Презентация " личностные и возрастные особенности детей с тнр". Особенности обучения детей с тнр Развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Личностные и возрастные особенности учащихся с ТНР Педагог- психолог Ирина Николаевна Секания

2 слайд

Описание слайда:

Дети с тяжелым нарушением речи Это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

3 слайд

Описание слайда:

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

4 слайд

Описание слайда:

Психолого-педагогические особенности детей с ТНР Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь). На более низком уровне развития оптико-пространственное восприятие. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию) Специфические особенности вербального мышления. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферы.

5 слайд

Описание слайда:

Формирование личности при нарушении речи Структура личности Способности- индивидуально устойчивое свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент- качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер- качества, определяющие поступки человека в отношении других. Волевые качества- социально личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация -переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки- убеждения и отношения людей.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности эмоционально-волевая сфера у детей с ТНР Многим детям с ТНР свойственна пассивность сензитивность зависимость от окружающих склонность к спонтанному поведению Изменения эмоционального состояния детей связана с развитием способностей к саморегуляции в следствии правильно огранизованной коррекционно-педагогической работы.

7 слайд

Описание слайда:

Эмоциональное отношения к речевому дефекту безразличное умеренно- сдержанное безнадежное Варианты волевых усилий отсутствие наличие перерастание их в навязчивые действия и состояния

8 слайд

Описание слайда:

Самооценка Речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях. Различие в самооценках у обучающихся норма нарушение речи здоровы не здоровы честные самые честные общительны необщительны сомнение в оценках внешности самые красивые Учащиеся с нарушение речи недостаточно критично оцениваю свои возможности, чаще переоценивают их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего дети не фиксируют внимание на негативных чертах характера, а положительные качества переоценивают В этом проявляется тенденция самохарактеристике к идеальному образу. Если переоценка своих возможностей в 1- 2 классах может быть объяснена возрастной закономерностью, то в аналогичном явлении среди учащихся 3 классов можно видеть личностную особенность детей с нарушением речи.

9 слайд

Описание слайда:

Уровень притязаний Особенности реакция учащихся с ТНР После удачно выполненного задания дети с ТНР переходят не к более трудному, а к более легкому. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушением речи, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне. Особенно ярко заниженный уровень проявляется у 1 класса, меньше у учащихся 2 класса. Это говорит о том, что у учащихся с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.

10 слайд

Описание слайда:

Свойства темперамента, проявляющиеся в поведении учащихся Ситуации проявления Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик Когда нужно действовать быстро Легко включается в работу Действует со страстью Действует спокойно, без лишних слов Действует неуверенно, робко Реакция на замечание учителя Говорит, что больше так делать не будет, но опять делает то же самое Возмущается, что ему делают замечания Выслушивает и реагирует спокойно Молчит, но обижен Обсуждение вопросов, которые очень волнуют Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других Быстро, со страстью, но других не слушает Медленно, спокойно, но уверенно С большим волнением и сомнением Нужно сдать контрольную, но она не закончена или есть ошибка Легко реагирует на создавшуюся ситуацию Торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки Решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет работу, про ошибки говорит мало Сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнения в правильности решения Если сразу не получается выполнение трудного задания Бросает, потом опять продолжает решать Решает упорно и настойчиво, но часто выражает свое возмущение Спокойно Проявляет растерянность, неуверенность Если спешит домой, но нужно остаться в школе Быстро соглашается Возмущается Остается, не говоря ни слова Проявляет растерянность В незнакомой обстановке Проявляет активность, легко и быстро ориентируется, быстро принимает решения Проявляет активность в одном направлении, из-за этого не получает нужных сведений, быстро реагирует Спокойно присматривается к происходящему, с решением не спешит Робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно

11 слайд

Описание слайда:

Фиксированность на дефекте (В. И. Селиверстов) нулевая степень Дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности своей речи, совсем не замечают своих недостатков. Охотно вступают в контакт со знакомыми и незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения и обидчивости. умеренная степень Дети испытывают неприятные переживания, скрывают дефекты, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. выраженная степень Дети постоянно фиксированы на своем речевом недостатке, глубоко переживают ее, всю свою деятельность ставят в зависимости от своих речевых неудач.Для них характерен уход в болезнь, самоуничтожение, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

12 слайд

Описание слайда:

Типы личности при речевых нарушениях Социально ориентированный тип (конформный)- подчинение любым авторитетам в группе. Склонность к морализаторству и консерватизму, главное жизненное кредо –»быть как все» Доминирующий- стремление к лидерству, жажда похвалы, склонность к интригам. Имеют высокие притязания к себе и другим, провоцируют конфликты, при этом активно защищаются. Чувствительный- повышенная чувствительность ко всему. Робкие и застенчивые при посторонних, не любят больших компаний, азартных игр. Послушные, привязаны к родителям. Тревожный – низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, усугубляющиеся нарушением речи. Редко вступают в конфликты. Ищут поддержки и опоры. Интровертируемый- замкнутый, любят одиночество, избегают конфликтов с окружающими, протестуют только при попытках вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, слабо привязанных к людям. Имеют на все свою точку зрения, которую в следствии неуверенности в себе отстаивают в спорах.

