноль - это исключительно гетеросексуальная ориентация, а 6 - исключительно гомосексуальная. Сколь-либо точной статистики по числу гомосексуалов и бисексуалов в мире нет: данные колеблются от 5 до 7 процентов, что в любом случае делает их меньшинством, но не является критерием для того, чтобы считать их хуже или лучше других.

Это означает, что у геев и лесбиянок должны быть такие же фундаментальные права, как и у гетеросексуалов (в отличие от распространенного заблуждения, никаких особых прав для себя они не требуют), в том числе право узаконить свои отношения. Популярная позиция «мы вас признаём и не трогаем, делайте что хотите за закрытыми дверями» - по сути лицемерная полумера по части соблюдения прав человека. Однако у вступления в брак существует не только этическая, но и правовая сторона. Отсутствие свидетельства о браке способно создать однополым парам такие же сложности, как и гетеросексуальным, но возможности их решить, узаконив свои отношения, у таких пар нет. Главной проблемой остается то, что партнеры, не находящиеся в браке, не считаются членами семьи с точки зрения закона и субъектами семейных правоотношений.

Юмористическое видео высмеивает популярный страх, что легализация гомосексуальных браков приведет к краху традиционной семьи

Во многих странах заключение брака дает массу социальных бонусов, а его отсутствие - наоборот . Например, одного из партнеров могут не пустить к другому или его ребенку в больнице, более того, формально «чужой» человек даже не имеет права получить информацию о здоровье своего партнера в случае экстренной ситуации. Партнеры не защищены правом не свидетельствовать против своего супруга, не говоря уже о болезненном вопросе опеки над детьми. К примеру, по российскому законодательству родителем может считаться только один партнер в гомосексуальной паре, так что второй социальный родитель по закону не имеет таких же прав и обязанностей в вопросе воспитания общего ребенка. Более того, в случае смерти официального родителя его партнер проиграет родственникам покойного в вопросе об опеке.

Некоторые вопросы можно закрыть гражданско-правовым договором или завещанием, но если оно не составлено, партнер умершего не будет иметь никаких прав на наследство. То же самое касается разделения имущества при расставании: если нет соответствующей бумаги, то всё совместно нажитое отойдет партнеру, на которого оно оформлено. Невозможность официально зарегистрировать свои отношения лишает однополые пары и ряда социальных льгот, доступных гетеросексуальным семьям, например в области кредитования или медицинского страхования.

Значит ли это, что однополые
семьи смогут заводить детей?


Возможность иметь детей в гомосексуальных парах не связана напрямую с их правом регистрировать брак и определяется законодательно в разных странах по-разному. В ряде государств, где однополые браки запрещены, гомосексуальные пары всё равно могут иметь детей, но на это может влиять и то, каким образом пара планирует завести ребенка. В однополых парах он может быть как усыновленным, так и родным, биологическим ребенком одного из партнеров, зачатым с помощью донорской спермы или выношенным суррогатной матерью. К примеру, в Германии, где существует процедура оформления гражданского партнерства для однополых пар, запрещено суррогатное материнство - правда, немецкие гей-пары теперь признают официальными родителями детей, рожденных с помощью суррогатного материнства за границей. Помимо этого, есть однополые семьи, воспитывающие детей от предыдущих гетеросексуальных браков одного или обоих партнеров, так что этот вопрос сложнее, чем кажется.

В любом случае все эти ситуации регламентируются законодательством каждой отдельной страны. Например, в Германии и Португалии один из партнеров может усыновить родного или приемного ребенка своего партнера, а в России только один из партнеров в однополой паре может по закону считаться биологическим или приемным родителем ребенка. Также в России формально не существует препятствий для усыновления детей однополыми российскими парами, но по факту они зачастую сталкиваются с отказами. Помимо этого в 2013 году в России был введен запрет на усыновление иностранными однополыми парами. Это существенно ограничивает возможности детей-сирот быть усыновленными, при этом американские исследования показывают , что ЛГБТ-пары более склонны брать в семью детей с особенностями развития и ВИЧ-инфицированных.

Кто выступает против однополых браков?


Против заключения однополых браков на институциональном уровне высказываются церковь и консерваторы - то есть те, кто придерживается традиционных ценностей и часто заодно осуждает гомосексуальность. Но бывают и парадоксальные исключения вроде республиканца Мэтта Салмона, который принял гомосексуальность своего сына, но при этом продолжал выступать против гей-браков. Светские консерваторы склонны использовать в качестве аргументов против однополых браков другие свои козыри: угрозу институту традиционной семьи и демографии. Например, представители штата Юта провели удивительную логическую цепочку: они утверждали , что легализация однополых браков обесценивает гетеросексуальный брак, что приведет к активной внебрачной половой жизни, а следовательно, к бешеному росту числа абортов.

