с. Программа "золотой ключик" в школе и детском саду. обучение по выготскому л.с Дошкольная программа золотой ключик

Золотой ключик для педагогической дверцы

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДВЕРЦЫ

Программа «Золотой ключик» - одна из самых интересных из рекомендованных Министерством образования России для использования в дошкольных образовательных учреждениях. Разработанная в конце 80-х годов психологами Г.КРАВЦОВЫМ, Е.КРАВЦОВОЙ и Е.БЕРЕЖКОВСКОЙ, она, к сожалению, еще плохо известна нашим педагогам и управленцам.
В настоящее время по этой программе работают несколько десятков образовательных центров в разных уголках России, в том числе в Балашихе, Белой Калитве, Владимире, Невинномысске, Нижнекамске, Ростове-на-Дону, Сургуте и др.
Подробнее рассказать об идеях программы и путях ее реализации мы попросили Клару КОРЕПАНОВУ, сотрудника Лаборатории психопедагогики образования при Администрации Московской области.

- Клара Михайловна, в чем, на ваш взгляд, состоят наиболее существенные отличия программы «Золотой ключик» от других программ дошкольного образования?

Наша программа не случайно разрабатывалась именно психологами, и не случайно процесс ее внедрения отслеживает Лаборатория психопедагогики. Этим задано основное направление программы - психологизация образовательного процесса. Все разделы программы, ее основные направления и средства реализации программных задач связаны с современными представлениями психологической школы Л.С. Выготского о возрастной периодизации детства, об основных законах развития психики ребенка, о его потребностях, способностях и возможностях.
Первое, от чего отказались авторы «Золотого ключика» в своей программе, это от изоляции дошкольников от других возрастов. Эпоха детства, по их мнению, заканчивается примерно к 10 годам. До этого возраста дети, несмотря на все изменения внутри этого периода, подчиняются, так сказать, законам Детства. Отрыв дошкольного образования от образования в начальной школе кажется искусственным, оправданным скорее удобствами взрослых и традицией, чем собственно законами психологического развития.

- Видимо, с пониманием этих законов и связан рост количества комплексов «начальная школа - детский сад» - образовательных учреждений нового типа.

Кравцовы первыми предложили организовать образовательный процесс, опираясь на принцип единства и взаимосвязи образовательных процессов в дошкольном и начальном школьном возрастах. Но предложенный ими вариант детского центра сильно отличается от того, с чем мы обычно встречаемся в комплексах «начальная школа - детский сад». Согласно программе «Золотой ключик», группы детей образовательного центра организуются по разновозрастному принципу. В каждой группе обязательно есть дети от трех до десяти лет. И это принципиальное положение.
Каждая группа детского центра построена по образу многодетной семьи, где сосуществуют дети разных возрастных ступеней. Таким образом, решается сразу несколько педагогических задач. Во-первых, мы получили возможность не разделять братьев и сестер из одной семьи: они посещают одну группу. Для маленьких детей, впервые переступающих порог центра, это крайне важно. Мамы нет, но братик или сестричка - вот они, тут как тут, и им здесь хорошо - весело, интересно. Знакомое лицо, гарантированная защита и опека - все это вселяет в малыша уверенность и сильно ослабляет стресс, который обычно испытывают дети, начинающие посещать детский сад.
Кроме того, разновозрастная группа помогает по-новому решать задачи социализации детей. Младшим предоставлена возможность учиться у старших. Они это делают успешно и с удовольствием. Такое обучение часто гораздо более продуктивно, чем когда детей обучают взрослые. Так всегда было в многодетных семьях и в детских сообществах. А старшие обучаются элементарным навыкам опеки над малышами, учатся выступать в роли учителей. Тоже очень полезные навыки. Особенно с точки зрения будущей семейной жизни. Кроме того, таким образом создаются оптимальные условия для развития игровой деятельности. Игра - основная движущая сила для реализации программных задач «Золотого ключика». В наши игры включены и дети, и педагоги, и родители.
Когда по программе «Золотой ключик» начали работать первые детские центры, мы смогли убедиться, что в разновозрастных группах для детей создаются самые комфортные психологические условия. Дети ходят туда с радостью и едва могут дождаться, когда закончатся выходные дни. И вот ведь что удивительно: создание комфортных психологических условий привело к резкому снижению соматических заболеваний у детей наших центров.
Главный врач санэпидемстанции г. Белая Калитва предоставила нам статистические данные по заболеваемости детей в разных детских садах города за последние
8 лет. Согласно этой статистике, заболеваемость в нашем детском центре оказалась в несколько раз ниже, чем в других образовательных учреждениях.