13 слайд

Описание слайда:

Возрастные периоды развития личности Раннее младенчество-(от 0 до 1 года) при нарушении до речевого развития у ребенка наблюдается замедленный темп формирования всех психических функций, познавательной сферы. Позднее младенчество (1-3 года) дети с речевой патологией характеризуются неуверенностью в себе, гипертрофированным чувством стыда. Раннее детство(3-5 лет) у детей с нарушением речи отмечается пассивность, низкая речевая активность, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков ролевого поведения.

14 слайд






Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.




Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на: отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)


Нарушения звукопроизношения и интонационно- мелодической организации речи. ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.


Комплексный характер логопедического воздействия при дизартрии Коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания Лечебная физкультура и логоритмика Дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика Физиотерапия Медикаментозное лечение


Этапы логопедического воздействия при дизартрии Подготовительный этап: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов Развитие слухового восприятия и сенсорных функций Формирование потребности в речевом общении Развитие и уточнение пассивного и активного словаря Коррекция дыхания Коррекция голоса На фоне: Медикаментозного воздействия Физиотерапии Лечебной физкультуры Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики Логопедической ритмики Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)


Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков: Развитие речевого общения Формирование навыков звукового анализа Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики) Коррекция голоса Коррекция речевого дыхания Развитие артикуляционного праксиса Коррекция звукопроизношения


Нарушения звукопроизношения и интонационно- мелодической организации речи РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.


Логопедическое воздействие при открытой ринолалии Задачи коррекционной работы: н ормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи выработка правильной артикуляции всех звуков устранение назального оттенка голоса воспитание навыков дифференциации звуков нормализация просодических компонентов речи








Нарушения темпо-ритмической организации речи. ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.




Система коррекционной работы с заикающимися по периодам Периоды логопедической работы Подготовительный 1. Создание щадящего режима 2.Подготовка ребенка к занятиям 3. Пока образцов правильной речи Тренировочный Воспитание навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях Автоматизация приобретенных ребенком навыков речи в разнообразных видах речевой деятельности Закрепительный


Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

В настоящее время около 10 % всех детей имеют отклонения в развитии. К их числу относится категория детей с тяжелыми нарушениями речи. Данное отклонение требует комплексного вмешательства специалистов и пристального внимания родителей. Каковы главные причины появления дефекта, и какие методы лечения рекомендуются при обнаружении симптомов?

Дети с тяжелыми нарушениями речи: какие они?

У детей с отклонениями речи достаточные возможности для умственного развития и хороший слух, однако присутствуют достаточные речевые дефекты. У них наблюдается небольшой словарный запах, заикание, трудности с чтением и письмом.

Речь малыша формируется под влиянием взрослых, которые окружают его. В большой степени богатство языка зависит от воспитания, обучения и практики речевого окружения. Дети, которые страдают от патологии, зачастую имеют очень маленький словарный запас или не говорят вовсе. Им трудно составлять фразы, связывать слова и предложения.

Они также с большим трудом овладевают письменной речью и освоением арифметических формул, что является причиной школьной неуспеваемости. Они стесняются общаться с другими детьми, возникают постоянные ситуации с недопониманием, из-за чего появляются комплексы и проблемы с социализацией. Таким детям проще выполнять задания в наглядном виде.

Тяжелые нарушения речи приводят к отставанию в психическом развитии, потому неопытные специалисты могут определить таких детей, как умственно отсталых. Если вовремя не распознать истинную проблему в развитии ребенка, будет сложно раскрыть их прирожденные способности и развить таланты.

Классификация тяжелых нарушений речи

Логопеды признают две современные классификации тяжелых нарушений речи у дошкольников. Клиническая классификация создана, исходя из причин патологий и их проявлений. Она разделяет речевые нарушения детей на следующие группы:

  • нарушения голоса (сюда относят дисфонию и афонию);
  • нарушения тембра речи (включают тахилалию и );
  • нарушения звукопроизношения (дизартрия, заикание);
  • нарушения чтения и письма.

