«Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста приставочными глаголами»
Дятлова Ж.В., Головкина М.А., Соколова О.И.
Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения и игры по обогащению словарного запаса не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать В данной статье мы хотим предложить вашему вниманию игры и упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка глаголами и словообразованию глаголов. Необходимость обогащения словарного запаса глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими то изменениями, событиями. Без глагола нельзя построить почти ни одного предложения. Бесконечно обеднённой выглядит речь ребёнка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Итак, вашему вниманию предлагаются различные игры, стихи, упражнения, позволяющие ввести в речь ребёнка приставочные глаголы.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Ребёнок, поймав мяч, произносит глагол с противоположным значением.
Заходит-выходит
Залетает-вылетает
Забегает-выбегает
Насыпает-высыпает
Закрыл-открыл
Подъехали-отъехали
Положил-выложил
Закопал-выкопал
Игра «Медленный-быстрый»
Инструкция:»Мальчик Вася всё делает медленно, а ты можешь сделать быстро и правильно. Я буду рассказывать про Васю, а ты расск4ажи о себе»
Вася рисует, а ты уже…(нарисовал)
Вася читает, а ты уже…(прочитал)
Вася ломает палку, а ты уже…(сломал)
Вася пишет записку, а ты уже…(написал)
Вася стирает носки, а ты уже…(выстирал)
Вася считает, а ты уже…(сосчитал)
Вася ужинает, а ты уже…(поужинал)
Игра «Добавь словечко»
Педагог произносит незаконченное предложен6ие, а ребёнок добавляет глагол, подходящий по смыслу.
На крылечко заходят, а на дерево….(залезают)
Через дорогу переходят, а через речку…(переплывают)
Воду в банку наливают, а крупу…(насыпают)
Молоко нечаянно пролили, а соль…(рассыпали)
Машина к гаражу подъезжает, а катер к берегу…(подплывет)
Ушами не всё расслышали, а глазами не всё…(рассмотрели)
Бабушка шарф связала, а платье…(сшила)
Игра «Чем всё закончилось?»
Инструкция: «Послушайте и скажите, чем всё закончилось»
Мама кашу солила-солила и …(пересолила)
Коля котлеты ел-ел и …(переел)
Папа через реку плыл-плыл и …(переплыл)
Толя доску пилил-пилил и …(перепилил)
На нашей улице дом строили-строили и …(построили)
Кошка на дерево лезла-лезла и …(залезла)
Сын рос-рос и папу…(перерос)
Игра «Внимательные ушки»
Инструкция: «Послушайте стихотворение. Когда услышите слова, похожие на слово летать, хлопните в ладошки.
Птицы могут летать высоко, пролетать над озёрами синими, улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми, облетать они могут лес, залетать за башни высокие, подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.
Игра «Помощники»
Инструкция:«Помогите мне придумать слова, похожие на слово ходить. Я буду говорить начало слова, а вы по очереди добавляйте слово ходить.
За…ходить, пере…ходить, вы…ходить, у…ходить, на…ходить, про…ходить, об…ходить.
Детям предлагается придумывать слова, похожие на слово копать.
Игра с водой.
Педагог предлагает детям поиграть с водой. Называет действия, их ребёнок должен выполнить и сообщить об этом. Ставит перед ребёнком стакан, чашку и баночку, в которую налита вода.
Педагог: «Налей воды из баночки в чашку. Из баночки отлей воды в стак4ан. Из чашки перелей воду в стакан. Долей в стакан воды из банки. Из стакана вылей воду в банку. Полей цветок.»
Ребёнок говорит о выполнении действия.
Игра «Путешествие машинки»
Для игры нужно сделать импровизированный гараж для машинки, дорогу, мост. Поставить на пути машинки дерево, можно положить на дорогу лужу.
Сначала педагог рассказывет о передвижении машинки, а ребёнок добавляет глаголы, похожие на слово ехать. Затем дети выполняют действия с машинкой и самостоятельно повторяют рассказ о ней.
«Жила-была в гараже машинка. Ей стало скучно, и она решила попутешествовать. Машинка из гаража выехала, по дороге поехала, к мосту подъехала, на мост заехала, по мосту проехала, с моста съехала, по дороге снова поехала, до дерева доехала, вокруг дерева объехала и обратн6о в гараж поехала.»
