Правила изготовления четок. Что такое православные четки

Если у Вас появилось желание купить четки , то нелишним будет подробнее узнать о том, какой смысл кроется в этих бусинах, чтобы Ваш персональный талисман был подобран соответствующим образом.

Замыкаемая в круг нить с узелками, служащая для нанизывания бусин, получила название четки (розарий), причем для их изготовления мог использоваться самый разнообразный материал: камень, древесина, кость. Есть сведения, что ритуальные четки впервые были сделаны в Индии, и упоминание об этом датировано II тыс. годом до н.э.


Смысл четок: для чего они нужны?

Молитва . Количество узлов или бусин служит ориентиром для правильного числа выполнения ритуальных действий или прочтения молитв (мантр). Если Вы используете замкнутый розарий, то совершенно не имеет значения религиозная принадлежность, ибо каждая из существующих религий - христианская, буддизм, мусульманство и др., используют четки (кольцо розарий) как символ единения духа и тела, возвышения и духовного просветления. Даже внешне эти изделия практически неотличимы друг от друга, хотя христианские четки - четки с крестом, отсутствующим на аналогах в других религиях.

Концентрация . Те многие, кто не знает, зачем нужны четки, удивляются, когда слышат, что их перебирание дает возможность лучше концентрироваться, сохранять внимание, подавлять сонное состояние. Поэтому, если Вас ждет монотонная работа или учебный процесс, ритмичное перебирание бусин четок пальцами - то, что нужно для увеличения Вашей продуктивности и внимания.

Амулет - еще один вариант, как пользоваться четками, ибо одна из наиболее популярных с ними ассоциаций - цикличность и бесконечность. Многие полагают, что четки обеспечивают мощную защиту от негативного воздействия, позволяя добру и радости «проникнуть» в жизнь своего владельца.

Здоровье . Различные лечебные практики показали, что использование для четок различных материалов, может наделить их силой в излечении тех или иных недугов. Например, деревянные четки купить рекомендуется для улучшения мелкой моторики пальцев, что предотвращает или помогает в лечении болезней суставов. Не меньше пользы дают четки из натуральных камней, так как каждый самоцвет обладает определенным набором положительно влияющих на человеческий организм качеств.

Как носить четки - применение?

Если Вы хотите носить браслет, четки следует обматывать вокруг запястья в два оборота, хотя нередко встречается вариант их ношения вместо бус, на шее. Не считается дурным тоном носить их и просто в кармане или в качестве декоративного элемента в автомобиле или любой части дома. Не стоит забывать и о нежелательном их контакте с другими людьми, чтобы амулет не утратил своей силы. Четки подходят как для мужчин, так и для женщин

Родоначальницей современных четок принято считать Индию. Еще в древние времена, не умеющие считать верующие, помогали себе разными способами: перекладывали орехи или камушки с одной кучки в другую, вязали узелки на веревках и кожаных ремнях, нанизывали ракушки, семена, косточки или брусочки на шнурки.

Это удобное приспособление получило широкое распространение практически на все религиозные течения, не исключением стало и православие.

Для чего нужны четки православным христианам

Основная функция четок – подсчет определенного количества молитв, которые произносит христианин. Возносить молитву нужно искренне, с чистым сердцем, не отвлекаясь на посторонние шумы и действия. Четки прекрасно помогают сосредоточиться именно на священных словах, не отвлекаясь на подсчет уже произнесенных молитв.

Еще одна функция – напоминание, что верующий должен постоянно творить молитвенный щит, очищая свою душу и прося милости и прощения у Бога. Многие христиане забывают молиться в течение дня, произнося молитву только утром или вечером. Если носить четки с собой на запястье руки, они будут напоминать о вознесении молитвы днем.

Зачем еще могут пригодиться

Четки помогают расслабиться и успокоиться, сосредотачиваясь только на молитву, очищая ум от мирских мыслей и забот. Перебирая гладкие бусины подушечками пальцев можно снять головную боль, избавиться от гнева и агрессии, научиться терпению и покаянию.