В соответствии с характером патологии, специалистами выбираются методы ее коррекции. Наша страна использует другую классификацию для определения нарушения речи детей. Она называется психолого-педагогической и подразделяет дефекты на два основных группы:

  1. общее, фонетическое и фонематическое недоразвитие речи;

Чтобы в полной степени представить картину тяжелых дефектов речи, нужно изучить обе классификации и выбрать правильную логопедическую помощь.

Причины появления

Дефекты речи требуют наблюдения врачей, психологов, логопедов и педагогов, чтобы формирование психики ребенка происходило на должном уровне. Тяжелые формы нарушения речи у детей происходят вследствие действия внутренних или внешних факторов.

К внутренним факторам относят разные формы внутриутробной патологии:

  • кислородное голодание;
  • тяжело перенесенный токсикоз;
  • травмы плода;
  • заболевания женщины, связанные с эндокринной системой;
  • прием алкогольных напитков или наркотических веществ во время беременности;
  • курение женщины;
  • прием недопустимых лекарств;
  • несовместимость резус-фактора матери и ребенка;
  • постоянное влияние ионизирующей радиации.

Также к внутренним причинам можно отнести наследственные факторы.

Среди внешних факторов главными считаются асфиксия или родовая травма, которые происходят вследствие тяжелых родов или ошибок врачей и приводят к кровоизлиянию внутри черепа. Другими причинами могут быть:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

  1. инфекционные, энцефалитные, вирусные болезни в первые годы жизни;
  2. сильная травма черепа, сотрясение головного мозга;
  3. плохие бытовые и социальные условия для развития;
  4. неправильно сформированный прикус;
  5. неграмотная речь в семье.

Также причиной плохой речи могут быть глухие родители, потому малыш воспитывается с серьезными дефектами произношения. Самыми предрасполагающими условиями для срыва речи ребенка считается возраст с 1 до 2 годиков, а также 6-7 лет.


Признаки и симптомы

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи:

  • нарушение мыслительных процессов;
  • интеллектуальное отставание от сверстников;
  • трудности с письмом;
  • тяжелое восприятие учебного материала;
  • нарушенная моторика (неуклюжесть, импульсивность);
  • замкнутость, стеснительность;
  • отсутствие мотивации;
  • неустойчивость интересов;
  • раздражительность, агрессивность;
  • трудности в налаживании отношений со сверстниками.

Таким образом влекут за собой проблемы во всех аспектах речевой деятельности, включая фонетику, грамматику и лексику. Они ограничивают мыслительные процессы, вызывают сложности при социализации.

Методы лечения

Обнаружив данную проблему, родители должны осознать все сложности, которые несет дефект для полноценной жизни. Очень важно как можно раньше выявить отклонение и приступать к лечению не позднее 5 лет. Тогда можно добиться самых лучших результатов. Исправлением дефекта, помимо родителей, должны заниматься следующие специалисты:

  1. логопеды;
  2. педагоги;
  3. дефектологи;
  4. психологи.

Детей с ТНР можно условно разделить на тех, кто может учиться в общеобразовательной школе, и тех, кто требует специального обучения. Дети с ТНР обучаются в специальных учебных заведениях, другие просто регулярно посещают логопедический кабинет. Домашние методы лечения включают такие важные этапы:

  • налаживание правильного питания, восполнение необходимых питательных веществ;
  • обязательный дневной сон;
  • регулярное общение со сверстниками;
  • семейные походы в музеи, кино, на пикники;

Заикание, что относится к тяжелым нарушениям речи, требует создания

спокойной и комфортной обстановки. Нельзя торопить ребенка, нужно учить его не громко и четко. Нельзя говорить о дефекте при ребенке или акцентировать на нем при других людях. Важно любым способом поддерживать интерес сына или дочки к общению, не запрещать ему/ей общаться со сверстниками.

ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой совокупность требований, которые должны учесть образовательные учреждения при составлении учебной программы для детей с ТНР. Примерная схема АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи:

  1. Развитие дыхания, голоса, формирование умения опознавать и различать звуки, развитие мышц артикуляторного аппарата.
  2. Постановка звука, закрепление произношения.
  3. Формирование навыков коммуникации.

