Отличительные особенности основных моделей рыночной экономики таблица. Классические макроэкономические модели. Российская модель переходной экономики

В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах развитой рыночной экономикой.

Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

От географического положения;

От наличия природных ресурсов;

От исторических условий развития;

От традиций населения и его обычаев;

От уровня развития производительных сил;

От социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях ест общие черты, к числу которых относятся:

Наличие многообразных форм собственности;

Преобладание свободных цен на товары и услуги;

Развитая система свободной конкуренции;

Распространение предпринимательской деятельности;

Определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используе-мых в современных условиях.

Американская модель.

Эта модель получила название «либеральная модель капитализма ». Ее характерными особенностями являются:

Малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10 %, в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38 %;

Минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост коли-чества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные про-граммы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация суще-ствующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государ-ства — сократилась;

Всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;

Резкая дифференциация на богатых и бедных;

Большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель.

Формирование современной модели хозяйствования проис-ходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленнос-ти. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению амери-канских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, от-сутствию значительных военных расходов.


К основным чертам японской модели относятся:

Высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство элек-троники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х го-дов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономи-ки;

Составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, кото-рые разрабатываются с 1957 г. В настоящее время завершен 8-й пятилетний план на 1991-1995 гг. Перед тем как произошло «японское чудо», был состав-лен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем использования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

Широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объедине-ние их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

Незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет сем-надцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

Социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против соци-ального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

Немецкая модель.

Она близка по своему социально-экономическому содержа-нию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард , который в своей книге описал основные принципы фун-кционирования новой немецкой экономики.

Отличительными особенностями не-мецкой модели являются:

Сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традици-онно существуют значительные социальные обязательства государства: бес-платная медицина, образование;

Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

В немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится бан-кам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

Различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является не- значительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Шведская модель.

Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

В Швеции за последние 1О лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 1988 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов соста-вили дотации домашним хозяйствам и предприятиям.

В Швеции сформировалась концепция: «Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг опреде-ленных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собствен-ной внутренней логики политического механизма принятия решений». (Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 159). Боль-шая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бес-платно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Французская модель.

Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регу-лирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние пла-ны — индикативное планирование. П. Самуэльсон отмечал, что французское «го-сударственное планирование» является замечательным вкладом Франции в государственное планирование.

«Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления» (Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. Т. 2. С. 406-407). Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государ-ства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Южно-корейская модель.

Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отста-лой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики.

Оно вклю-чает следующие экономические рычаги:

Планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разра-батывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестицион-ные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их фи-нансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер.

Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка. Аналогичным образом была создана мощная сталеплавильная компания, которая в настоящее время выплавляет примерно 20 млн. тонн стали в год, это почти столько же на душу населения, сколько выплавлялось в СССР в 1990 г.;

В Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в
кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государ-ству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффек-тивно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

Регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимули-рование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось раз-витие собственного производства.

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесяч-но проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспорте-ров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые уста-навливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.

После реанимации экономики в предыдущей пятилетке (1987-1991 гг.) прави-тельство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фон-ды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокраща-лась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция. В 1992-1996 гг., в очередной пятилетке, правительство решило бороться с инфляцией путем повы-шения подоходного налога и сокращения госрасходов.

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достой-ное место в мировой цивилизации.

Китайская модель .

Реформирование экономики Китая началось с преобразова-ний в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как ос-новных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет.

Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находя-щейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет нало-гов, часть — в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьян-ские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повы-шенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при фор-мировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учи-тывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейше-го развития деревни - по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Реформа в городах началась с 1984 г. после полного перехода деревни на подвор-ный подряд. При выборе модели экономического развития для КНР китайские уче-ные разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались и в Вен-грии, начиная с 1968 г., и в Чехословакии—с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государ-ственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон — государства, пред-приятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макро-уровне, рыночное регулирование — на микроуровне и функционирование различно-го рода рынков, регулируемых государством.

В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалисти-ческое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводи-телями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важней-шие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдви-нул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности пред-приятий государственного сектора путем отделения права собственности от пра-ва хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствова-ния, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Предложено активно развивать пря-мые хозяйственные связи между предприятиями. Большое внимание уделено со-зданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагает-ся осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэконо-мического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 80 млн. рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник но-вый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельству-ют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56 % вы-пуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий — 36 % и на долю частных — 5 %.

Новый механизм предоставил предприятиям возмож-ность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В резуль-тате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили воз-можность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению эко-номики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста про-мышленного производства.

1.1 Классическая модель рыночной экономики

Основы классической модели были заложены еще в ХVШ веке, а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты как А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б.Сэй, Дж.-С.Милль, А.Маршалл, A.Пигу и др.