Игра «Путешествие бабочки»
Инструкция: «К нам в группу залетела бабочка. Помогите мне придумать рассказ о том, как она путешествовала.»
«Бабочка к нам в группу…залетела. По группе …полетала. К Маше….подлетела и на Машу …села, с Маши….слетела и на Катю…перелетела, посидела. Вокруг Кати…облетела и к Маше…улетела. Над Машей…полетала и в окно снова…улетела.»
Игра «Сочинители»
Педагог читает текст, а дети добавляют однокоренные приставочные глаголы, подходящие по смыслу.
«Захотел зайчик капусты и решил отправится в деревню на огород. Вот зайчик из леса…выбежал, до деревни…добежал, к огороду…подбежал. Вокруг огорода обежал, увидел капусту и в огород…забежал. Заяц капусту грыз, грыз,наелся, из огорода выбежал и к лесу обратно …побежал»
Можно предложить детям придумать рассказ о том, как дети гуляют на участке: «Света на участок…пришла, к качелям подошла, покачалась, слезла и от качелей отошла, вокруг домика обошла и к веранде пошла, на веранду зашла и стала там играть с куклами». Педагог: «А Денис и Витя любят на прогулке бегать. Давайте расскажем, как гуляли эти мальчики.»
Игра «Что подходит?»
Педагог предлагает ребёнку предложение и два глагола с разными приставками на выбор. Ребёнок повторяет предложе6ние, включив правильный вариант глагола.
Старую мебель из дома надо вынести или внести?
Рома слона из пластилина слепил или налепил?
Миша учебники в портфель разложил или сложил?
Даша научилась сама шнурки привязывать или завязывать?
Игра «Исправь ошибку»
Педагог предлагает детям предложения с неправильным вариантом приставочного глагола. Ребёнок должен самостоятельн6о припомнить и употребить нужный глагол в предложении.
Папа реку приплыл.
Мама вышивает дырку на футболке.
Дедушка накопал яму.
Бабушка выжарила котлеты.
Оля прилила воды в лейку.
Игра с картинками «Найди пару»
Для игры используются парные картинки. Педагог выкладывает картинку, где действие ещё совершается, а ребёнок среди своих картинок находит ту, где данное действие уже завершено. Парные картинки могут содержать противоположные действия.
Мальчик красит забор- Мальчик покрасил забор.
Ребёнок строит башню. – Ребёнок построил башню.
Девочка рисует бабочку. – Девочка нарисовала бабочку.
Парные картинки могут содержать противоположные действия.
Дедушка заходит в дом – Дедушка выходит из дома.
Мальчик наливает воду в ведро – Мальчик выливает воду из ведра.
Литература
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1985.
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №3 для занятий с дошкольниками: Сложные предлоги. – М., 2016.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников. – СПб., 1999.
- Парамонова Л.Г. Развитие словапрного запаса у детей. – СПб., 2007.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском сакду. – М.,2006.
- Ткаченко Т.А. В пе5рвый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
- Куликкова Е.В. «Дошкольная педагогика» №1 2018
Листунова Ольга Геннадьевна
МБДОУ "Колокольчик"
ТЕМА. Приставочные глаголы.
Программное содержание. Учить детей точно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. Учить выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок. Учить подбирать приставочные глаголы-антонимы. Развивать внимание, умение соотносить графическое изображение с приставкой. Формировать самооценку и самоконтроль.
Оборудование. Кубик, картинки с изображением разных действий машины; схемы образования приставочных глаголов; раздаточный: картинки с изображением разных действий лягушки, лисы, мальчика, машины, схемы образования приставочных глаголов.
Ход занятия.
1.Организационный момент . Педагог: Сядет тот, кто назовет любое слово-действие. Молодцы. Сегодня на занятии мы будем говорить о словах - действиях.
2 Игра «Смотри и правильно назови»
Дефектолог вызывает одного ребенка, и он выполняет действия у кубика: бежал, подбежал, оббежал, отбежал, убежал. После каждого действия, дети называют его.
Педагог: Все названные действия похожи по звучанию, но не одинаковы. Послушайте, какая часть слова меняется? (повторение слов-действий)
3. Рассматривание картинок с изображением машины, выполняющей различные действия.