Основные направления занятий, необходимые для нормального развития речи:

  • . Педагоги используют дыхательные упражнения Стрельниковой, чтобы сформировать правильное речевое дыхание.
  • Развитие малкой моторики. Деятельность, направленная на развитие пальцев и рук (например, рисование, пазлы, мозаика), помогают развить внимательность и стремление к достижению цели.
  • Мимическая гимнастика.
  • Стимуляция координации движений в виде танцев под музыку и игр.
  • Упражнения и игры для развития наблюдательности.
  • Развитие связного языка на основе упражнений и дидактических игр.
  • Расширение словарного запаса в виде дидактических игр, которые позволяют ребенку не только узнать больше слов, и преодолеть стеснение, развить навыки общения.

Данные занятия должны сопровождаться положительным настроем, соблюдением режима дня, подачей информации звуковым и наглядным способом. 3 года - самый оптимальный возраст для начала занятий.

В заключение

Раннее обнаружение речевых патологий позволяет справиться с проблемой и сформировать здорового ребенка без комплексов. Дружественная атмосфера в семье, внимание, регулярные занятия с логопедом - важные компоненты при лечении тяжелых нарушений речи.

«Мнемотехника в развитии связной речи у детей с ТНР»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), потому что существует множество проблем:

Недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

Бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной. В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Процесс коррекции и обучения детей с ОНР требует длительного времени и отнимает у детей много сил. Важной особенностью речи ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Работая учителем - логопедом я заметила, что со временем у детей утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Ребенок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Очень трудно бывает удержать внимание ребенка, пробудить интерес к процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился в памяти и использовался в новых условиях. Как показывает практика, одним из средств оптимизации процесса коррекции может служить использование мнемотехники, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

Взяв в основу мнение великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехнику в педагогике называют по – разному: сенсорно - графические схемы, предметно – схематические модели, блоками – квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Цель – использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.

Задачи:

Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания);

Учить расширять высказывания описательного характера;

Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия);

Уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

Развивать логику, образное мышление;

Уметь связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

Развивать смекалку, тренировать внимание;

Разработать дидактический материал по развитию связной речи, занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы;

Разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления дошкольников;

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:

  • Кодирование в образы, - знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям
  • Запоминание (соединение двух образов)
  • Запоминание последовательности
  • Закрепление в памяти (замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку)

Мнемотехника помогает в развитии

  • связной речи
  • ассоциативного мышления
  • зрительной и слуховой памяти
  • воображения
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В основе мнемотехники лежит принцип замещения, при котором реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком. Использование мнемотехники вызывает у ребенка-дошкольника интерес и позволяет преодолеть быструю утомляемость, поддержать пластичность и легкую обучаемость малыша.

Предлагаю варианты использования мнемотехники в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.

Использую для:

  1. Развитие артикуляционной моторики

При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями, можно показать, при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.

  1. Обогащение словарного запаса (образование однокоренных слов)

Первой важной задачей преодоления общего недоразвития речи является обогащение словаря. Для обогащения словарного запаса на логопедических занятиях нами используются следующие игры:

Игра «“Снежная картинка”

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Детям предлагают рассмотреть картинку, на которой нарисованы слова, которые похожи на слово «снег»

Если слово ласковое, маленькое – снежок.

Если слово длинное – снегопад.

Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).

Если слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.

Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.

Если слово – цветок – подснежник.

Если слово - птица - снегирь.

  1. Формирования грамматического строя речи.

С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. Он может знать лексическое значение слов «кукла», «спать», но не знать грамматического значения («кукла спит», «кукла выспалась», или «куклу кладут спать»), что влечет значительные трудности в процессе обучения ребенка в школе.

Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить. К. Д. Ушинский писал, что «грамматически правильная устная речь есть не только знания, но и привычка – очень сложная и разнообразная система легких привычек выражать свои мысли правильно устно и на письме».

Работу по формированию грамматически правильной речи детей мы ведем в двух направлениях: морфологическом и синтаксическом.

На мой взгляд, основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую мнемотаблицы, перфокарты, дидактические игры. Они непродолжительны (от 5 до 10 минут), чаще всего в игровой форме.

Остановлюсь на примере знакомства детей с падежами:

Это кто? Белка

Нет кого? Белки

Рад кому? Белке

Вижу кого? Белку

Доволен кем? Белкой

Думаю о ком? о Белке

  1. Развитие речи (заучивание стихотворений, отгадывание загадок, пересказ)

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

При обучении связной речи мнемотехника может быть использована в работе над всеми видами связного высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

ВЫВОДЫ: Используя в своей работе приемы мнемотехники, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. положительно влиять на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использованная литература:

  1. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
  3. Давьщова Т.Г.Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  4. Ефименкова Л.Н.Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.– М., 2007.
  6. Кудрова Т.И.Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  7. Омельченко Л.В.Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
  8. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец.– М., 2007.
  9. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю.Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

Характеристика контингента групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

С целью обеспечения единых методологических подходов в осуществлении деятельности по абилитации и реабилитации лиц с особенностями психофизического развития, подготовке их к независимой жизни в обществе в Республике Беларусь используется Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10). Таким образом, нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: F80.1 – расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); F80.2 – расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия), F80.3 – приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия), F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи – ОНР невыясненного патогенеза), F98.5 заикание.