Основные положения классической модели следующие:

Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный, что в макроэкономике получило название принципа «классической дихотомии». Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что получило название принципа «нейтральности денег». Этот принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительные. На всех реальных рынках совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца ХVШ и всего ХIХ века. Поэтому все экономические агенты являются «price takers». Поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция, то все цены (т.е. номинальные показатели) гибкие (flexible). Это относится и к цене труда - номинальной ставке заработной платы и к цене заемных средств - номинальной ставке процента и к цене товаров. Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры (т.е. изменениям соотношения спроса и предложения) и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков, причем на уровне полной занятости ресурсов. Так как цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, действует выведенный A.Смитом принцип «невидимой руки» («invisible hand»), принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков («market-clearing»). Поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом, то никакая внешняя сила, внешний агент (включая государство) не должны вмешиваться в процесс регулирования экономики, а тем более в функционирование самой экономики. Основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов, т.е. наиболее эффективного и рационального их использования. (Как известно из микроэкономики, наиболее эффективное использование ресурсов из всех рыночных структур соответствует именно системе совершенной конкуренции). Поэтому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном уровне (уровне потенциального или естественного выпуска (natural output), т.е. выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов). Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. проблему совокупного предложения. Поэтому классическая модель - это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (модель «supply-side»). Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. В экономике действует так называемый закон Сэя, предложенный известным французским экономистом начала ХIХ века Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый человек одновременно является и продавцом, и покупателем; и его расходы всегда равны доходам. Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно. Технологический прогресс и расширение производственных возможностей - процесс длительный, долгосрочный. Все цены в экономике адаптируются к изменению соотношения между спросом и предложением также не немедленно. Поэтому классическая модель - это модель, описывающая долгосрочный период (модель «long-run»). Абсолютная гибкость цен и взаимное уравновешивание рынков наблюдается только в долгосрочном периоде.

Основой для стабилизации цен, с точки зрения классиков, является контроль над предложением денег в стране. Даже если совокупный спрос понизится, эластичность цен и заработной платы автоматически поддержит функционирование экономики на уровне ее потенциального объема производства и естественного уровня безработицы.

Классическая модель рыночной экономики характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства, неограниченная свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);

5) осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

6) ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования;

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок -- это механизм заведомо бездефицитного рынка.

Он обеспечивает:

Эффективное распределение в обществе ресурсов;

Гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

Свободу выбора и действий рыночных субъектов;

Максимальное использование достижений НТР;

Способность к удовлетворению разнообразных потребностей;

Повышение качества товаров и услуг.

Изучение зависимости прибыли гостиницы "Планета" от экономических показателей предприятия

Строится классическая регрессионная модель, которая описывается выражением (10) где Х7 -- прибыль предприятия, x1 - объем номерного фонда, х2 - загрузка гостиницы, х3 - выручка, х4 - количество сотрудников, х5 - затраты на строительство и ремонт...

Инструменты денежной политики

В рыночной экономике все произведенные товары (совокупное предложение) должны быть проданы, а все доходы, предназначенные для покупок (совокупный спрос), должны быть отоварены...

Макроэкономическое равновесие на товарном рынке

В основе классической модели лежит закон французского экономиста Ж.Б. Сэя, согласно которому само производство товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Предложение порождает свой собственный спрос...

Модель рыночной экономики Кейнса

Основные модели рыночной экономики: преимущества, недостатки, перспективы развития

В Республике Беларусь в качестве перспективы была принята модель социально ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан...

Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Излишки и дефицит

Классической точке зрения соответствует вертикальный отрезок. В основе этой модели лежит идея о том, что изменение совокупного предложения порождает точно такой же совокупный спрос (закон Сея). Но тогда возникает вопрос: что произойдет...

Рыночная экономика понятие достаточно широкое, и в каждом отдельно взятом государстве существуют свои национальные особенности. Эти особенности возникают по той причине, что все страны отличаются историей, уровнем экономического развития...

Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

В настоящее время Япония занимает одно из центральных мест в мировой экономике. Однако, вначале 20 в. это государство в основном было аграрным, без какой-либо развитой промышленности...

Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов...

Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, эффективно смягчающей недостатки рынка и капитала...

Система оплаты труда в медико-производственной организации

В настоящее время из-за низкой стимулирующей функции оплаты труда работники здравоохранения далеко не в полной мере реализуют свой физический и интеллектуальный потенциал в процессе трудовой деятельности...

Совокупный спрос и совокупное предложение

Экономисты классической школы исходили из того, что рыночная система в долгосрочном периоде обеспечивает полное использование ресурсов в экономике. Причём...

Эволюция экономических моделей

Франки - это несколько древних германских племен. Франки жили по нижнему течению Рейна. Основными видами деятельности были земледелие, свиноводство, подсобные промыслы (рыболовство, охота, птицеводство, пчеловодство)...

Экономическая теория (макроэкономика)

Вопросы:

Понятия рынка и его развитие.

Конкуренция и её виды.

Структура и инфраструктура рынка.

Провалы рынка и необходимость государственного регулирования.

Рыночные модели.

Первый вопрос.

Под рынком понимается в общем смысле место встречи покупателя и продавца для осуществления акта купли-продажи.

По сути, рынок не ограничивается только географией, то есть месторасположением, то есть рынок больше процесс, совокупность отношений, формирующихся под воздействием спроса и предложения.