Это действительно сильный аргумент. Но разновозрастные группы не являются чем-то исключительно новым в педагогике. Этого же принципа придерживаются монтессори-педагоги и вальдорфские педагоги. Но, насколько мне приходилось слышать, им всегда предъявляют одни и те же претензии. Мол, социализация - это хорошо, игра - тоже, комфорт - безусловно. Но старшие дети в разновозрастных группах неизбежно будут отставать в интеллектуальном развитии от своих сверстников, занимающихся в одновозрастных группах. Младшие будут их тормозить. На этом основании делались выводы о том, что монтессори-педагогика и вальдорфская педагогика имеют антиинтеллектуальный характер. Если хочешь, чтобы ребенок был интеллектуально развит, надо искать другие формы.

Я не берусь сейчас обсуждать тонкости других педагогических систем. Но к создателям программы «Золотой ключик» вряд ли можно предъявить подобную претензию. Не правда ли, было бы очень странно, если бы коллектив психологов, ее разрабатывающий, в чем-то ущемил старших детей и не продумал оптимальные условия для их умственного развития.

- Чтобы это понять, надо знать, как организован день в центрах, работающих по программе «Золотой ключик», и как построена система занятий.

Это важный вопрос. Группа детского центра обычно состоит из 22-25 человек. Туда входят примерно по 3-5 человек каждой возрастной группы: 5 трехлеток, 5 четырехлеток, 5 пятилеток, 5 шестилеток-первоклассников, 5 второклассников. Конечно, возможны варианты. Все дети утром приходят в группу - в свою групповую «семью» - и собираются в кружок*.
Здесь обсуждают со своими педагогами перспективы предстоящего дня и сообщают свои последние новости. Затем они вместе завтракают и расходятся на занятия по возрастам: шестилетки остаются с одним педагогом, малышами будет заниматься другой, второклассники отправляются на уроки в свой класс и т.д.

- На обычные уроки?

Конечно, нет. Уроки в наших центрах комплексные, продолжительностью 1 час 20 минут. Методика их проведения предполагает самые различные виды деятельности, в том числе работу парами и в микрогруппах, при этом дети могут перемещаться по классу - то за партами работать, то на ковре, то на диване - в зависимости от поставленных перед ними задач. Но описать это в двух словах невозможно. Организация урока по программе «Золотой ключик» - это тема для отдельного большого разговора.

- И сколько у детей таких уроков в день?

Два урока. Один - после завтрака, до События. Другой - после События.

- «Событие» - это новое слово в нашем разговоре.

- «Событие» - это ключевое слово для организации жизни детей в детских центрах, работающих по программе «Золотой ключик». События связаны с общими обучающими играми, в которые включаются все дети группы. Например, им предлагается игра-путешествие в Северную Америку. Надо отыскать следы Колумба, или вернуть его сокровища, или познакомиться с индейцами. Чтобы игра прошла успешно, к ней надо подготовиться. Перед детьми ставятся задачи: научиться тому-то и тому-то. Например, разбирать и рисовать карты, прочитать книги об индейцах, научиться считать узелки и т.п. Овладеть этими навыками детям помогают педагоги. Частично это происходит на уроках, частично - в другое время. Но в самой игре педагоги отходят в тень. Все активные и главные роли отдаются детям. Многим детям такие игры помогают решать свои психологические проблемы. Помню одного совершенно невозможного мальчишку, который извел всех воспитателей. Но в роли индейского вождя он смотрелся великолепно и так доступно и подробно объяснял обычаи индейского племени, что любой учитель мог только позавидовать. В программе разработано несколько таких игр, которые должны стать для детей группы событиями. Через каждую должны решаться те или иные психологические задачи. Есть игры, в которых дети представляют себя великанами или лилипутами, чтобы научиться соотносить себя с миром, а мир - с собой. Это своего рода «экспериментальное масштабирование» - очень важная вещь с точки зрения преодоления той же тревожности.