машина ехала
выехала отъехала уехала объехала подъехала заехала
Педагог: « Это машина, что она делает - едет, (убрать картинку) что она делала - ехала. Сейчас я буду показывать картинки с другими действиями машины, а вы их будете называть. Из гаража машина -.., от гаража машина -.., машина совсем -.., вокруг гаража машина -.., к гаражу машина-.., в гараж машина -…Молодцы! Все слова были похожи, но не одинаковы. У всех слов - действий, которые вы назвали, есть одинаковая часть - ехала (выкладывается полоска зеленого цвета), и разные маленькие части в начале слова (добавляются разноцветные полоски) Когда вы их добавляли к одинаковой части, то слово - действие менялось» (проговариваются еще раз слова, выделяя приставки).
4. Игра с мячом.
Педагог: « Я буду называть слово - действие и кидать мяч, а вы называете обратное слово - действие, возвращаете мне мяч». (наливает-выливает, входит-выходит, влетает-вылетает, вносит-выносит, закрывает-открывает, приплывает-отплывает, сгибает-разгибает, собирает-разбирает, приклеивает-отклеивает, пришел-ушел, завязывает-развязывает)
5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Педагог: Сейчас вы будете работать с картинками. У вас есть картинки, которые рассказывают о действиях лягушки, машинки, лисы, мальчика. Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли. Поднимите руки, у кого картинки с изображением машинки, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли?
Поднимите руки, у кого картинки с изображением мальчика, составьте предложения про мальчика. Какие слова-действия вы называли?
Поднимите руки, у кого картинки с изображением лисы, составьте предложения про машинку. Какие слова-действия вы называли?
Поднимите руки, у кого картинки с изображением лягушки, составьте предложения про лягушку. Какие слова-действия вы называли?
Выложите схемы слов-действий (подпрыгнула-перепрыгнула, спрыгнула), какая одинаковая часть- прыгнула. Назовите маленькие части, которые вы добавляли в начало слова -под-,
Пере-, -с-.
5. Итог занятия. Самооценка, самоконтроль.
Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.
1. Самую большую группу составляют приставки, которые имеют общее значение направления действия в пространстве, но внутри этого общего значения — более частные значения: под- , при- , до- имеют значение направленности к чему-либо, приближения, присоединения, добавления. Так, приставка под- указывает на приближение, присоединение к чему-либо (подъехать , подшить ), приставка при- — на достижение какого-либо места, соединения с чем-либо (приехать , пришить ), приставка до- — на доведение действия до какого-либо предела (доехать , дошить ); от- , у- означают удаление от чего-либо, отделение. При этом приставка от- означает удаление на небольшое расстояние (отъехать , откатить ), а приставка у - полное удаление с какого-либо места (уехать , уползать ); в- (во- ) указывает на направление внутрь чего-либо (въехать , вшить ); вы- — на движение, удаление изнутри (выехать , выгнать ); на- указывает направление действия на поверхность чего-либо (наехать , нашить ); с- (со- ) — направление движения с поверхности, с высоты (съехать , сбросить ); о- (об- , обо- ) указывает: а) на направление движения вокруг чего-либо (объехать , обжарить , обшить , обойти ); б) на последовательное пребывание в однотипных местах (обойти все магазины , объехать весь город ); про- обозначает движение мимо чего-либо (проехать мимо вокзала , пройти мимо стадиона ) или на определенном расстоянии (пробежать километр , проплыть 200 м ); пере- — движение из одного места в другое (переехать , перебросить ); за- означает: а) попутное движение в место, где находятся недолго (по дороге с работы зайти в магазин ), б) движение вглубь какого-либо пространства (зайти далеко в лес ), в) движение за предмет (зайти за дом ).
2. Приставки с временны́ми значениями:
по- означает: с глаголами определенного движения — начало действия (пойти , побежать ); б) с глаголами неопределенного движения и с некоторыми другими глаголами — совершение действия в течение некоторого времени (походить , постоять , поработать );
за- , по- с некоторыми глаголами означают начало действия (затлеть , застучать; подуть , почувствовать );
пере- , ре- означают повторное действие, обычно с дополнительным значением "по-новому, иначе" (переделать , перевоспитать , перешить , реинвестировать , рефинансировать );
де- означает действие, противоположное тому, что называется производящим глаголом (дегуманизировать от гуманизировать , деполитизировать от политизировать ).