Формирование рынка проходило в три стадии :

1. Производство

2. Возникновение экономики.

3. Возникновение рыночных отношений.

Первый этап связан с существованием натурального хозяйства, то есть, когда продукты производились только для собственного потребления. В данном случае речь идёт о замкнутой системе хозяйствования.

Второй этап . В дальнейшем отношения вышли за рамки собственного потребления, после чего последовало появление товарного хозяйства, то есть появился обмен продуктами. Окончательному формированию экономической стадии рынка способствовало общественное разделение труда, то есть появилась специализация на производство определённой продукции.

Третий этап . Рыночная экономика возникла с появлением институтов рынка и развитием его инфраструктуры. Например: появление ярмарок, бирж, развитие торговой и посреднических сетей.

Рынок как явление и механизм выполняет следующие функции :

1. Информационная . Заключается в том, что основными сигналами на рынке являются цены, исходя из которых потребители и производители принимают решения о покупке и продаже товаров соответственно.

2. Координация экономических связей . На рынке происходит взаимодействие продавцов и покупателей, исходя из этого происходит прекращение выпуска одних товаров и наращение других.

3. Стимулирующая . На основании сигналов рынка, а именно цен, вкусов и предпочтений потребителей, производитель принимает решение о том, что, как и для кого производить.

4. Санационная . Заключается в том, что в результате жёсткой конкурентной борьбы, на рынке остаются сильнейшие.

Второй вопрос.

В общем смысле под конкуренцией понимается борьба между производителями за покупателя и экономические ресурсы, а также понимается борьба между потребителями за товар, в случае возникновения его дефицита.

В экономической теории под конкуренцией понимается степень влияния производителя на цену товара. Соответственно, чем это влияние выше, тем конкуренция ниже.

Исходя из этого, можно выделить четыре рыночных структуры :

1. Совершенная конкуренция

2. Монополистическая конкуренция

3. Олигополия

4. Монополия

По степени возникновения конкуренции рыночные структуры могут быть расположены следующим образом:

Рисунок 6

Совершенная конкуренция – рынок, где множество продавцов торгуют однородными, абсолютно однотипными товарами, выпуск фирм на данном рынке крайне мал, цена у всех одинакова, исходя из этого, производитель не может оказать влияние на цену товара. Этот вид рынка больше теоретический, нежели практический, - это модель. Модель, позволяющая понять рыночный механизм. Исключения: рынок сельского хозяйства и рынок ценных бумаг).

Монополистическая конкуренция – рынок, где функционируют множество продавцов, продающих дифференцированный товар. Барьеры входа на рынок незначительные. Влияние на цену продавца также незначительно. Используются методы неценовой конкуренции, дабы отличить один товар от другого. Данный тип рынка характерен для большинства товаров народного потребления (шоколад, холодильники и так далее).

Олигополия – рынок, где функционируют несколько продавцов, производящие однородный или дифференцированный товар. Вход на такой рынок затруднён – и применяются для этого в основном условные методы конкуренции, а именно один продавец должен учитывать поведение другого продавца. Цены на таком рынке формируются либо, исходя из цены лидера, либо через понижение цены до минимального уровня для того, чтобы вывести конкурентность рынка, который не может снизить цены до такого уровня (мобильная связь, авиация, судостроение).

Монополия – рынок, где действует один продавец, самостоятельно устанавливающий цену на товар. Вход на такой рынок невозможен. Товар является уникальным, то есть не имеющий заменителей, так как производство такого товара является нецелесообразным либо невыгодным (железная дорога, водоканал, Белтелеком, электростанции, газовая промышленность).

Таблица 1

Третий вопрос.

В настоящее время в экономической теории выделяют четыре основных макроэкономических субъекта:

1. Домашние хозяйства

2. Фирмы (предпринимательский сектор)

3. Государство

4. Заграница

Домашнее хозяйство – все частные хозяйственные ячейки (индивид, семья, группа). Основной целью домашнего хозяйства является максимизация полезности при удовлетворении потребности. Домашнее хозяйство является собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей). Кроме того является основным потребителем товаров и услуг. Может выступать как сберегателем, так и заёмщиком. Является наиболее крупным макроэкономическим агентом.

Фирма – совокупность субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью. Основная цель фирм – максимизация прибыли. Является основным покупателем экономических ресурсов, за что выплачивает домашнему хозяйству факторные доходы. Кроме того является основным производителем товаров и услуг, может выступать кредиторами, когда фирма покупает акции другой фирмы, а может выступать заёмщиком, когда привлекаются средства на инвестиции.

Государство – совокупность учреждений, которые обладают юридическим и политическим правом воздействовать на экономические процессы. Государство является производителем общественных благ. Кроме того является покупателем товаров и услуг для обеспечения государственного сектора. Кроме того занимается перераспределением доходов через налоговую систему. Может являться кредитором и заёмщиком. Кредитором – в случае профицита бюджета (доходы > расходов). Заёмщиком – в случае дефицита бюджета (расходы > доходов). По сути, государство устанавливает правила «игры» в экономику.