Считается, что большинство религий, и в первую очередь христианство, единогласно считает гомосексуальность грехом, а интимные отношения между партнерами одного пола - противоестественными. Это не совсем так. Индуизм признает биологическую причину гомосексуальности и не считает ее грехом вовсе, а католическая церковь считает гомосексуальный половой акт грехом, а ориентацию - нет. В переводе это означает, что можно быть гомосексуалом и не грешить, сдерживая позывы своей плоти. Папа Франциск в 2013-м даже появлялся на обложке ЛГБТ-журнала The Advocate и получил от издания титул «Человек года» за то, что призвал не маргинализировать гомосексуалов и с большим пониманием относиться к однополым парам. Подобной позиции придерживается и современный иудаизм. В то время как ортодоксы по-прежнему считают гомосексуальность грехом, консервативный иудаизм с начала 90-х делает шаги навстречу ЛГБТ-комьюнити, приветствуя его включенность в религиозную жизнь.

В некоторых странах, как в Швеции, церковь не просто признаёт гомосексуальность, но и допускает в свои ряды священников-гомосексуалов. Русская православная церковь, впрочем, четко стоит на традиционных позициях, считая однополые отношения «греховным повреждением человеческой природы», а также до сих пор пользуется выведенным из обращения словом «гомосексуализм», подчеркивающим их «нездоровый» характер. Ислам также считает это грехом, но в исламском мире легальная позиция по вопросу неоднородна - в ряде стран вроде Турции и даже Ирака гомосексуальные связи не считаются незаконными, а в Иране за это тюрьма или даже смертная казнь.

Как относятся к однополым бракам в России?


Несмотря на то, что статья Уголовного кодекса РСФСР «за мужеложство» была отменена еще в 1993 году, с правами ЛГБТ в России всё обстоит не самым радужным образом и о признании однополых браков речи пока не идет. В последние годы государство держит подчеркнутый курс на консерватизм и укрепление традиционных семейных ценностей, в котором светская власть и церковь поддерживают друг друга. В частности, Владимир Путин высказывался против легализации гомосексуальных браков, противопоставив их традиционным гетеросексуальным, как «веру в Бога и в сатану».

Законодательные инициативы вроде закона о «запрете пропаганды однополых отношений» созвучны настроениям в обществе и формируют их - по данным соцопроса , проведенного «Левада-Центром», в России с 2003 по 2013 год резко настороженное отношение и страх по отношению к гомосексуалам выросли на
10 %. По данным этого же опроса, треть россиян считает гомосексуальность болезнью, которую надо лечить, 16 % населения считает, что гомосексуалов надо изолировать от общества, а еще 5 % - что их нужно физически уничтожать. Соответственно, и отношение к однополым бракам преимущественно негативное, а ЛГБТ-пары сталкиваются с повсеместными предубеждениями и дискриминацией.

В обществе, и не только российском, гомосексуальные браки осуждают не только из политических или религиозных соображений. Многим проблемы гомосексуалов попросту и неинтересны, так как не касаются их лично. Но существует и элементарный страх перед инаковостью и опасение, что гомосексуальность представляет некую угрозу привычному образу жизни. Борьба за права ЛГБТ воспринимается многими как «навязывание» гомосексуальных ценностей: противники однополых браков приводят необоснованный аргумент, что цель борцов за права ЛГБТ - победа гомосексуальных отношений над гетеросексуальными. Помимо этого существует опасная, вызванная желанием дискредитировать гомосексуальность тенденция ассоциировать ее с педофилией: звучат опасения , что за признанием гомосексуальных браков последуют браки с детьми и даже с животными. Всё это не имеет никакого отношения к ь с приходом христианства, но в средневековой Японии традиция братской любви вполне процветала в среде самураев и даже в монастырях. В западной культуре сплоченное движение за права ЛГБТ начало формироваться лишь в середине XX века, однако, в некоторых странах гомосексуальные отношения были декриминализированы значительно позже: одними из первых были Польша и Дания (в 1932 и 1933 годах), Северная Ирландия присоединилась к ним лишь в 1982 году, Россия - в 1993-м. Примерно в 75 из 190 стран мира гомосексуальность до сих пор , причем в некоторых из них вне закона лишь однополые отношения между мужчинами. Ситуация не везде меняется в сторону больших свобод: к примеру, в 2013 году в Индии вернули запрет на гомосексуальность, отмененный за четыре года до этого, а страна остается преимущественно гомофобной.

Впрочем, даже отмена статей «за содомию» совершенно не означает, что в стране тут же разрешают однополые браки. Консерваторы не спешат сдавать свои позиции, так что общественные и политические дискуссии растягиваются на много лет. Волна легализации пошла лишь с начала 2000-х - первыми были голландцы в 2001 году. Официально оформить свои отношения сейчас можно в 17 странах мира, включая Испанию, ЮАР, Исландию, Уругвай и Францию, а также в 36 из 50 американских штатов; в Финляндии соответствующая поправка к конституции вступит в силу в 2017 году. Одним из самых громких случаев стал только что прошедший ирландский референдум, где населению предложили самостоятельно определиться, надо ли вносить в конституцию Ирландии соответствующую поправку. Меж тем во многих странах, где однополые браки пока не разрешены, для гомосексуалов существует альтернатива вроде оформления «зарегистрированного партнерства» или «гражданского союза». Хуже всего, по данным соцопросов последних лет, к идее однополого брака относятся в России (ее одобряют лишь 5 % россиян), Румынии, Литве, Латвии, Хорватии и Болгарии. Больше всего право сочетаться браком с партнером своего пола поддерживают в Голландии (85 %), Люксембурге (82 %) и Швеции (81 %).