Четки в православной религии – виды

Православная церковь дает разрешение на использование четок, которые мы привыкли видеть чаще всего. Они представляют собой нить с бусинами, концы которой сомкнуты в круг. На месте соединения двух концов нити – крест, увенчанный кисточкой. В древности использовали разные виды четок, в том числе «лестовки», по которым молились старообрядцы. Такие четки вязались из веревки, вместо бусин завязывали петли, в которые вставлялись скрученные листки с написанными молитвами. Верующие видели в таких четках «лестницу в небо». В наше время такой аксессуар причислен к устаревшему, и не применяется в обращении православными.

Четки для православных христиан делают из разных природных материалов, христиане не стремятся к роскоши, поэтому чаще всего для их изготовления используют дерево. Цвет и размер бусин не имеет значения, главное, чтобы четки удобно сидели в руке и были соблюдены правила по количеству зерен.

Христианские четки имеют число бусин, кратное 10, либо , подобно числу земных лет Иисуса. Для мирян обычно изготавливают четки из 10, 30, или , для тех, кто посвятил себя служению Господу, число зерен может насчитывать до 1000 единиц. Четки носят на запястье руки, на шее, или в специальном тканевом мешочке.

Каждый десяток бусин разделен между собой маленьким крестиком, либо бусинкой другого размера. Место сцепления нити в круг увенчано большим крестом с кисточкой. Постоянно пользуясь четками, они впитывают настроение и энергетику своего владельца, поэтому этот аксессуар считается личным. Исключение составляет ритуал передачи или дарения четок от учителя к ученику, а также от отца к сыну.

Четки в православии – как правильно пользоваться

Важно, чтобы четки удобно лежали в руке и не были слишком тяжелыми. Только полное созвучие этого аксессуара с владельцем позволит возносящему молитву полностью расслабиться и отрешиться от внешнего мира.

По четкам можно читать любые молитвы, главное, чтобы они исходили от сердца и были искренними. Для ежедневных обращений к Богу рекомендуется читать молитву Иисусу: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного». Прочитав 10 раз, пальцы почувствуют перемычку, на которой можно прочесть молитву Богородице: «Пресвятая Богородица, моли Бога за нас».

Если какая-то ситуация требует особого внимания, то эти молитвы можно заменить на подходящие случаю: за болящих, за ребенка, за здравие, за упокой. Нося при себе четки, при каждом удобном случае перебирайте зерна, вознося молитву. Со временем, слова будут литься сами, без каких-либо усилий, а состояние молящегося будет схоже с легким трансом.

Монахи и православные служители относятся к своим четкам, как к сильному оберегу от злых духов и нечисти, поэтому этот аксессуар они не выпускают из своих рук, ассоциируя его со святым щитом.

Четки - это неотъемлемый атрибут множества религиозных традиций. Как минимум, различают буддийские, индуистские, мусульманские четки. В одном ряду с ними стоят и христианские. Последние, в свою очередь, подразделяются на несколько типов, в соответствии с конфессиональными особенностями и схемой устройства. В данной статье мы рассмотрим именно православные четки как предмет, наиболее широко распространенный в границах русскоязычного мира.

Предназначение четок

Первое, о чем следует сказать, так это о том, что общей практикой всякой религии является молитва. Некоторые тексты при этом принято произносить много раз подряд, что требует определенной системы подсчета. Именно эту роль и выполняют специальные бусы, называемые четками: перебирая их в руках, достаточно легко отслеживать число произнесенных молитвословий. По сути, это единственное собственно религиозное предназначение этого предмета. И православные четки - не исключение.

Иногда, правда, некоторые их виды используются в качестве религиозного украшения. Например, часто это происходит в католических приходах, где четки вешают на статуи святых, особенно Девы Марии. Кроме того, помимо основной своей функции, специальные бусы для молитвы являются одним из атрибутов монашеского облачения.

Православные четки: классификация

Что касается четок, присущих сугубо восточной христианской традиции, то на данный момент их существует два вида. Первый можно назвать исконно православным, так как он наиболее древний. Такой тип четок называется лестовками. Однако в настоящее время они сохраняются преимущественно старообрядцами, тогда как в официальном православии играют роль устаревшего пережитка.

Второй тип имеет более привычный вид, похожий на бусины, нанизанные на нить в определенной последовательности. Это наиболее популярные православные четки, которыми пользуются не только верующие, но и мирские люди, например, в качестве подвески на зеркало своего автомобиля. Есть даже марка вина, к этикетке которой такие бусы крепят в качестве элемента дизайна.