3. Отдельные приставки означают интенсивность действия:
пере- означает чрезмерную интенсивность действия (перегреть , переохладить , переварить );
недо- означает неполноту действия, недоведение его до конца (недоделать , недоварить , недопить ).
Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и- , -ова- , -ева- , -ирова- , -изирова- , -нича- означают совершение действия, связанного с предметом или признаком, указанным в производящем слове: дуплить от дупель , комплектовать от комплект , бичевать от бич , конверсировать от конверсия , слесарничать от слесарь , хитрить от хитрый , пустовать от пустой , гуманитаризировать от гуманитарный , откровенничать от откровенный;
-е- означает приобретение признака, связанного с предметом или признаком, указанным в производном слове: сиротеть от сирота , звереть от зверь , белеть от белый , краснеть от красный.
Следует различать глаголы, образованные от прилагательных с суффиксами -и- и -е- типа синить — синеть , белить — белеть. Первые имеют значение "сделать каким-либо", а вторые — "выявлять признак".
Приставочно-суффиксальный способ — это образование глаголов путем одновременного присоединения к производящему слову приставки и суффикса.
1. Суффикс -и- с некоторыми приставками (за -, о- , об- ) придает глаголам значение распространения, передачи чего-либо другим объектам: задымить от дым , заболотить от болото , затруднить от трудный; озвучить от звук , окрестьянитъ от крестьяне , обналичить от наличные , облегчить от легкий.
2. Суффикс -и- с приставкой обез- придает значение лишения, удаления: обезболить от боль , обезналичить от наличные.
Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса -ся , присоединяемого к неопределенной форме и выражающего различные залоговые значения: гуманизироваться от гуманизировать , подпитываться от подпитывать , раскручиваться от раскручивать.
Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся .
1. Приставка с- и постфикс -ся указывают на соединение, прибытие из разных мест в одно: сбежаться от бежать , слететься отлететь.
2. Приставка раз- (рас- ) и постфикс -ся указывают на направлениев разные стороны: разбежаться от бежать , разлететься отлететь.
Словосложение — образование глаголов путем сложения: полуобнять от полу и обнять , самовоспламениться от само и воспламениться.
Оксана Юрьевна Ловыгина
Конспект занятия с использованием ИКТ «Приставочные глаголы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических категорий языка
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Приставочные глаголы».
Цель: учить понимать пространственные значения приставочных глаголов и грамотно употреблять их в речи.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Упражнять в образовании новых слов от одной основы с помощью приставки.
Упражнять в подборе подходящего по смыслу приставочного глаголав в словосочетании и в предложении.
Коррекционно-развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление.
Развивать слухо-речевое внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самоконтроль над речью.
Ход занятия
I. Организационный этап. Слайд 1.
Игра «Будь внимателен». Слайд 2.
Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимателен»: если я назову предмет, вы стоите. Если назову действие, вы подпрыгиваете.
Слова: солнце, светить, лететь, облако, стол, стул, ставить, рука, махать.
Логопед: Молодцы! Вы были очень внимательными!
II. Основной этап.
1. Введение в тему.
Логопед: Ребята! Я предлагаю вам посмотреть фильм о путешествии Бабы-Яги.
Слайд 3. Баба-Яга в ступе по небу… полетела.
Слайд 4. Вот Баба-Яга летела, летела и в лес… влетела.
Слайд 4. Она к дереву … подлетела,
Слайд 4. За дерево залетела…
Слайд 4. И из-за дерева… вылетела.
Слайд 5. В избушку… влетела.
Слайд 5. Из трубы Баба Яга … вылетела и в гости к Змею Горынычу … улетела.
Как вы видели, Баба-Яга во время путешествия совершила много различных действий. А кто скажет, каким словом можно объединить все эти действия? Что Баба-Яга делала?
Дети: Летела.
Логопед: Правильно, все это время Баба-Яга летела, а её действия были похожи, но немного отличались друг от друга.
2. Расширение и активизация глагольного словаря. Образование приставочных глаголов от основы -лить. Слайд 6.