Заграница – совокупность всех нерезидентов экономики, имеющих с ней торговые отношения посредством экспорта и импорта.

Кроме макроэкономических агентов выделяют также макроэкономические рынки , а именно:

1. Рынок товаров и услуг

2. Финансовый рынок

3. Рынок ресурсов

4. Валютный рынок

Рынок товаров и услуг – рынок, где взаимодействуют все макроэкономические субъекты.

На финансовом рынке происходит купле-продажа денежных активов, то есть взаимодействие спроса и предложения денег (денежный рынок ) и взаимодействие спроса и предложения ценных бумаг (рынок ценных бумаг ).

На рынке ресурсов происходит покупка и продажа экономических ресурсов, и формирование факторных доходов.

На рынке валют происходит обмен валютами и установление курса валют.

Графически взаимодействие между основными субъектами и рынками можно представить следующим образом:




Рисунок 7

Также существует заграница , которая отдаёт рынку товаров импорт и получает товары и услуги. Финансовый рынок , который отдаёт домашним хозяйствам проценты и получает сбережения, также финансовый рынок отдаёт фирмам кредиты и получает проценты по кредитам.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов учреждений, обеспечивающих работу рынка. К таким институтам относятся биржи, ярмарки, аукционы, торговые дома, торгово-промышленные палаты, холдинги, брокерские дома.

Четвёртый вопрос.

В настоящее время в рыночной экономике существуют ситуации, с которыми рынок справится самостоятельно не в состоянии. Эти явления называются фиаско рынка или провалы рынка . Из таких провалов можно выделить следующие:

1. Наличие внешних эффектов . Влияние производства на общество в целом. Различают отрицательные внешние и положительные внешние эффекты:

a. Отрицательные – загрязнение окружающей среды.

b. Положительные – распространение высшего образования, что позволяет увеличить благосостояние человека, который его не получает вообще.

2. Отсутствие на рынке общественных благ . Производителем общественных благ является государство. С точки зрения рынка производство таких благ невыгодно.

3. Появление монополий на рынке , что снижает конкуренцию, ухудшает качество товара и приводит к дискриминации. Таким образом, государство должно проводить антимонопольную политику, то есть стимулирование конкуренции и установление верхнего предела цен.

4. Асимметрия информации . Дело в том, что сделка является наиболее удачной в том случае, если и продавец, и покупатель обладают одинаковой информацией о товаре. Однако, как правило, продавец о товаре знает больше. Задача государства заключается в распространении информации о товарах (социальные ролики о товарах, требования обозначать состав на этикетках продуктов, требования производства по техническим условиям).

5. Наличие транзакционных издержек . Издержки, связанные с заключением контрактов, то есть затраты на поиск товара, его оплату и так далее. Роль государства заключается в развитии инфраструктуры рынка через развитие банковской системы, пластиковых карточек, электронных переводов, разрешение электронных подписей – всё то, что упрощает торгово-обменные операции.

6. Отсутствие социальной эффективности . Обеспечение социальной эффективности со стороны государства заключается в политике перераспределения доходов, направленных на уменьшение их дифференциации.

7. Необходимость регулирования структуры потребления . Заключается в том, что производство одних благ признаётся приоритетным в той или иной стране, а производство других благ находится под запретом или ограничено.

Определения, которые не давали в лекции:

Субъекты – участники рыночных отношений (домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница).

Объекты – товары и услуги или факторы производства (труд, земля, деньги, ценные бумаги).

Аукцион – публичные торги.

Ярмарка – регулярный периодически организуемый рынок, который функционирует в установленное время и месте.

Биржа – рынок оптовой торговли (товары, валюта, ценные бумаги):

1. Товарные биржи

2. Специализированные биржи

3. Универсальные биржи

4. Фондовые биржи – рынки ценных бумаг (облигаций). Продажа осуществляется по принципу аукциона.

Хеджирование – страхование от потерь из-за возможного резкого изменения цен.

Экономические методы – предполагают формирование общих условий хозяйствования и экономической заинтересованности хозяйственного субъекта в осуществлении определённых действий. Экономические методы делятся:

1. Мера прямого воздействия

2. Мера косвенного воздействия

Мера прямого воздействия – целевое финансирование, система государственных закупок

Мера косвенного воздействия - денежно-кредитная и бюджетно-налоговая.

Производство товаров и услуг – реальный сектор экономики .

Рыночная власть – величина, показывающая степень влияния продавца на весь рынок.