Лестовки

Лестовки - это, как уже было сказано, наиболее древние православные четки, используемые в русской православной традиции. Происходят они от так называемой вервицы - веревки с узелками, распространенной в Византии и исполняющей ту же роль счисления молитв.

Слово «лестовка» означает «лестница» - подразумевается лестница в небо, к Богу. Это не случайно. Четки православные в виде лестовки действительно похожи на лестницу, так как имеют вид не бус, а кожаного ремня, по всей длине которого сделаны своего рода ступени - широкие петли, называемые бобочками. В основе расположения последних лежит довольно сложная система. Концы лестовок сшиваются особым образом скрепленными треугольниками, называемыми лапостками. А внутри бобочков находится плотный бумажный валик. Согласно правилам, на этих бумажках писались слова молитв, но сейчас эта традиция редко поддерживается.

Данный тип четок также разделяется на несколько видов. Так, различают мужские, женские и детские лестовки. Также существуют повседневные, похоронные, брачные и праздничные варианты.

Как уже было сказано, лестовки - это утратившие на сегодняшний день свое значение православные четки. Фото их расположено ниже.

Структура лестовок

Устройство лестовок с ходу запомнить довольно сложно. Усугубляется это тем обстоятельством, что их существует несколько типов. Классический вариант представляет собой круг из ста девяти бобочков. Начинается он с четырех лапостков, сшитых в «елочку». Они символизируют Троицу, а их количество - число евангелистов. Далее по ленте лестовки следует три бобочка, а после них - пустой участок. Следом за ним идут еще двенадцать маленьких ступеней, за которыми следует одна большая. Далее - еще тридцать восемь малых бобочков и снова один большой. За ними следует еще один цикл из тридцати трех ступеней малых элементов плюс один крупный. Потом идут семнадцать бобочков малых, опять пустой участок и в заключение снова три бобочка.

Как пользоваться лестовками

Итак, лестовки - четки православные. Как пользоваться ими - практически никто не знает. Хотя на самом деле это достаточно просто, если хорошо усвоена их структура, которая приспособлена под нужды старообрядческого богослужения. С их помощью определяют, когда, сколько и каких класть поклонов, какие молитвы произносить и прочее. К тому же под последовательность ступеней лестовки подогнано достаточно много частных молитвенных правил, состоящих в основном из кратких повторяющихся обращений к Иисусу Христу, Богоматери, ангелам и святым.

Современные четки

Четки, которые имеют распространение в современном православии, представляемым в России главным образом Московской Патриархией, по сравнению с лестовками, более просты и лаконичны. Происхождение их, однако, западное, то есть католическое, и связано, согласно легенде, с именем святого Доминика. Последний, если верить преданиям, был удостоен видения Богоматери, которая вручила ему четки и повелела читать по ним молитвы ради торжества католичества над еретиками.

Исторические же свидетельства говорят о том, что розарий - а именно так называются эти четки - произошел от традиции ежедневного чтения ста пятидесяти псалмов, которые неграмотные крестьяне заменяли молитвами «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Эту практику также стали называть розарием. К 14 веку четки обрели современное деление на десятки и в таком виде распространились в России в 19 веке. Связано это событие с именем преподобного Серафима Саровского. Дело в том, что он, будучи большим почитателем Девы Марии, ввел в подопечных ему общинах практику чтения розария в оправославненном его виде, которая получила название богородичного правила. Схема чтения осталась прежней, только слова латинских молитв были заменены церковнославянскими эквивалентами.

Первоначально от этого нововведения произошел новый тип лестовки, названной богородичной и приспособленной под чтение богородичного правила. Однако уже очень скоро их вытеснили традиционные западные бусы с подвеской в виде креста, известные сегодня как православные четки.

Структура розария

Поскольку данный тип четок предназначен в основном для чтения богородичного правила, являющегося калькой с католического розария, то и структура их аналогична западному прототипу. Представляют они собой связку, состоящую из пятидесяти маленьких бусин, разделяемых через каждый десяток одной большой. Таковы классические православные четки. Количество бусин при этом может быть и другим, например, сто или сто пятьдесят. К месту связки концов нити крепится небольшой крестик, который по русской традиции часто довершается кисточкой.

Существует еще один вариант, отличающийся не структурой, а методом изготовления. Атрибут плетут из одной нити, где роль бусин играют узелки. Таким образом, они больше походят на вервицу - византийские средневековые четки. Православные своими руками часто плетут такие, а потом дарят друг другу. Особенно это касается монахов.

Как пользоваться четками

Мы выяснили, что в настоящее время розарий в полной мере можно назвать не иначе, как четки православные. Как пользоваться ими в русской традиции, рассказывает устав богородичного правила. Согласно ему, на кресте читаются обычные вводные молитвы - «Царю Небесный» и пр., затем следует «Символ Веры». Далее на десяти маленьких бусинах произносится «Богородице, Дево», а на большой - «Отче наш». Так следует прочесть весь круг четок. Полным при этом считается цикл из ста пятидесяти молитв Богородице, именно поэтому четки православные могут иметь разное количество десятков - от одного до пятнадцати, и даже больше.

(27 голосов : 4.2 из 5 )

иеромонах Серафим (Параманов)

О чётках

В духовной практике Православной Церкви, как отмечает современный автор (иеромонах Лонгин), нет строгого правила, как молиться на чётках. Основная молитва, которой молятся на чётках, – Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более короткие формы, самая короткая из которых – «Господи, помилуй мя». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы, для как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае чётки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума. Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на чётках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.

«Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова…: «приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго» . Здесь используется изречение из Священного Писания, слова апостола Павла (см. ), придающие чёткам некое символическое значение: в данном случае они называются «мечом духовным». И это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол Павел и относил эти слова не к чёткам, не к молитве Иисусовой, а к силе христианской проповеди, которая и является «духовным мечом». Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Противоречия здесь никакого нет: действительно, чётки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом – молитвой Иисусовой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной участи, но и в момент духовной брани, восстания на нас демонов поражаем их ею как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врагов и сами наносим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вручаемые новопостриженному, символически названы духовным мечом.

Опираясь на это уже существующее в церковном обряде сравнение, мы можем дерзнуть отыскать и другие слова, изречения, повествования Священного Писания, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение – чётки.

Прежде всего, чётки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели – это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски – бич от вервий (), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Вы знаете, что иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в наших храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, чётки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, и ассоциация эта, мне кажется, имеет довольно серьезное обоснование, потому что, молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» – всевозможную нечистоту – «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, – это храм Божий (см. ).

Чётки также напоминают нам о притче Спасителя о сеятеле (). Растению, выросшему на каменистой почве, не имевшему корня и увядшему от солнечного жара, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием, можно уподобить неправильную, неразумную молитву, от которой человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная молитва (Иисусова) можно сравнить со стократным плодоношением. И действительно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содержится намек на то, что если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, которое приложим.

Все эти сравнения, связанные с внешним видом чёток, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство чёток – их узлов, которые между собой соединены, – с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть – распятие. Поэтому, занимаясь молитвой Иисусовой, мы должны с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, по крайней мере стараясь подражать Его смирению, проявленному в те страшные страстные дни. И поскольку чётки увенчиваются изображением креста, то, скорее всего, это сравнение не напрасно и не искусственно, оно помогает понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, изобретенном святыми отцами. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (). Конечно, под язвами Господа Иисуса имеется в виду крест, который апостол Павел, как и всякий христианин, носил на себе. И на чётках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Это первое и самое важнейшее дело, а прочее, труды да никтоже ми дает, потому что все остальное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, второстепенно. Таким образом, и само устройство чёток в виде связанных узлов, напоминающих нам об узах Христа, и крест, венчающий чётки, должны напоминать нам о Христовом смирении, с которым мы должны совершать это великое делание ума, делание Иисусовой молитвы.

Наконец, крест оканчивается кистью – так называемым «воскрилием», четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. …Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. ). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно – к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.

Может показаться, что все это лишь внешние, искусственно привлеченные образы, в действительности не имеющие отношения к такому простому устройству – чёткам, но, даже если исторически это появилось в результате стечения каких-то внешних обстоятельств, ничего случайного в Церкви быть не может. И потому рассуждение о том, что прикосновение к кисти, которая имеется на чётках, символизирует как бы невидимое прикосновение ума к краю ризы Христовой, к благодати Божией, – также не является натянутым и искусственным. Мы видим, что чётки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае – с вечностью. Апостол Павел говорит:Видимое временно, а невидимое вечно (). И чётки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Еще раз перечислю: во-первых, чётки – это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

Отношение к чёткам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов» .

Как писал один из опытных делателей Иисусовой молитвы монах Борис в начале XX вв.: «Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, приносимые бесами? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою. Брат! Произноси слова ея по чёткам неспешно, с умилением: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

По чёткам обозначается сто десять узлов (имеется в виду сотница с десятью разделительными узлами). Отдели десять крупных узлов из ста на творение молитвы Божией Матери. Молись Ей так: «Пресвятая Богородице, спаси всех нас и меня грешнаго». И Она тебе будет всегда Помощницей во всем.

Брат мой! Бесы трепещут от внимательной устной молитвы, и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с творящими устную внимательную молитву, как удостоились это зреть некоторые святые угодники Божии: прп. , Симеон Дивногорец и прочие.

Во всю свою жизнь упражнялись устного и гласного молитвою святые отцы и получали дарования Духа Святаго. Причина преуспеяния их та, что с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Такими они были разгоревшимися в любви к Богу.

Брат! Будем с Божией помощью и молитвами Пресвятой нашей Богородицы внимательны в устных и гласных молитвах, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Брат мой о Христе, не сделаем наших трудов и жизни в монастыре безплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием» .

Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев XIX века: «Главное – надо стать умом в сердце пред Господом, – пишет епископ (1815-1894), – и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни». Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося и даже – не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом, – и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании, – что мы в Боге и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же .

«Молитва с призыванием имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому христианину, с другой – вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более – сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. «Не сделав первого шага – не пойдешь, и не нырнув в воду – не поплывешь. То же и с призыванием имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом. Произноси имя неспешно, тихо и спокойно».

Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Но единообразия здесь нет: иногда «помилуй мя» заменяют на «помилуй нас» или сокращают молитву до: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или даже до «Господи, Иисусе»; наконец – крайне редко – до «Иисусе». Некоторые, напротив, прибавляют «мя грешнаго», усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят «…Сыне Бога Живаго…». Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя «Иисус», составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только – не слишком часто. «Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных»,- предостерегает св. .

Для молитвы «по правилу», как и для «свободной», нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и – лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку.

Темнота однако действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон – преклонив колени и коснувшись лбом пола. Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более – пышным, хорошо, если оно без ручек. В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками- по чёткам или как-то еще – отнюдь не поощряется. В «Откровенных рассказах странника» старец строго наказывал, сколько раз в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом – 6 тысяч и наконец – 12 тысяч, не больше и не меньше. Это – совершенно необычное внимание к количеству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника: старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний исполнить все, что он ему наказывает. Нам же больше годится совет епископа Феофана: «Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по чёткам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв»».

Призывая имя, не нужно намеренно воображать Спасителя. Иисусову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в темноте или с закрытыми глазами. «Память о добрых и худых вещах обыкновенно печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание, – пишет св. . – Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем (phantasies ), а не безмолвником (hesychastes )» . «А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, – пишет преподобный († 1508), – не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений». «В действии Иисусовой молитвы не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, – пишет епископ Феофан. – Существо умной молитвы – в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть не отходящее от сознания убеждение, что Бог как везде есть, так и в вас есть, и видит все, даже внутреннее, видит даже более, чем мы сами. Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а все должно состоять в одном простом убеждении или чувстве». Только так призывая имя, – не представляя Спасителя, а просто ощущая Его присутствие, -: мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает воедино и дарует целостность» .

Можно отметить, что ритмизированная речь, которая является неотъемлемым атрибутом Иисусовой молитвы, по мнению светских исследователей, – имеет лечебное воздействие. Как утверждают итальянские ученые, она благотворно влияет на сердце.

Специалисты исследовали относительную скорость дыхания 23 человек во время молитвы с чётками. Особенностью и тех, и других было то, что текст их, по традиции, должен повторяться раз пятьдесят. А можно и три раза по столько. Для сравнения были измерены ритмы дыхания во время обыкновенного разговора и во время выполнения упражнений по регуляции дыхания.