- Все это очень интересно, просто дух захватывает. Но представить себе педагога, работающего по такой программе, довольно сложно. Он же должен все время что-то придумывать, все время играть!

Это сложно только с непривычки. Наши педагоги привыкли играть. Это требуется стилем программы, и это для них естественно. Они просто уже не могут по-другому. Педагоги работают у нас в группах парами. С утра детей встречают вдвоем. В парах у них всегда есть роли: один - очень умный, этакий всезнайка. К нему можно обратиться с любым вопросом. А другой - сам ничего не понимает. То ему что-то по десять раз объяснять приходится, то он все время о чем-нибудь спрашивает. Дети с удовольствием берутся ему объяснять, что да как устроено. На авторитет педагога это нисколько не влияет. Тем более что роль эта не постоянна, а ситуативна.
Конечно, играющий воспитатель - это особый воспитатель. Не очень много у нас таких в России. Чтобы играть - вот ведь интересная деталь! - надо все время учиться и постоянно пополнять свой культурный багаж.

- А ваши учителя начальной школы? Они ведь тоже должны быть специально подготовлены?

Конечно. Они должны учить интересно и качественно. Пока нам это удавалось. Выпускники наших центров обычно хорошо учатся
в средней школе. Директор детского центра
г. Владимира Людмила Щедронова как-то не без гордости сказала нам, что если в первые годы работы по программе «Золотой ключик» нужно было пристраивать детей в школы, то теперь она выбирает, где ее воспитанникам лучше продолжить свое образование.

- Клара Михайловна, если коллектив какого-нибудь детского учреждения вместе со своей заведующей вдруг увлечется идеями «Золотого ключика», он беспрепятственно сможет перестроить свою работу по программе Кравцовых?

Программа утверждена министерством. Но она предполагает расширенный штат сотрудников. Помните, я сказала, что у нас педагоги работают парами? Кроме того, детский сад должен будет перестроиться в центр, включающий еще и ступень начальной школы. Возможно, такому коллективу придется искать источники дополнительного финансирования - либо у местных властей, либо у спонсоров. Но по опыту мы знаем, что это возможно.
Во всем остальном проблем не должно быть. Нужно только связаться с нашей Лабораторией, чтобы пройти курсы подготовки и получить пакет программных документов и сценарии игр и занятий.
Самодеятельности, честно говоря, мы побаиваемся. Нет ничего хуже искаженных идей: они легко компрометируют себя. Может быть, поэтому мы пока так осторожны в популяризации нашей программы, которую считаем важным достижением современной психолого-педагогической науки.

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Программу "Золотой ключик" см в 7 номере "Дошкольного образования"

Клара Корепанова

Данная программа разработана под руководством Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой.

Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания – максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).

Основная цель программы – «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку». Для реализации этой цели предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей. Какие же это изменения?

  • Изменить организацию педагогического процесса: ребенок не просто получает знания от взрослого, а «проживает» вместе с ним определенные эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом.
  • Изменить позицию педагога в образовательном процессе: взрослый не только учит и воспитывает, но и «живет» совместно с детьми, и конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей интересной жизни.
  • Преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада: родители должны непременно активно участвовать в работе детского сада и свободно подключаться к жизни своих детей.
  • Сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания: жизнь в детском саду должна строиться по образцу большой семьи, которая как бы является продолжением собственной семьи ребенка.