Логопед: Сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: поднос, горшок с цветком, игрушечный котенок, стакан и кувшин с водой. Я буду лить воду, и называть это словом-действием. А вы будете объяснять, что произошло.
Логопед: Налила.
Дети: Воды в стакане не было, а теперь она появилась.
Логопед: Долила.
Дети: Вода в стакане уже была, но теперь её стало больше.
Логопед: Отлила.
Дети: Воды в стакане стало меньше.
Логопед: Полила.
Дети: Полила водой землю, где растет цветок. Вода в стакане осталась.
Логопед: Облила.
Дети: Игрушечный котенок намок (стал мокрым).
Логопед: Вылила.
Дети: Воды в стакане не осталось.
Логопед: Молодцы! Вы смогли объяснить все слова-действия, которые я назвала и показала. А сейчас мы с вами сделаем паузу и полетаем!
3. Динамическая пауза «Профессии». Слайд 7.
Быть шофером хорошо, (Крутят воображаемый руль)
А летчиком - лучше. (Разводят прямые руки в стороны)
Я бы в летчики пошел, (Покачивание руками вверх-вниз)
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, («Наливают» бензин)
Завожу пропеллер, (Круговые движения правой рукой)
В небеса мотор вези, (Прямые руки вверх, встают на носочки)
Чтобы птицы пели. (Изображают кистями рук птичку)
4. Практическое усвоение навыка словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 8.
Логопед: Посмотрите, ребята! К нам в гости прилетела синица. Помогите мне, пожалуйста, правильно подобрать слова-действия к тому, что делает синица.
Логопед: Вот синица в комнату…
Дети :Влетела.
Логопед: Синица по комнате …
Дети: Полетела.
Логопед: Синица над столом летела и к цветку …
Дети: Подлетела.
Логопед: Она вокруг цветка …
Дети: Облетела.
Логопед: Синица на кувшин села, посидела и с кувшина …
Дети: Слетела.
Логопед: Снова синица по комнате летела, летела и в дверь из комнаты…
Дети: Вылетела.
Логопед: Ребята! Все слова-действия, которые мы назвали, похожи по звучанию. А значения у них разные.
5. Индивидуальная работа по практическому усвоению навыка приставочного словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 9.
Логопед: Ребята! В одном сказочном лесу в маленьком домике живет добрый доктор Айболит. Айболит очень любит зверей. Но однажды он заболел. Навестить своего друга спешат разные животные. А какие, вы узнаете, если посмотрите на экран. Итак, к Айболиту спешат зайчики, лисички и птички. Только все они добирались по-разному. Зайчики ехали, лисички бежали, а птички летели.
Слайд 10. Логопед: Птички по небу… Дети: полетели.
Слайд 11. Логопед: Птицы в лес… Дети: влетели.
Слайд 11. Логопед: Птицы из леса… Дети: вылетели.
Слайд 12. Логопед: Птицы к речке… Дети: подлетели.
Слайд 12. Логопед: Над мостом через речку. Дети: полетели.
Слайд 13. Логопед: И до дома Айболита… Дети: долетели.
Логопед: Зайчики к Айболиту в трамвайчике ехали.
Слайд 14. Логопед: Зайчики из леса… Дети: выехали.
Слайд 15. Логопед: Зайчики по поляне… Дети: поехали.
Слайд 16. Логопед: Вот они до речки… Дети: доехали.
Слайд 16. Логопед: Через речку по мосту… Дети: поехали.
Слайд 16. Логопед: На мосту на камень… Дети: наехали.
Слайд 16. Логопед: Зайцы с моста… Дети: съехали.
Слайд 17. Логопед: По дороге… Дети: поехали.
Слайд 18. Логопед: И до дома Айболита… Дети: доехали.
Логопед: Последними к Айболиту бежали лисички.
Слайд 19. Логопед: Лисички по лесу… Дети: побежали.
Слайд 20. Логопед: Лисички до речки… Дети: добежали.
Слайд 20. Логопед: Через речку по мосту… Дети: побежали.
Слайд 20. Логопед: С моста… Дети: сбежали.
Слайд 21. Логопед: Лисички по тропинке… Дети: побежали.
Слайд 22. Логопед: Лисички до дома Айболита… Дети: добежали.
Логопед: Все звери попали в гости к Айболиту? Все. Доктор Айболит обрадовался и скоро начал поправляться.
III. Итоговый этап. Слайд 23 . Подведение итогов деятельности. Рефлексия. Самооценка деятельности детей.
Тема: «Приставочные глаголы».
Цель: Уточнять и расширять предикативный словарь.
Задачи:
Обогащать словарь детей приставочными глаголами по теме «Транспорт».
Учить детей дефференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать.
Закрепить словарь по теме Транспорт, умение классифицировать транспорт на водный, наземный, воздушный.
Продолжать формировать представление о многозначности слов.
Продолжать развивать связную речь.
Закреплять умение восстанавливать последовательность событий с опорой на картинный материал.
Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Материал: макет дороги от домика Бибишки к домику Грузовичка; картинки с изображением разных видов транспорта, крыла, хвоста, носа; разрезные картинки: ракета, лодка, самолёт, вертолёт, катер, пароход; набор картинок для восстановления событий в рассказе, красный карандаш.
Ход занятия:
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика. Дети стоят в кругу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Сжимают и разжимают пальчики
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль поезд, вертолёт.
Поочерёдно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.
Основная часть.
1. Классификация картинок с изображением транспорта на водный, воздушный, наземный.
Детей приглашают посетить выставку транспорта.
На трёх мольбертах прикреплено по одной картинке: лодка, самолёт, велосипед. Остальные картинки разложены на столе около мольберта. Сверху лежит записка: «Выставку организовать не смогли. Все заболели».
Детям предлагают помочь организовать выставку. Подобрать к выставленным картинкам подходящие картинки.
2. Работа с разрезными картинками.
Дети садятся за столы. На столах подносы с разрезными картинками (лодка, самолёт, катер, вертолёт, ракета, пароход) и чёрно-белый образец картинки.
Детям с низким уровнем развития – картинки с вертикальным делением на 4 части.
Детям со средним уровнем развития – картинки с вертикально-горизонтальным делением на 4 части.
Детям с высоким уровнем развития – картинки с диагональным делением на 4 части.
3. Отработка многозначности слов.
Логопед показывает картинку с изображением носа, крыла, хвоста и предлагает назвать транспорт, у которого тоже есть нос, хвост, крыло (с опорой на разрезные картинки).
4. Отработка приставочных глаголов.
Детям предлагают услышать историю про маленькую машинку и приглашают к макету.
Посмотрите, здесь в гараже живёт маленькая машинка, она очень весёлая и всегда звонко бибикает, когда кого-нибудь встречает. (Дети рассматривают машинку, придумывают ей имя Бибишка) Решила Бибишка отправиться в гости к своему другу Грузовичку. Из гаража она выехала и по дороге поехала. Видит, на дороге большая лужа. Лужу Бибишка объехала и к мосту подъехала. На мост въехала, с моста съехала, дальше поехала и в гости приехала. Все действия демонстрируются логопедом на макете, дети проговаривают приставочные глаголы. Обратный путь по очереди дети проезжают каждый отрезок пути и проговаривают соответствующий глагол.
Затем детям предлагают вернуться за столы, где у каждого находится картинка, отображающая какой-то отрезок пути Бибишки. Дети проговаривают, что делает Бибишка на их картинке.
Дети с низким уровнем развития – поехала, приехала;
Дети со средним уровнем развития – въехала, съехала;
Дети с высоким уровнем развития – подъехала, объехала.
5. Развитие мелкой моторики.
Внимание детей обращается на бабку коровку, которая ползёт по дороге. Чтобы машина на неё не наехала , детям предлагают её раскрасить красным карандашом.
Для чего вы раскрасили бабку коровку красным цветом?
6. Восстановление последовательности событий.
На доске представлен картинный план рассказа о путешествии Бибишки с отсутствием некоторых звеньев. Дети рассказывают про Бибишку, находя место своей картинке в общем картинном плане.
Итог занятия.
На память дети забирают раскрашенные ими картинки.
Муниципалиное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №26 «Сказка».
Образовательная область: Речевое развитие.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР.
Тема: «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ».
Подготовила:
Учитель-логопед Шибанова И.В.