Обычная частота вдохов человека составляет около 14 единиц в минуту, и она может уменьшаться до 8 у тренированных людей. Во время чтения христианских молитв частота дыхания может уменьшаться до 6 вздохов в минуту. Их воздействие на организм похоже: они помогают синхронизировать сердечные ритмы. И это, как отмечают кардиологи, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность человека .

«Иисусова молитва удивительно гибка. Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной жизни. Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди, прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других видах молитвы. Однако, разумеется, одно дело – когда любой христианин произносит Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты, и другое дело – произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные с нею физические упражнения. Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва «входит в сердце», так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой. Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса, так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного действия, наделенного сакраментальной благодатью. «Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит себя в Божественном свете… Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет и всю вселенную». Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости. Процитируем Странника («Откровенные рассказы странника своему духовному отцу»):

«Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду; а чувствую только, что творю молитву. Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва; тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду… Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: «Непрестанно молитесь» ()» .

Истории из жизни святых подвижников, связанные с чётками
О кончине иеродиакона Серапиона

О том, что чётки – это не просто механическое приспособление, говорит и очень интересный случай из жизнеописания одного глинского подвижника, иеродиакона Серапиона. Этот подвижник, благочестивый, ревностный, всю свою жизнь избегавший даже посвящения в сан иеромонаха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скончается, не погребали его три дня. И вот, когда он почил, братья увидели необыкновенное чудо: уже после кончины, когда тело его лежало на смертном одре, он три часа непрерывно перебирал чётки, и это показывало его внутреннее возвышеннейшее состояние – все, что было в его сердце .

Истинный послушник – подражатель

В одной из Керасийских келлий, а именно в келлии Честного Предтечи и Крестителя Иоанна, жил некий благоговейный, простой и смиренный монах, истинный послушник, по имени Пантелеимон (в миру Феофил Феофилопулос), родом из городка Лонганико близ Спарты. Внимательно прочитав приводимое аввой Дорофеем в своей книге житие аввы Досифея, жившего в V веке в монастыре аввы Серида на Востоке, он захотел подражать ему.

Эта книга и образ жизни аввы Досифея произвели такое впечатление на отца Пантелеимона, что он от всей души решил подражать ему. И в самом деле, он во всем повторял его жизнь. Тот не захотел поесть яиц, необходимых ему по болезни, потому что попросил их сам; чтобы отсечь свою волю, он не стал их есть. Так и отец Пантелеимон ни в каком деле не хотел, чтобы совершалась его воля; все должно было быть в точности так, как заповедует старец.

Его самоотвержение было совершенным. Даже воды он не пил без позволения и благословения старца. Он регулярно исповедовался и открывал духовнику свои тайные помыслы; он не мог уснуть, не исповедав своих помыслов и результатов духовной брани этого дня.

Согласно с преданием, которое стало для него требованием совести, и отец Пантелеимон неопустительно совершал суточное молитвенное правило – поклоны и молитву по чёткам – и непрестанно произносил умом и устами молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», «Пресвятая Богородице, спаси мя», «Крестителю Христов, моли Бога о мне и помози ми грешному», «Святии отцы, молите Бога о всем мире и о мне грешнем».

С позволения старца и духовника, помимо повседневных суровых и тяжелых послушаний и своих собственных молитв и духовного делания, он творил особую молитву за своих родителей и родственников по плоти и по духу и за весь мир.

Он был настолько точен и внимателен в своей жизни вообще и в своих повседневных молитвенных трудах, церковных службах и Божественной литургии, что когда в 1931 году его старец послал его в Иериссос к врачу, чтобы полечить правую руку, с детских лет поврежденную, и в течение 15 дней после операции он не мог творить поклоны и перебирать чётки, старец заповедал ему заранее совершить столько молитв и поклонов, чтобы покрыть упущенные во время выздоровления дни; о. Пантелеимон совершал по 500-1000 поклонов и по 50-60 сотниц в сутки.

Чтобы дать пример отсечения своей воли, мы расскажем об одном из многих случаев, которым сами были свидетелями.

Дело было летом; уже зрел инжир. В нашей келлии напротив дома было немало фиговых деревьев; они росли и в саду, примерно в ста метрах ниже по склону. На тех деревьях, что росли перед келлией, инжир уже начал набухать, но еще не поспел. На следующий день мы с братом отправились в нижний сад, чтобы вскопать его. Мы принялись за работу и, присев немного отдохнуть под сенью фигового дерева, с радостью увидели, что на нем немало спелого инжира. Я встал, чтобы нарвать плодов.

Отец и брат Пантелеимон сказал:

— Эй! Что это ты делаешь, брат?

Не подозревая, что я что-то делаю не так, я наивно отвечал:

— Брат, я вижу что здесь инжир уже созрел, и раз мы ничего не взяли с собой на завтрак, я нарву немного инжира, чтобы было что поесть.

А он кротко ответил мне:

— Брат, а ты взял благословение у старца?

Оправдываясь, я сказал:

— Я не знал, брат, что здесь инжир уже поспел, чтобы заранее спросить разрешения и благословения; я не думаю, что старец отказал бы. Давай я сейчас нарву плодов и мы поедим, а потом расскажем об этом старцу.

Тогда он говорит мне:

— Замечательная идея, брат: сначала заняться тайноядением, а потом попросить прощения! Это называется умышленным грехом и заслуживает наказания. Так что надо бы сначала попросить разрешения на то, что ты собираешься сделать, чтобы оно было по благословению Божию, к твоей душевной и телесной пользе.

По этому критерию он всегда выстраивал свою жизнь. И таким образом он никогда не сбивался с курса, потому что ответственность за всякое его дело нес старец, который заранее знал обо всем, что собирался делать о. Пантелеимон. Поэтому его совесть всегда была спокойной, чистой и безмятежной, ибо он исполнил свой долг.

Сила молитвы по чёткам

Один монах из монастыря святого Павла поехал однажды к святому Герасиму (известному своим даром изгонять бесов – перев.) в Кефалонию. Во время Божественной литургии он стоял в алтаре и молился по чёткам – произносил в уме молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», а в храме в это время пели. В привели одного бесноватого, чтобы святой Герасим исцелил его.

Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:

— Эй, ты, монах, не тяни эту веревку – она жжет меня!

Это услышал служивший священник и говорит монаху:

— Брат, изо всех сил молись по чёткам, чтобы создание Божие освободилось от беса.

Тогда бес, рассвирепев, закричал:

— Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!

Тогда монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая чётки, и человек, которого мучил бес, наконец освободился от него.

Молитва с утруждением

Отец Арсений Пещерник говорил: «Когда я молюсь по чёткам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую».

Несмотря на свой девяностопятилетний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал.

Полный Православный богословский энциклопедический словарь в 2-х т. Т. 2. Без даты.
Печатается по изданию: «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря». М., 1996.
Нижегородский Интернет-справочник «Культурный туризм»,
Игумен Авраам, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбург. Материал размещен на сайте монастыря по адресу:
Монах Борис. Наставления в молитве Иисусовой. Православная жизнь. №9 (620) Сентябрь, 2001.
Епископ Диоклийский Каллис (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу:
Епископ Диоклийский Калист (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу.

Четки (мала) — это слово с санскритского языка древней Индии, духовный атрибут многих традиций и культур. Четки часто упоминаются как «молитвенные бусины» и впервые появились в Индии во втором тысячелетии до н.э. Именно в Ведической культуре зародилась традиция повторять мантры и молитвы на четках. Далее традиция распространилась и в другие течения: буддизм, ислам, а так же христианство, и другие.
В каждой культуре или традиции четкам придают разное значение, но по сути предназначение у них одно - это повторение на них различныx мантр (молитв). Четки также носят как ожерелье на шее или браслет на запястье, чтобы сопровождать практику медитации.

Четки являются неотъемлемой частью при джапа медитации, и при повторении некоторых других мантр (молитв). Повторяя мантры или молитвы, в разных традициях принято отсчитывать их количество. Не просто быть сосредоточенным и одновременно в уме отсчитывать необходимое количество повторяемых мантр, а четки как раз и служат для этoй цели. Просто перекидываем бусинки и производим таким образом счет.

Помимо того, что на четках удобно отсчитывать количество повторяемых мантр, oни так же служат для того, чтобы задействовать в медитации чувство осязания. Держа бусинку между пальцев мы как бы соприкасаемся с мантрой и таким образом медитация становится более сосредоточенной .

Количество бусин в четках

Традиционно четки имеют в своем количестве 108 бусин. Иногда их делают 54 бусины, 36, 27, либо 9. Эти количества бусинок являются кратными числа 108.

Значение количества бусин в чётках

108 - это сакральное число и у него множество эзотерических значений. Одно из них - . Так же существует:

  • 108 главных Упанишад (Ведические писания);
  • 108 главных имен Бога;
  • 108 главных гопи (преданные Господа);
  • в Ведической астрологии 12 домов и 9 планет, 12×9=108;
  • Священная река Ганга охватывает 12 градусов долготы (79 до 91) и 9 градусов широты (22 до 31) 12×9=108.

Существуют также и другие значения этого числа.

В четках из 108 бусин есть и 109 бусина, которая называется бусина Бога, а также ее называют бусина Меру (самая высокая гора описанная в Ведах) или бусина Гуру (духовного учителя) .

Бусина Меру соединяет собой кольцо в четках и на ней не повторяют мантру и не перешагивают через нее.

Мешочек для четок

Медитация, или молитва - достаточно сокровенный процесс. Поэтому во время перебирания четок и повторения мантры целесообразно держать четки скрытыми от посторонних глаз.
Мешочек для четок прекрасно справляется с этой задачей. Можно приобрести готовый мешочек для четок или же сшить самому. В традиционных мешочках для четок есть отверстие для указательного пальца, которым обычно не касаются бусин.

Разновидность четок

Традиционно четки делают из дерева, либо семян растений. Так же используют драгоценные и полудрагоценные камни. Но я считаю, что это излишество. Четки служат в первую очередь для сосредоточенности во время медитации, и успокоению ума и уменьшению привязанности к материальным вещам этого мира. Драгоценные камни же будут только увеличивать ложное эго и больше привязывать к материальным вещам.

Вайшнавские четки

Вайшнавы обычно используют чётки из Туласи или Нима. В Индии выбор четок просто огромен, глаза разбегаются от разных размеров и форм.

Шиваитские четки

Тибетские и буддийские четки

Материалы, из которых изготавливаются буддийскиe и тибетские четки, простираются в диапазоне от все той же рудракши и дерева до полудрагоценных камней и человеческих костей (кости доступны в связи с тибетским ритуалом захоронения. Тело не сжигают и не закапывают, а отдают на съедение птицам). При изготовлении четок отдают предпочтение дереву боддха, сандалу и можжевельнику.

Считается, что можжевельник, красный коралл и темно-синий лазурит отпугивает духов.

ДЖАПА МАЛА . ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ НА ЧЕТКАХ

Возьмите первую бусину следующую за большой бусиной Меру, большим и средним пальцем правой руки. Указательный палец отведите в сторону.
Левой рукой не повторяют мантры и молитвы, так как она считается не чистой.
Повторив один раз мантру передвиньте четки на себя взяв вторую бусину и снова повторив мантру и так далее пока не прочитаете мантру на каждой бусине.

Дойдя до 108 бусины и прочитав мантру на последней бусинке вы тем самым закончите один круг Джапы. Разверните четки в обратном направлении не перешагивая через 109 бусину Меру, последняя бусина в таком случае теперь становится первой и можете продолжить Джапа медитацию дальше.

Вторую руку при желании, можно поместить в Гьяна мудру (Мудра Знания) или другую мудру по выбору.
Не существует строгих правил и предписаний в количестве повторяемых мантр на четках. Некоторые люди дают обеты повторять определенное количество кругов на четках, все зависит от ваших желаний и устремлений.

Как правильно пользоваться и хранить четки (Малу)

Используйте ваши четки (Малу) по назначению. Это не сувенир и не украшение для автомобиля. Как я уже говорилa выше - четки предназначены для медитации и молитв.
Четки необходимо держать в чистоте. Есть определенные принципы, которым необходимо следовать при использовании четок для медитации.

Не рекомендуется использовать четки грязными руками. Руки считаются нечистыми, после еды, после туалета или после соприкосновения с нечистыми предметами. В этом случае необходимо очистить руки водой и только после этого брать четки.

Нельзя заносить четки в туалет, так как туалет считается нечистым местом и Мала таким образом оскверняется.
Также нельзя демонстрировать всем свои четки - это достаточно сокровенный предмет.

(Visited 362 times, 1 visits today)