Рыночная модель – модель развития рыночной экономики. Различают несколько моделей рыночной экономики:

1. Либеральная рыночная модель . Данная модель присуща США и обладает следующими признаками:

a. Безусловный приоритет частной собственности

b. Сильная конкуренция

c. Гибкие рынки труда и товаров

d. Незначительное государственное регулирование

e. Относительно низкие налоги

f. Акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальной прибыли

g. Сильная социальная дифференциация

2. Социальная рыночная модель. Данная модель присуща странам Европы и обладает следующими признаками:

a. Поддержка конкурентной среды, препятствующей возникновению монополий

b. Либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования.

c. Проведение политики «открытой экономики»

d. Законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования

e. Свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции

3. Модель скандинавского социализма . Она характерна для стран Северной Европы, прежде всего Швеция, и обладает следующими признаками:

a. Национальная экономика базируется на частной собственности

b. Существенное вмешательство государства в функционирование рынка

c. Довольно низкая социальная дифференциация, обеспеченная высокими налогами и социальными пособиями

d. Очень низкий уровень коррупции

4. Японская рыночная модель :

a. Частная собственность имеет основополагающее значение

b. Роль государства крайне незначительна

c. Заинтересованность государства как в конкуренции экономических субъектов, так и в их кооперации.

d. Присутствует система «работы на всю жизнь », когда работник нанимается на предприятие раз и навсегда

e. Во время экономических спадов (сокращение уровня производства) с предприятий никто не увольняется, но зарплата снижается всем

f. Стремление к долгосрочному стабильному развитию

5. Экономика новых индустриальных стран . Страны, которые ранее входили в состав развивающихся, обладающие значительными темпами роста и развития экономики. Основные признаки:

a. Развитие на основе рыночных принципов

b. Различный уровень вмешательства государства

c. Зависимость от иностранных инвестиций и международной торговли

6. Китайская модель . Следует сказать, что данный вид экономики смешанный, а посему не может быть отнесена к рыночным моделям, полностью основанным на рыночных началах. Для неё характерны следующие черты:

a. Бурный приток иностранных инвестиций

b. Развитие частной собственности и рыночных отношений

c. Государство регулирует большинство экономических процессов

d. Значительная региональная дифференциация

7. Экономика социалистических стран (переходная экономика), для которой характерны:

a. Нерыночный характер экономики

b. Политика «шоковой терапии » (разгосударствление, дерегулирование экономики и приватизация).

c. Политика эволюционных реформ (более длительный путь развития относительно политики «шоковой терапии»).

8. Белорусская экономическая модель , где выделяются следующие характерные черты:

a. Процессы разгосударствления и приватизации.

b. Смешанная система ценообразования, где цены регулируют как государство, так и рыночные принципы

c. Частичная система планирования дальнейших путей развития экономики

d. Постепенная либерализация распределения доходов.

e. Малая дифференциация населения и большая социальная стабильность

Макроэкономика.

Рыночная экономика как система состоит из множества различных рынков. Их обычно принято подразделять по объектам купли- продажи (рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы); типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции); территориальному признаку (региональные, национальные и мировые рынки).

Модели рыночной экономики. Рыночная экономика функционирует в большинстве стран мира, различающихся историей, географическим положением, наличием природных ресурсов, национальными традициями, экономическим развитием и социальной направленностью общества. Все это обусловило наличие общих черт и особенностей национальных рыночных экономик.

К числу общих черт национальных рыночных экономик относят : наличие различных форм собственности; преимущественно рыночный способ ценообразования; свободную конкуренцию; широкое развитие свободного предпринимательства; определенную систему государственного регулирования экономики.

По отличительным качествам можно выделить семь моделей рыночной экономики с учетом творческого применения общих рыночных принципов к национальным особенностям.

  • 1. Американская модель характеризуется незначительной долей государственной собственности; минимальным участием государства в регулировании экономики; особым внимание к развитию предпринимательства; очевидным разделением на богатых и бедных; большим (примерно 100-кратным) разрывом в уровне заработной платы руководителя фирмы и наемных работников; приемлемым уровнем жизни малообеспеченных слоев населения.
  • 2. Японская модель отличается высокой степенью государственного участия в экономике; широкой практикой пожизненного найма работников на фирмах; большим вниманием к социальному стимулированию труда; незначительным (17-кратным) разрывом в уровне заработной платы руководителя фирмы и сотрудников; социальной направленностью экономики.
  • 3. Немецкая модель характеризуется значительным участием государства в регулировании экономики; планированием основных макроэкономических показателей; развитой системой социального партнерства; незначительным (23-кратным) разрывом в уровне заработной платы руководителя фирмы и служащих.
  • 4. Шведскую модель иногда называют «шведским социализмом» из-за ярко выраженной ее социальной направленности на сокращение имущественного неравенства и поддержку малообеспеченных групп населения. Эту модель отличает активность государства в поддержании экономической стабильности в обществе путем перераспределения доходов и установления стабильных цен на ряд товаров и услуг; большая доля государственной формы собственности; бесплатность большей части услуг в государственном секторе экономики; низкий уровень безработицы; высокие налоги.
  • 5.Французская модель считается чем-то средним между немецкой и американской моделями и характеризуется прежде всего регулирующей ролью государства, разрабатывающего пятилетние индикативные планы экономического развития.
  • 6. Южнокорейская модель отличается значительной ролью государства в экономике и планированием экономического развития.
  • 7. Китайская модель уникальна тем, что рынок здесь функционирует при ведущей роли общественной формы собственности.

Анализ экономической жизни в России свидетельствует о том, что для российского хозяйства подойдет любая модель рыночной экономики, кроме американской.

Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является его инфраструктура.

Инфраструктура - совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

Функции инфраструктуры рынка : (1) организационно оформляет рыночные отношения; (2) облегчает субъектам рыночных отношений реализацию их интересов; (3) делает возможным юридический и экономический контроль; (4) осуществляет регулирование активности субъектов рынка со стороны государства.

Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать.

Элементами рыночного механизма, помимо указанных, выступают и другие институты. Это, в частности, биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы; ярмарки, страховые компании и различные фонды, посреднические фирмы, информационные центры, рекламные агентства и т.д.

Многообразие рынков классифицируют по различным критериям:

  • 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товарный признак);
  • 2) по степени ограничения конкуренции (свободный, монополизированный);
  • 3) по географическому положению (региональный; национальный; мировой);
  • 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный и т.д.);
  • 5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

В соответствии с первым критерием выделяют:

  • рынок потребительских благ;
  • рынок факторов производства, здесь покупается-продается земля, труд, капитал;
  • финансовый (денежный) рынок, на нем субъекты рынка занимают и предоставляют в заем деньги, а также продают и покупают ценные бумаги;
  • рынок научно-технической информации (объект купли- продажи - патенты на интеллектуальную собственность).

Все перечисленные выше типы рынков взаимосвязаны между

В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности: рынок потребительских товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок инвестиций, рынок иностранных валют, фондовый рынок, рынок научно-технических разработок, рынок информации и др.

Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой куплю-продажу продуктов конечного пользования (он подразделяется на множество рынков, реализующих продовольственные и непродовольственные товары, рынок жилья и др.), а также различного рода услуг (медицинских, образовательных, транспортных и т.д.).

Рынок средств производства - это рынок товаров, идущих в производственное потребление. Здесь продаются и приобретаются оборудование, здания, сырье, топливо, электроэнергия и т.д.

Рынок труда - это рынок, на котором объектом свободной купли-продажи выступает рабочая сила.

Рынок инвестиций представляет собой рынок, на котором объектом рыночных отношений являются долгосрочные капиталовложения.

На рынке иностранных валют основными игроками являются национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен одних иностранных денежных единиц на другие, а также осуществляются денежные расчеты между государствами.

Предметом купли-продажи на фондовом рынке служат акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги, приносящие доход.

На рынке научно-технических разработок осуществляется купля-продажа инноваций, т.е. новых технологий, изобретений, рационализаторских предложений.

Наконец, на рынке информации предметами купли-продажи выступают книги, газеты, различного вида реклама, а также иные предметы, несущие необходимую информацию.

С точки зрения соответствия действующему законодательству экономисты различают легальный (законный) и нелегальный (теневой, «черный») рынки. Последний является составной частью так называемой теневой экономики, которая представляет собой подпольное производство, связанное с нарушением каких-либо требований (технологических, экологических и т.п.) или нацеленное на уклонение от уплаты налогов.

По пространственному признаку выделяются местный, национальный, региональный, мировой виды рынков.

По уровню насыщенности товарами различают рынок равновесный, дефицитный и избыточный.

По механизму функционирования рынок бывает свободным, монополизированным, государственно-регулируемым и деформированным.

По характеру продаж рынок бывает оптовый и розничный.

Наконец, по степени зрелости различают неразвитый развитый и формирующийся рынки, а по степени ограничения конкуренции - рынок чистой конкуренции, монополистический, олигополистический.

Современная рыночная структура не является чем-то застывшим, она постоянно усложняется. В настоящее время идет активное складывание рынка телекоммуникаций, а также информационного и компьютерного рынков.

Рыночная экономика развивается не равномерно, а циклично.

Экономический цикл - это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности.

В цикле выделяют следующие фазы.

  • Экономический подъем (пик)- характеризуется почти полной занятостью активного населения, постоянным расширением производства всех товаров и услуг, ростом доходов, расширением совокупного спроса.
  • Экономическое сжатие (рецессия) - сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.
  • Экономический спад (кризис) - экономика, достигнув дна, «топчется» на месте.
  • Оживление- постепенный рост производства, промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Основными фазами экономического цикла являются подъем и спад, в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики; реальный ВНП отклоняется от номинального.

Наиболее важным показателем развития экономики является экономический рост.

Экономический рост - это увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени.

Между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие» есть различие: понятие «экономический рост» отражает только положительную динамику развития национальной экономики в краткосрочном и среднесрочном периодах, а понятие «экономическое развитие» - процесс прохождения экономикой не только фаз роста, но и фаз спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объемов производства. Экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития и означает рост прибавочного продукта в стране.

Достижение экономического роста возможно двумя путями: экстенсивный путь - увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще неиспользованные ресурсы); интенсивный путь - увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Современное рыночное хозяйство направлено на новое качество экономического роста, что означает преобладание преимущественно интенсивного пути развития; вещественное наполнение национального продукта за счет освоения и развития новых отраслей, основанных на научно- техническом прогрессе, например, развитие информационного пространства. Факторы интенсивного роста экономики:

  • научно-технический прогресс (НТП);
  • экономия на масштабе (укрупнение производства повышает его эффективность);
  • повышение квалификации работников;
  • рациональное распределение ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные).

Вопросы для повторения:

  • 1. Какие модели рыночной экономики вы знаете?
  • 2. Что представляет собой инфраструктура рынка, какие функции она выполняет?
  • 3. Какие виды рынков вам известны?
  • 4. Назовите достоинства и недостатки рынка.

Рыночная экономика - это экономика, в которой решения, касающиеся инвестиций, производства и распределения основаны на спросе и предложении, а цены на товары и услуги определяются в свободной системой цен. Основной определяющей характеристикой рыночной экономики является то, что решения по инвестициям и распределению средств производства в основном осуществляются через рынки. Это контрастирует с плановой экономикой, где инвестиции и производственные решения воплощаются в плане производства.

Рыночная экономика может варьироваться от вариантов гипотетического невмешательства и свободного рынка до вариантов регулируемых рынков и интервентов. На самом деле та или иная модель рыночной экономики не существует в чистом виде, поскольку общество и правительство регулируют экономику в разной степени. Большинство существующих рыночных экономик включают в себя некоторые элементы экономического планирования или государственного вмешательства, и, таким образом, классифицируются как смешанные экономики. Термин экономика свободного рынка иногда используется как синоним рыночной экономикой, но это может также относиться к модели невмешательства или анархии свободного рынка.

Рыночная экономика логически не предполагает существование частной собственности на средства производства; рыночная экономика может состоять из различных видов кооперативов, коллективов или автономных государственных учреждений, которые приобретают и обмениваются капитальными товарами друг с другом в системе свободных цен. Существует множество вариантов рыночного социализма, некоторые из которых включают работающие по системе самоуправления предприятия (находящиеся в собственности сотрудников); а также модели, которые включают общественную собственность на средства производства, где средства производства выделяются через рынки.

Термин рыночная экономика используемый сам по себе может несколько вводить в заблуждение. Например, США представляют собой смешанную экономику (значительная доля регулируемых рынков, субсидирование сельского хозяйства, большие объемы финансирования правительством научных исследований и разработок, государственная поддержка медицины), но в то же время она базируется на условиях рыночной экономики. Существуют различные перспективы относительно того, насколько сильной должна быть роль правительство как в отношении рыночной экономики, так и в решении проблем неравенства, которые приносит рынок.

Капитализм

Капитализм в целом относится к экономической системе, где средства производства находятся в основном или полностью в частной собственности и управляются с прибылью, и строится на процессе накопления капитала. В целом, инвестиции, распределение, доходы и цены определяются рынками.

Существуют различные вариации капитализма с различными отношениями к рынкам. В случае капитализма невмешательства и свободного рынка рынки используются наиболее широко с минимальным или вообще без государственного вмешательства и регулирования над ценами и поставкой товаров и услуг. В интервенционистском капитализме, капитализме благосостояния и смешанной экономике рынки продолжают играть доминирующую роль, однако регулируются в некоторой степени правительством для того, чтобы исправить провалы рынка или содействовать росту социального благосостояния. В государственно-капиталистических системах, рынки регулируются государством в значительной степени, полагаются на любое косвенное экономическое планирование и / или используют государственные предприятия для накапливания капитала.

Капитализм был доминирующим в западном мире с конца феодализма, однако большинство экономистов уверены, что современную экономику более точно описывает термин «смешанная экономика», в связи с тем, что в ней присутствуют как частные, так и принадлежащие государству предприятия. При капитализме цены определяют масштабы спроса и предложения. Например, повышенный спрос на определенные товары и услуги приводит к росту цен, а снижение спроса на определенные товары приводит к снижению цен.

Англо-саксонская модель рыночной экономики

Англо-саксонский капитализм относится к форме капитализма преобладающего в англоязычных странах и характерен для экономики США. Он контрастирует с европейскими моделями капитализма, такими как континентальная социальная рыночная модель и скандинавская модель.

Англо-саксонская капитализм относится к макроэкономическому политическому режиму и структуре рынка капитала, общей для всех англоязычных стран. Его основными характеристиками являются низкие ставки налогообложения, более открытые финансовые рынки, низкая защита на рынке труда, а также менее социально ответственное государство, сторонящееся схем коллективных переговоров (профсоюзов), которые присутствуют в континентальных и северных европейских моделях капитализма.

Восточно-азиатская модель рыночной экономики

Восточно-азиатская модель капитализма основывается на сильной роли государственных инвестиций, а в некоторых случаях, государственных предприятиях. Государство принимает активное участие в содействии экономическому развитию с помощью субсидий, содействия «национальным чемпионам» и ориентированной на экспорт модели экономического роста.