1.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

1.1.1. F 80.1 – моторная алалия.

Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. При моторной алалии у детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания.

Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера (токсикоз беременности , различные соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия).

Основными проявлениями моторной алалии являются:

 задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в 2-3 года, фразы – к 3-4 годам, у некоторых детей наблюдается полное отсутствие речи до 4-5 летнего возраста);

 наличие той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка (лексических, синтаксических , морфологических , фонема тических, фонетических);

 удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно)

Проявления моторной алалии колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных нарушений какой-либо подсистеме. В связи с этим выделяют три уровня речевого развития при моторной алалии:

первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется отсутствием речевых средств общения или лепетным состоянием речи;

второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется осуществлением общения посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов;

третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи

Выделение уровней речевого развития при моторной алалии необходимо для осуществления дифференцированного подхода в логопедической работе и для комплектования специальных учреждений.

1.1.2. F 80.2 – сенсорная алалия.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи (импрессивной речи) вследствие поражения коркового отдела речеслухового анализатора.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т. к. у него наблюдается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга.

Ребенок при сенсорной алалии понимает отдельные слова, но теряет их значение на фоне развернутого высказывания, не понимает инструкции, слова вне конкретной ситуации. В случае грубых нарушений ребенок совсем не понимает речи окружающих, не дифференцирует шумы неречевого характера. При сенсорной алалии грубо искажена и экспрессивная речь. Наблюдается феномен отчуждения смысла слов, эхолалия (механическое повторение слов и фраз за говорящим), иногда – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логоррея). Характерна повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за собственной речью.

1.1.3. F 80.3 – детская афазия.

Детская афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением головного мозга (травмами, воспалительными процессами или инфекционными заболеваниями головного мозга, возникающими в возрасте после 3-5 лет).

Характер речевого нарушения во многом зависит от степени сформированности речи до момента поражения. Афазия у детей чаще всего носит сенсо-моторный характер, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности.

1.1.4. F 80.9 – неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза).

Общее недоразвитие речи – речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.


Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, Аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены три уровня речевого развития:

первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.

второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения , некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов , встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.

третий уровень(ОНР Ш ур.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование , затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)

Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий)

В теории и практике логопедии ОНР рассматривается в двух значениях:

1. ОНР как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи. В данном случае симптоматика ОНР наблюдается при различных по механизмам формах речевых нарушений: моторной алалии (F 80.1), сенсорной алалии (F 80. 2), детской афазии (F 80.3), дизартрии (R 47.1), ринолалии (R 49.2)

2. ОНР как самостоятельная форма расстройства речи.

1.1.5. F 98.5 – заикание.

Заикание – расстройство темпа, ритма и плавности речи, обусловленное возникновением судорожных спазмов в мышцах, которые участвуют в акте речи. Основной феномен заикания – судорога.

Симптоматику заикания представляют две группы симптомов:

 физиологические симптомы – судороги, нарушения центральной нервной системы, физическая ослабленность, нарушения общей и речевой моторики

 психологические симптомы – речевые запинки, другие сопутствующие речевые нарушения (ОНР, дислалия, дизартрия и др.), фиксированность на дефекте, уловки, логофобия (боязнь речи).

В современной логопедии выделяют две формы заикания – невротическую и неврозоподобную.

Невротическое заикание возникает после психотравмы (острой или длительно действующей) у ребенка боязливого, легко ранимого ребенка чаще в возрасте от 2 до 5 лет. При этом не наблюдается нарушений общей и речевой моторики, речь развивается в соответствии с возрастной нормой. При невротической форме заикание носит волнообразный характер.

Неврозоподобное заикание возникает на фоне раннего диффузного органического поражения центральной нервной системы в момент интенсивного формирования фразовой речи без видимой причины. При этом наблюдаются нарушения общей и артикуляционной моторики, часто отмечается задержка речевого развития, а затем ОНР, другие сопутствующие речевые нарушения. Течение заикания носит устойчивый характер, страх речи не является обязательным симптомом.

1.2. Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются

гипертензионно-гидроцефалический - проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности ; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.

церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

синдром двигательных расстройств характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений