Открытый урок по налоговой грамотности. Урок налоговой грамотности. Налоги в нашей стране взимаются

Урок налоговой грамотности,

посвященный Дню работников налоговых органов

«Клуб грамотных налогоплательщиков»

Образовательные: познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов;

Развивающие: расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права, совершенствование представлений школьников о государстве и его функциях, раскрытие сущности налогов, основных их видов и т. п.

развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности.

Воспитательные: формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Структура:


Требования к оборудованию: проектор, компьютер, 3 стола для команд, карточки-задания, листы с терминами, ручки, карандаши, костюмы или их элементы, стол жюри.

Ход урока

Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

Ведущий. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. Высказывания знаменитых людей, живших в разное время, помогут вам. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?


Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”

Не платит _______.только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосёт.

Платятся, и жизнь в гору катится.

Нервы государства.

Для государства то же, что паруса для корабля.

Екатерина II Великая.

Требовать уничтожения _______ значило бы требовать уничтожения самого общества.

Николай Иванович Тургенев, русский экономист.

Для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.

А. Смит, английский философ и экономист

Ведущий: Тема нашего урока «Налоги».

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У. Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О. Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

Ведущий: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Ведущий: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Ведущий: Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются

    с доходов (прибыли, доходов от ); с имущества, передачи имущества; с юридически значимых действий; с ввоза и вывоза товаров за границу.

Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: “Мы, депутаты городского совета считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что….”

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак и обосновывать почему вводить налог не нужно: “ Мы, владельцы собак считаем, что…”

Третья группа выступит от имени остальных жителей города.

Время на подготовку – 5 минут.

Выслушиваются ответы учащихся.


Ведущий: Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества.

Следующее задание:

Команды вытаскивают один из вопросов и один из учащихся от каждой команды должен выступить с речью на 1 минуту по данной теме.

Почему люди не любят платить налоги? Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги? Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

Ведущий: Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы)

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы)

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах.

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон: Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Ведущий предлагаю вам посмотреть видео ролики о налогах (При наличии технической возможности).

Домашнее задание будет следующим: вырази рисунком своё отношение к налогам.


Дата публикации: 27.07.2012 08:04 (архив)

Сегодняшний ученик – это завтрашний налогоплательщик, поэтому одним из приоритетных направлений экономического воспитания школьников является формирование налоговой культуры.

Специалистами отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 20 по Республике Башкортостан и сотрудниками ее территориальных участков постоянно проводится работа со школьниками – это лекции, экскурсии, конкурсы рисунков и творческих работ.

Инспектора, работающие со школьниками по данному направлению, делают свою ставку на подростков старшего школьного возраста, поскольку у этих ребят помимо роста познавательной активности также развито стремление к самостоятельности и чувство ответственности за окружающих людей. Они более остро понимают необходимость добропорядочного налогового поведения.

Исходя из многолетнего опыта работы со школьниками, сотрудники инспекции определили для себя ход каждого урока и последовательность занятий, которые основаны по следующему принципу: ознакомление, получение знаний и навыков, проверка и закрепление пройденного материала.

Сначала идет так называемое знакомство детей с налоговой системой. Здесь первоочередная задача работников налогового органа – заинтересовать ребят в дальнейшем сотрудничестве, вызвать у них интерес и взаимоотдачу. Для детей проводят экскурсии в налоговой инспекции, рассказывают о работе налогового органа, о профессии налогового инспектора, который стоит на страже финансового благополучия и экономической независимости государства.

Затем проводятся лекции и уроки налоговой грамотности.

В апреле 2012 года прошла очередная серия уроков по повышению налоговой грамотности, которые были проведены в 16 учебных заведениях.

Занятия проводились по совместно разработанному плану сотрудников налоговых органов и преподавателей образовательных учреждений. Важно то, что при планировании были учтены пожелания самих учащихся, которых больше интересовали нововведения в Интернет-сервисах.

В доступной форме школьникам рассказали о современной налоговой системе России, об основах налогового законодательства: о функциях и роли налогов, их видах, о работе Интернет – сервисов на сайте Федеральной налоговой службы, показали видеопрезентацию работы Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Школьникам рассказали, что такое ИНН и как его получить. Рассказали о налогах, которые уплачивают физические лица: транспортный, земельный, налог на имущество, налог на доходы физических лиц. Также ребята узнали, кто обязан декларировать свои доходы и как получить налоговые вычеты. Наибольший интерес у школьников вызвал рассказ о социальных налоговых вычетах, которые могут получить их родители, представив в налоговую инспекцию декларации о доходах.

Для подведения итогов эффективности занятий, с ребятами были проведены практические работы. Им предоставили возможность самостоятельно на сайте ФНС России проверить задолженность, войти в Личный кабинет и сменить первичный пароль, а также показали, как заполнить декларацию в программе «Декларация 2011» на возврат социального налогового вычета за обучение. Задавали вопросы, на которые ребята в свою очередь незамедлительно находили ответы: какие налоги уплачивают Ваши родители; на какие цели расходуются бюджетные средства; можно ли уплачивать налог, не выходя из дома и как?

В конце года проводятся итоговые, заключительные мероприятия. Перед проведением таких мероприятий разрабатывается положение о проведении конкурсов, которым закрепляется цель конкурса, утверждается состав жюри и условия конкурса.

При оценке работ и определении победителей особое внимание уделяется раскрытию налоговой тематики, и пониманию авторами работ значения налоговой системы для современного государства и важности соблюдения конституционной обязанности по уплате налогов и оригинальности исполнения.

В 2011 году был проведен конкурс рисунков на тему «Налоги – основа достойной жизни». Перед детьми была поставлена задача - художественным образом отобразить в своих работах знание налогов и понимание, что богатство и процветание страны, а значит и личное благополучие во многом зависит от уплаты налогов. Ребята не просто справились с поставленной задачей, но еще и прокомментировали свои работы, а некоторые даже стихами: «Если ты нормальный парень, должен ты налог платить, чтобы мощь нашей России, нам всем миром укрепить».

Интересна для ребят и такая форма работы, как проведение викторины, проходящая, как правило, в ноябре. В 2012 году запланирована викторина на тему «Зачем нужны налоги». Участие будут принимать команды из разных школ. Особенность таких выступлений – это представление названия команды и их девиза.

Знакомясь с работой налоговых органов в живой форме ребята, проявляют искренний интерес, как к уплате налогов, так и к выбору своей профессии в будущем, может и налогового инспектора.

Урок налоговой грамотности.

«Клуб грамотных налогоплательщиков»


Цели:

1)Образовательные:

Познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов.

2)Развивающие:

Расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права.

Развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности.

3)Воспитательные:

Формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.


Ход урока.

Организационный момент!

Задание: учащиеся должны определить какое слово пропущено.

1)Не платит ____ только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосет.

2)____ платятся, и жизнь в гору катится.

3)____ - нервы государства.(Цицерон)

4)____ для государства то же, что паруса для корабля.(Екатерина II Великая)

5)Требовать уничтожения ____ значило бы требовать уничтожения самого общества.(Н. И. Тургенев)

6)____ для тех кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.(А. Смит, английский философ и экономист)


Тема нашего урока «Налоги»

Налоги - это регламентированное законом изъятие части денежных средств юридических и физических лиц в пользу государства на условиях обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченное государственным принуждением, но не являющееся при этом наказанием.

Налоги – обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом.

Государственный бюджет – свод доходов и расходов государства принимается органом власти, имеет силу закона.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У. Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О. Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.


Налоги в нашей стране взимаются:

С доходов(прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);

С имущества, передачи имущества;

С юридически значимых действий;

С ввоза и вывоза товаров за границу.


Классификация налогов.

1)По субъектам (плательщицам) – налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги с юридических и физических лиц.

2)По характеру использования – налоги общего значения, целые налоги.

3)По форме возложения налоговой бремени – прямые и косвенные налоги.

4)По территориальному уровню – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги и сборы.



  • У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.
  • Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%.

Вопросы:

  • Почему люди не любят платить налоги?
  • Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?
  • Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

ФИНАЛ!!!

  • Составили ли вы свое мнение о налогах?

Проведем тестирование.

I.Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий – это

1)Налоговая политика

3)Налоговая система

4)Налоговый кодекс

II. Совокупность налогов, налоговое законодательство способы исчисления и формы сбора налогов методы налогового регулирования и контроля – это

1)Налоговая политика

3)Налоговая система

4)Налоговый кодекс

III.Какая функция налогов позволяет наполнить государственный бюджет, что бы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом?

1)Распределительная

2)Фискальная

3)Социальная

4)Стимулирующая

IV.Какая функция налогов связана с использованием налоговых льгот?

1)Распределительная

2)Фискальная

3)Социальная

4)Стимулирующая

V.К какому виду налогов относится налог на наследство?

1)Распределительная

2)Фискальная

3)Социальная

Определяем тему урока «Это является одним из важнейших признаков любого государства. Многие исторические события начинались в результате конфликтов из-за них. По словам Н. Тургенева: «Они, определительней сказать, дурные их системы, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…» Определяем тему урока Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775-1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о нём?» Определяем тему урока НАЛОГИ

Цели урока:

  • образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;
  • развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
  • воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Слова для справки:
  • платежи
  • имущество
  • доходы
  • государство
  • общество
Что такое налоги Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона периодическая, законом, часть, государства, принудительный. Признаки налога: 1) Налог – это........ доходов граждан и предприятий. 2) Носит......... характер. 3) Выплата - .......... 4) Выплата в пользу......... 5) Определяется.......... Необычные налоги в России Император России Петр I, ввел массу своеобразных налогов: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный, с печей, арбузов, орехов, с продажи съестных припасов, ледокольный и даже за глаза! Необычные налоги в России При Петре I был введен «Бородовой знак» - металлический жетон с надписями: на одной стороне - «Деньги взяты», на другой: «Борода - лишняя тягота». Налог на воробьёв в немецком городе Вюртемберг. Необычные налоги других стран Самый ужасный налог в истории взимался в течение 21 года, завоевателем Пешавара (Пакистан). Он состоял из сотни отрезанных человеческих голов в год. Необычные налоги других стран Во времена правления британского короля Уильяма III был введен налог на дома, в которых было больше шести окон.

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются:

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.
Плательщики налогов:

Плательщики налогов

Физические лица (граждане)

Юридические лица (организации)

Структура налога:

  • Объект налога (база)
  • Ставка налога
«И повелел фараон поставить над землёю надзирателей и собирать семь лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской». (Ветхий завет. Книга Бытия, 41,38)

База: произведения (дары) земли

Ставка: 5 часть всех произведений земли

Определите базу и ставку налога Петром I была введена подушная подать: каждая «мужская душа» (мужчины от рождения до смерти) была обязана ежегодно платить в казну 74 копейки.

База: численность мужчин

Ставка: 74 коп. с каждого мужчины

Определите базу и ставку налога В 2002 году в России введен налог на добычу полезных ископаемых. За добычу 1 тонны нефти в казну уплачивается 419 рублей.

База: количество добытой нефти

Ставка: 419 рублей за 1 тонну

Определите базу и ставку налога При Петре I купец, не желавший брить бороду, должен был уплатить в казну сумму равную 100 рублям в год.

База: число бородачей

Ставка: 100 рублей с бороды

Сроки уплаты налогов Куда поступают налоги?

Государственный бюджет- расходы

Школы, больницы, детские сады, детские дома

Организация отдыха

Пенсии, заработные платы

Работа в группах. Проверка д/з. А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог - сбор с владельцев собак. Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: "Мы, депутаты городского совета, считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что...."

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак и обосновывать почему вводить налог не нужно: "Мы, владельцы собак, считаем, что..."

Третья группа выступит от имени остальных жителей города . Ваши высказывания должны начинаться словами: «У меня собаки нет, но я считаю, что…"

Подведём итоги

  • В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно.
  • Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали?

Выразите своё отношение к налогам, используя цветные стикеры

Розовый: налоги нужно

платить всегда, так как это соблюдение законов государства

Зелёный: нужно платить

только справедливые налоги

Жёлтый: налоги вообще не нужно платить

Домашнее задание

  • Закончите сказку: «Один правитель очень хотел понравиться своим подданным и придя к власти объявил об отмене всех налогов. Обрадовались люди, стали хвалить правителя, но тут…»
  • Набрать текст в MWord, форматировать в виде доклада, распечатать.

Слайд 2

Цели:

1)Образовательные: -Познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов. 2)Развивающие: -Расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права. -Развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности. 3)Воспитательные: -формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Слайд 3

Ход урока.

Организационный момент! Задание: учащиеся должны определить какое слово пропущено. 1)Не платит ____ только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосет. 2)____ платятся, и жизнь в гору катится. 3)____ - нервы государства.(Цицерон) 4)____ для государства то же, что паруса для корабля.(Екатерина II Великая) 5)Требовать уничтожения ____ значило бы требовать уничтожения самого общества.(Н. И. Тургенев) 6)____ для тех кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.(А. Смит, английский философ и экономист)

Слайд 4

Тема нашего урока «Налоги»

Налоги - это регламентированное законом изъятие части денежных средств юридических и физических лиц в пользу государства на условиях обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченное государственным принуждением, но не являющееся при этом наказанием. Налоги – обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом. Государственный бюджет – свод доходов и расходов государства принимается органом власти, имеет силу закона. Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

Слайд 5

Налоги в нашей стране взимаются:

С доходов(прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг); -с имущества, передачи имущества; -с юридически значимых действий; -с ввоза и вывоза товаров за границу.

Слайд 6

Классификация налогов.

1)По субъектам (плательщицам) – налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги с юридических и физических лиц. 2)По характеру использования – налоги общего значения, целые налоги. 3)По форме возложения налоговой бремени – прямые и косвенные налоги. 4)По территориальному уровню – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги и сборы.

Слайд 7

Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую)

Слайд 8

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы. Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую)

Слайд 9

Вопросы:

Почему люди не любят платить налоги? Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги? Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

Слайд 10

ФИНАЛ!!!

Составили ли вы свое мнение о налогах?

Слайд 11

Проведем тестирование.

I.Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий – это 1)Налоговая политика 2)Налоги 3)Налоговая система 4)Налоговый кодекс II. Совокупность налогов, налоговое законодательство способы исчисления и формы сбора налогов методы налогового регулирования и контроля – это 1)Налоговая политика 2)Налоги 3)Налоговая система 4)Налоговый кодекс III.Какая функция налогов позволяет наполнить государственный бюджет, что бы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая IV.Какая функция налогов связана с использованием налоговых льгот? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая V.К какому виду налогов относится налог на наследство? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая

Посмотреть все слайды