Невмешательство

Невмешательство является синонимом того, что называли экономикой строго капиталистического свободного рынка в начале и середине 19-го века, для достижения которого идеально подходит классический либерализм (правый либерализм). Как правило, понимается, что необходимые компоненты для функционирования идеализированной системы свободного рынка включают в себя полное отсутствие государственного регулирования, субсидий, искусственного ценового давления, предоставленных государством монополий (защитниками свободного рынка обычно классифицируются как принудительные монополии) и никаких налогов или тарифов кроме тех, которые необходимы правительству для обеспечения защиты от преступлений, поддержания мира и имущественных прав, а также предоставления основных общественных благ.

Право-либеральные сторонники анархо-капитализма считают государство морально нелегитимным и экономически ненужным и разрушительным.

Социальная рыночная экономика

Эта модель была реализована Альфредом Мюллером-Армаком и Людвигом Эрхардом после Второй мировой войны в Западной Германии. Социальная рыночная экономическая модель основана на идее реализации выгод от свободной рыночной экономики, особенно экономической эффективности и высоких объемов поставок товаров, при избегании недостатков, таких как провалы рынка, разрушительная конкуренция, концентрация экономической мощи и анти-социальные последствия рыночных процессов. Целью социальной рыночной экономики является реализация наивысшего расцвета в сочетании с наилучшим социальным обеспечением.

Одним из отличий от свободной рыночной экономики является то, что государство не является пассивным, а принимает активные регулирующие меры. Цели социальной политики включают трудоустройство, жилье и политику в области образования, а также социально-политически мотивированную балансировку распределения роста доходов. Характеристиками социальной рыночной экономики являются сильная политика в области конкуренции и сдерживающая монетарная политика. Философской основой построения такой модели стали неолиберализм или ордолиберализм.

Рыночный социализм

Рынок социализм относится к различным типам экономических систем, где средства производства и доминирующие экономические институты либо находятся в государственной собственности, либо совместно принадлежат частным и государственным структурам, но работают в соответствии с правилами спроса и предложения. Этот тип рыночной экономики имеет свои корни в классической экономике в работах Адама Смита, Рикардо и других социалистов и философов.

Отличительной чертой между нерыночным социализмом и рыночным социализмом является существование рынка для факторов производства и критериев рентабельности для предприятий. Прибыль, полученная от государственных предприятий, по-разному можно использовать для реинвестирования в дальнейшее производство, напрямую финансировать государственные и социальные услуги, или распространять среди широкой общественности через социальные дивиденды или базовую систему доходов.

Модели государственной собственности

В моделях рыночного социализма Оскара Ланге и Абба Лернера, теорема Ланге утверждает, что государственный орган (называется Центральный совет по планированию) может устанавливать цены на основе подхода, методом проб и ошибок, пока они не будут равняться предельным издержкам производства так, чтобы достичь совершенной конкуренции и оптимальности по Парето. В этой модели социализма, фирмы находятся в государственной собственности и управляются их сотрудниками, а прибыль распределяется среди населения в виде социальных дивидендов.

Более современная модель рыночного социализма, предложенная американским экономистом Джоном Ремером, именуется экономической демократией. В этой модели, социализация достигается за счет общественной собственности на капитал в условиях рыночной экономики. В модели предполагается, что бюро общественной собственности будет владеть контрольными пакетами акций публичных компания, а полученная прибыль использоваться для государственного финансирования и обеспечения основного дохода.

Кооперативный социализм

Либертарианские социалисты и левые анархисты часто предлагают форму рыночного социализма, в которых предприятия принадлежат и управляются совместно их сотрудниками, так что из прибыли напрямую оплачивается труд сотрудников-собственников. Эти совместные предприятия будут конкурировать друг с другом так же, частные компании конкурируют на капиталистическом рынке. Примером такой экономической модели будет мутуализм.

Самостоятельно управляемый рыночный социализм был внедрен в Югославии экономистами Бранко Хорватом и Ярославом Ванеком. В самоуправляемой модели социализма, фирмы непосредственно принадлежат их сотрудникам и правление избирается из сотрудников. Эти кооперативные фирмы конкурируют друг с другом на рынке, как в плане капитальных товаров, так и продаж товаров народного потребления.

Социалистическая рыночная экономика

После реформ 1978 года, Народная Республика Китай объявила о построении «социалистической рыночной экономики», в которой большая часть экономики находится в государственной собственности, но государственные предприятия реорганизованы в акционерные общества, а различные государственные учреждения владеют контрольными пакетами акций через систему акционеров. Цены устанавливаются в значительной степени с помощью системы свободных цен, а государственные предприятия не подвергаются пристальной опеке на микроуровне со стороны правительственного агентства по планированию. Подобная система «социалистически ориентированной рыночной экономикой» была реализован в Вьетнаме в результате реформ в 1986 году.

Тем не менее, эта система обычно характеризуется как государственный капитализм, а не рыночный социализм, потому что в ней нет значимой роли самоуправления сотрудниками в фирмах, а государственные предприятия сохраняют свою прибыль вместо распространения ее среди сотрудников или передачи правительству, и во многом функционируют де-факто как частные предприятия. Из прибыли финансируются блага всего населения в целом, но она не достается своим сотрудникам.