Для реализации этих положений предусматривается организовать жизнь детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители.

Программа «Золотой ключик» предполагает заложить основы широкого гуманитарного образования. В отборе образовательного содержания авторы опираются на типовую программу обучения и воспитания в детском саду и на программу для первого – четвертого классов общеобразовательной школы. Кроме того, детей дополнительно знакомят с некоторыми сведениями из различных гуманитарных областей (из истории культуры, мифологии, истории своего народа и всемирной истории) и основами естественных наук (основами физической географии, биологии и экологии, элементами алгебры). На практических занятиях дети осваивают начала различных искусств и народных ремесел.

Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим. Так, на первом году обучения развивается способность ребенка действовать в окружающем пространстве, формируется умение организовать пространство своей деятельности в зависимости от ее целей. На втором году обучения главной задачей является организация действий ребенка во времени: дети учатся выстраивать свои действия, планировать их, прогнозировать результаты своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события своей жизни. На третьем году обучения главная задача – научить детей действовать с разными материалами; дети учатся пользоваться их свойствами и особенностями в зависимости от задач своей деятельности. Задача заключительного этапа дошкольного возраста (шесть – семь лет) – развивать у детей способность к анализу собственной деятельности, дети учатся анализировать свои достижения, рефлексировать цели и средства собственных действий, в результате чего начинают осмыслять себя субъектом своей деятельности.

Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально разработанная система мероприятий, связанная с сезонными циклами. С помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных «событий» дети «погружаются» в новые области действительности, внутри которых усваивают новые знания и умения. Так, например, «устраивается» путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много нового по географии и истории, о жизни экзотических животных, о климате, о народных традициях местных народов и т.д. Авторы полагают, что такая организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к познавательному содержанию.

Программа «Золотой ключик» предлагает разработки для изучения конкретных тем, дает рекомендации по проведению мероприятий – «событий», необходимых для каждого года обучения, а также содержит свой перечень требований к знаниям и умениям детей для каждого года пребывания в детском центре. Интересно, что общепринятые «Критерии оценки развития детей к концу года» основное внимание уделяют оценке знаний, умений и навыков детей, а результаты развития эмоциональной сферы оцениваются лишь в общих чертах (и только на первом и последнем годах пребывания детей в детском саду).


Просмотров: 12928
Категория:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Авторская образовательная программа «Золотой ключик» авторы программы Кравцова Е.Е. – д.психол.н., профессор, директор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Кравцов Г.Г. - д.психол.н., профессор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Бережковская Е.Л. – зав. учебно-научной лаборатории психологии воли института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ

Автор программы Е.Е.Кравцова входила в состав группы по разработке стандарта по дошкольному образованию. Программа соответствует требованиям стандарта дошкольного образования Реализация программы «Золотой ключик» обеспечивается методическими разработками и авторским сопровождением Программа представляет собой модель непрерывного образования.

Принцип непрерывности образования соблюдается на всех уровнях: - на уровне взаимодействия детей разного возраста; - на уровне реализации полученных знаний в практической деятельности;

Принцип непрерывности образования соблюдается на всех уровнях: - на уровне связи образовательного учреждения с семьей; - при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию;

Принципиальные отличия программы « Золотой ключик» Каждый ребенок по своей природе волшебник. Он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу-Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом. Правда, для этого детям нужна помощь взрослых.

Надо, чтобы у ребенка был материал и содержание для фантазии. Надо, чтобы он поверил в свое могущество. Надо, чтобы его волшебство помогло ему открыть окружающий мир и способствовало конструированию собственного внутреннего мира. Принципиальные отличия программы «Золотой ключик»

Основа всего процесса – организация событий

События создают условия для неотчужденного обучения

Все без исключения взрослые детского сада участвуют в организации событий и воспитании детей. Реализуется принцип парной педагогики

События проживаются детьми вместе со взрослыми в игровой форме

Играющий взрослый – это необходимость

Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста (ведет за собой развитие) Игра – форма совместной деятельности детей и взрослых Игра - способ обучения дошкольников; Игра - способ организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста; Игра - средство диагностики психического и личностного развития ребенка; Игра – средство коррекции нарушений психического и личностного развития детей дошкольного возраста Почему игра–необходимость

Дети в «Золотом ключике» - объединение в разновозрастные группы

Это дает детям возможность учить младших и равняться на старших

Программа направлена на становление общности «дети-родители-педагоги»

Организация жизнедеятельности детей по программе «Золотой ключик» является здоровьесберегающей, что неоднократно отмечалось специалистами дошкольного образования. Детям неинтересно болеть – можно пропустить интересные события.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Программа «Золотой ключик» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей»

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности с использованием различных видов кукольного театра. По данной программе могут заниматься дошкольники 3 - 7 лет (младшая, ...

Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, а так же между начальной и средней школой. Поэтому школа и детский сад "Золотой ключик" в ЗАО организуют многоуровневый образовательный процесс: семейный клуб для родителей и детей раннего возраста - детский сад - группа подготовки к школе - начальная школа - средняя и старшая школа.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРОГРАММОЙ "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"

  • Создание детско-родительско-педагогической общности;

  • Создание условий для эмоционального благополучия детей и их семей, педагогов;

  • Развитие коммуникативной деятельности детей в условиях разновозрастного сообщества;

  • Создание условий для полноценного развития личности каждого ребенка и педагога, реализации их творческого потенциала;

  • Обеспечение возможности оптимального познавательного развития детей.

  • ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Программа "Золотой ключик" спроектирована в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Если вычленить основные позиции данной научной концепции и сформулировать основные положения, ставшие основой для построения программы, то выглядеть они будут так:

  • В центре воспитательно-образовательного процесса находится ребенок, являющийся, наряду со взрослыми, субъектом процесса. Данный тезис предполагает личностную заинтересованность ребенка и его семьи в обучении; учет педагогами психологических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; создание условий для проектной деятельности детей и взрослых, влияющей на выбор средств, методов и приемов реализации программного содержания, а так же на темп и сроки ее реализации.
  • Ключевым направлением воспитательно-образовательного процесса является формирование, расширение и актуализация зоны ближайшего развития как детей, так и взрослых (педагогов и родителей). Это значит, что процесс обучения меняет как педагога, так и ребенка качественно, выводя его на новый уровень личностного развития.
  • Обучение и воспитание детей происходит с учетом психологических особенностей возраста детей (ведущая деятельность, центральная психологическая функция, формирование произвольности). Подразумевается включение игры в обучение и обучения в игру; проектирование образовательного процесса в контексте спонтанного и реактивного обучения, формирование произвольности в доступных на определенном возрастном (и личностном) этапе видах детской и взрослой активности.
  • Создание условий воспитания и обучения, при которых образовательный процесс не отчужден от жизни ребенка в семье.
  • Организация жизни в школе-детском саду по программе «Золотой ключик» предполагает наличие разновозрастных групп детского сада, а так же создание межвозрастных объединений учеников школы для решения образовательных задач, что позволяет выстроить полноценный процесс разнопозиционного общения, лежащего в основе развивающего обучения.
  • Педагоги школы и детского сада реализуют принцип парной педагогики, позволяющий создавать пространство для формирования и расширения зон ближайшего развития как детей, так и педагогов. Это означает, что в группе детского сада одновременно на протяжении всего дня работают два воспитателя, выстраивающие воспитательно-развивающую деятельность, а образование школьников организовано с учетом непременного участия двух основных педагогов, взаимопродолжающих и взаимозаменяющих друг друга.
  • В основе построения воспитательно-образовательного содержания программы "Золотой ключик" лежит событийный принцип, позволяющий реализовывать образовательные задачи для детей различных возрастов, различного уровня психологического и личностного развития, с различными особенностями и трудностями. Такой подход позволяет детям проявлять инициативу, чувствовать себя полноценными участниками происходящего, влиять на выбор форм и средств реализации программного содержания.